Проект«Развитие у детей чувства времени»
методическая разработка (математика, подготовительная группа) по теме

Подлеснова Ольга Валерьевна

Дан материал по созданию проекта в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektchasy.docx53.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие у детей чувства времени»

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»г.ВольскаСаратовской области»

В подготовительной к школе группе

                           

                           «Время есть бесконечное движение,

                  Без единого момента покоя».

                                                                        Л.Толстой

Участники проекта:

О.В Подлеснова,педагоги,

дети и их  родители

             Сроки реализации проекта: май 2010г

 

Цель проекта:

Формирование представлений детей о времени

Задачи:

1. Знакомство с часами.

2.Формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.

3.Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать по времени деятельность

4.Развивать воображение, любознательность, уверенность в своих силах.

5.Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

6.Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Этапы организации работы проекта:

Ι этап – начальный: проектирование  

  1. Чтение книг
  2. Наблюдения
  3. Беседы
  4. Формулировка проблемных вопросов
  5. Выдвижение гипотез
  6. Планирование работы

ΙΙ этап – технологический (реализация проекта)

                                                                     

  1. Сбор информации из разных источников

(рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи)

  1. Беседы

(«Что такое часы», «Для чего нужны часы», «Какие бывают часы», «Время и мы» и т.д.)

  1. Дидактические игры:

«Машенькин-день», «Почини часы», «Наш день», «Который час?» и т.д.

  1. Наблюдения
  1. Изобразительная деятельность (рисунки)

ΙΙΙ этап – рефлексивный этап

  1. Обобщение и систематизация  полученных знаний
  2. Фиксирование результатов полученных знаний

(создание выставки книг и рисунков, оформление журнала, создание мини-музея часов.)

  1. Формирование выводов

ΙV этап – заключительный

  1. Рассказ друзьям и родителям группы  

План работы:

1.Познакомить детей с часами, формировать навык регуляции деятельности во времени.

 (из наблюдений, с помощью взрослых, просмотра энциклопедий, справочников);

Занятия с детьми на тему: «Путешествие в царство часов»,

                                              «Игра-путешествие в прошлое часов»

                                    - декабрь 2009г – апрель 2010г  

ответственный (Подлеснова.О.В)

2.Познакомиться с художественными произведениями:

Т.И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика», «Кукушка в часах», «Девочка и время», И. Мельников «Про часы и о часах», В.Садовский «Тик-так», стихи: Вольт Суслов «Который час», Й.Змай «Часы», С. Жупанин «Лесные часы», «Часы с боем», загадки про часы и т.д.

                                   - декабрь 2009г – апрель 2010г

                                       ответственные (Подлеснова.О.В )

3.Консультация для родителей на тему: «Развитие у детей чувства времени»; Рекомендации родителям: «Как научить ребенка определять время по часам».

                                   - декабрь 2009г - февраль 2010г

ответственный (Подлеснова.О.В)

4.Дидактические игры с детьми

ответственные (Подлеснова.О.В )

5. Изготовить макеты часов, изготовить дидактическую игру «Что было и что будет», «Путешествие в страну часов»

             - февраль 2010г ответственный (Подлеснова.О.В)

6. Оформить выставку рисунков и альбом «Часы прошлого и настоящего», создание мини-музея часов.

                                 - январь 2010г - апрель 2010г

ответственные (Подлеснова.О.В, дети, родители)

7.О результатах рассказать взрослым и своим друзьям.

                                - апрель –май 2010г

Итоги проведения проекта

 По наблюдениям, у детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Эта тема показалась интересной и оригинальной, и возник проект «Развитие у детей чувство времени». Были поставлены цели, задачи проекта, определены четко этапы и сроки реализации проекта, составлен план работы проекта. Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельно сти измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

   1.        Знание временных эталонов (обобщенное представление
о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

    2.        Переживание — чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообраз ную деятельность детей в пределах определенных временных от резков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой фор мирования способности планировать свою деятельность во време ни, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрос лых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следова тельно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

При оценке времени в процессе выполнения более содержатель ных заданий (свободная лепка, или конструирование построек из настольного строительного материала, или рисование и т. п.) дети проявляли большую точность в определении длительности трехминутного интервала без использования часов.

Для того чтобы дети использовали время как регулятор дея тельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятель ности, мы уточняли их знания о почасовом распорядке жизни в дет ском саду. Делали это на занятии, цель которого воспитатель определил так: «На занятии мы вспомним, когда что делаем в дет ском саду, и покажем это на часах». Дети передвигали на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, рассказы вали, что они в это время делают.

В подготовительной к школе группе с детьми договорились, что в установленное время они сами будут строиться на гимнасти ку, а дежурный будет ее проводить. Опыт показал, что дети могут самостоятельно регулярно проводить гимнастику по комплексу, ко торый с ними разучивает воспитатель каждый понедельник. В конце года детям было предложено самим, без предупреж дения, в положенное время садиться на места для занятий.

Приучая детей к точности во времени, необходимо строго со блюдать намеченные сроки, так как всякие отступления от наме ченного времени воспринимаются ими особенно остро.

Как видим, в процессе любого занятия в детском саду есть воз можность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продол жительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5—30 минут. Воспитательная ценность таких занятий возрастает. В нашем опыте в таких условиях дети более организованно работали, меньше отвлекались, регулировали темп своей деятельности и больше успевали сделать. У них не про падало время на ожидание отстающих, все приучались кончать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к шко ле. В ходе работы у детей все более совершенствовалось чувство времени, и умение регулировать свою деятельность во времени. В целях педагогического просвещения  родителей разработала и выпустила журнал «Все о часах», «Стихи и загадки», оформили выставку детских рисунков, выставку родительских рисунков, книг, изготовили д/и «Что было и что будет», «Путешествие в страну часов».

Оформила вместе с детьми выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего», создали совместно с родителями мини-музей часов.

В завершении проекта проводился повторный опрос детей, который показал положительные результаты проекта.

Результаты опрос - диагностики детей подготовительной к школе группе

Начало проекта «Развитие у детей чувство времени»

Завершение проекта «Развитие у детей чувство времени»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация проекта «Развитие у детей чувства времени»

Презентация проекта«Развитие у детей чувства времени»,в которой вы увидите наглядный материал ...

Развитие у детей чувства времени в подготовительной группе.

На занятиях дать детям понятие об интервалах в одну минуту, три минуты, пять минут и как сумму отдельных минут, используя одноминутные песочные часы. Объяснить детям, что минуты можно измерить по часа...

Проект «Развитие любознательности у детей старшей группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Волшебница Осень»

Исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций.ссылка на презента...

Консультация для родителей на тему: "Развитие у детей чувства времени".

Помочь родителям научить детей знать эталоны времени....

Консультация для родителей «Развитие у детей чувства времени»

Консультация для родителей  «Развитие у детей чувства времени»...

Рекомендации для родителей по формированию у детей чувства времени.

формирование пространственно - временных представлений у детей с ТНР затрудгнено, всилу ряда причин. Поэтому задача родителя, как можно чаще и подробнее рассказывать о событиях прошедших и предстоящих...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ "Развитие познавательных способностей детей путём создания мини-музея: «Моя лошадка» (познавательно-исследовательский проект)"

         Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа ...