Математические игры в различных видах деятельности дошкольника. Из опыта работы.
статья по математике (подготовительная группа) по теме

шакирова гульнур фаридовна

 

Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых эле­ментов в упражнения, а также при­влечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задачи  дети любят с помощью новых необычных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_rabotypo_logike_i_matematiki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математические игры

в различных видах деятельности дошкольника

Из опыта работы.

Развивающие игры по математике привлекательны своей разно плановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в различных видах деятельности детей. Эти пособия, упражнения отвечают потребности ребенка в игре, в получении радости от познания.

Начиная с младшей группы я знакомлю детей с различными видами игр по математике. Работа была сначала с пособия «Сложи узор»: во время совместной деятельности мы рассматривали кубики, описывали их, называли цвета, а также уточняли(в средней группе), что две грани кубиков состоят из треугольников.

Первое задание: построить желтую дорожку из четырех кубиков. Вопрос: «С каким временем года вы связываете желтый цвет?» Дети отвечали, что он похож на осень, так как в это время года листья желтеют. Ребята «ходили» пальчиками по дорожке и читали стихи про осенние листья («Осенний дождь»).

Затем мы построили белую дорожку. Она, по мнению детей, была похожа на снег. Несколько детей вспомнили стихи, загадки о зиме.

Затем нам было нетрудно построить синюю дорожку и сравнить ее с весенними ручейками, образовавшимися от таяния снега. Пальчики «прыгали» по ручейкам. Дети вспоминали веселую считалку «Эни-бени-раба...»

Красная дорожка вызвала ассоциацию с летом. Дети говорили, что она напоминает им красивые цветы,  клубники. Их пальчики «прилети» отдохнуть на полянке. Дети делились своими впечатлениями о лете.

На занятиях и в совместной деятельности было предложено рассмотреть карточки с узорами и найти ассоциации с какими-либо образами. Сначала дети составляли из кубиков картинки небольшой сложности. Они были одноцветными,

с квадратными гранями. Задания усложнялись добавлением количества кубиков и разнообразием цветов. Затем мы стали составлять узоры из четырех кубиков и гранями, состоящими из треугольников («Фонарик», «Елочка», «Пропеллер», «Молния», «Бантик» и т. д.). Совместно с детьми мы рассматривали картинки, делили их на части, выделяли отдельные кубики. Выкладывать узор дети начинали с верхнего ряда, слева направо. Такой алгоритм действий позволил быстрее справляться с трудоемкими задачами. Усложнение шло за счет увеличения числа кубиков.

В конце декабря — начале января мы перешли ко второму этапу развития игры. Детям было предложено зарисовать готовые узоры либо придумать свои картинки и нарисовать Ребята, проявляющие интерес к занятиям по математике, стали изобретать свои орнаменты. Остальные дети со временем тоже заинтересовались данным видом деятельности, но они зарисовывали готовые образцы. Некоторые дети обводили один кубик и раскрашивали его. При зарисовке узоров я помогала детям, показывала, как при помощи линейки и простого карандаша можно начертить квадраты и разделить их на треугольники.

Пособие «Сложи узор» находится в доступном для детей месте, к ней прилагается набор карточек, в том числе и картинки, придуманные ребятами. Во время наблюдения за свободной деятельностью дошкольников в группе было отмечено, что дети, которые раньше не проявляли интереса к занятиям по математике, стали обращаться к данной игре и добились определенных успехов. Ребята с удовольствием помогали друг другу, если возникали трудности при составлении различных узоров.

 На занятиях по математике я использовала игровой сюжет, Микки- Мауса прислал письмо из леса, так же использовала   блоки Дьенеша это добавляет  сказочный колорит.

Дети с более высоким уровнем развития сразу увидели, что фигуры имеют разные формы, они выделили квадраты, треугольники, круги, прямоугольники. Мы разложили их по этому признаку на четыре группы. Среди этих групп ребята выделили фигуры трех различных цветов. Некоторые заметили, что «волшебные камни» имеют различную величину (большие и маленькие).

С набором фигур Микки-Маус прислал нарисованные им картинки.

Ребята внимательно рассмотрели предложенное пособие: находили на карточках знакомые фигуры, определяли, что же изображено на них. Затем в свободное время дети составляли данные образцы. В ходе этой работы выяснилось, что в некоторых картинках присутствует большее количество фигур, чем есть в наборе. Поэтому мы написали письмо Микки-Маусу в котором просили его прислать еще один набор блоков. Сказочный герой с радостью откликнулся на нашу просьбу.

При составлении различных изображений дети заметили, что некоторые фигуры имеют разную толщину Мы стали сравнивать их по этому свойству.

Дети строили из блоков объемные сооружения: машины, дома, ворота. Затем они стали придумывать свои постройки. В сюжетно-ролевой игре «Магазин» ребята «продавали» свои «изделия». Используя пособие к блокам Дьенеша, мы усложнили задание: предстояло брать из корзинки любую геометрическую фигуру и «показать» только тот «товар», в котором присутствует именно эта фигура. Затем «покупатели» забирали «покупку», то есть перекладывали нужные блоки на другой стол и собирали такое же изделие.

На занятиях по математике дети познакомились с карточками, которые обозначают свойства блоков Дьенеша. Мы использовали условные рисунки, предложенные профессором 3.Семадени в 1972 году. Дети не все, но все же быстро восприняли новые условные обозначения. Со свойствами фигур они уже были знакомы, поэтому задание, направленное на соотнесение карточки с определенным свойством, не вызвало у них больших сложностей. На занятиях и в совместной деятельности ребята выполняли различные упражнения, позволяющие быстро определять, подходит ли та или иная фигура по своим качествам' к заданной комбинации карточек.

Сначала количество условных обозначений было небольшим. Дети группировали блоки по двум признакам. Задания упрощались уменьшение количества фигур в наборе.

Блоки Дьенеша позволяют формировать умения выделять множест геометрических фигур по их признака и по существующим во множестве от ношениям.

Игровые упражнения с кольцами также помогают выполнить эти задачи.. Данный вид задания интересен детям. Сначала мы разбивали множеств" фигур на непересекающиеся под множества по одному признаку, затем по двум (например, желтые треугольники и красные круги). В качеств наблюдения было дано упражнение позволяющее выработать умение распознавать и выделять общую час двух множеств. Дети распределяя фигуры по двум признакам: красный цвет фигур и прямоугольная форма. Ребята положили красные фигуры одно кольцо, а прямоугольники — другое. У некоторых детей данная ситуация вызвала замешательство: определить красный прямоугольника ведь они отвечают двум требования Я предложила частично наложить один обруч на другой и поместить туда эти блоки. Таким образом, прямоугольники красного цвета оказались сразу в двух кольцах.

Во время работы с кольцами были также предложены фигуры, не соответствующие ни одному признаку. Данная ситуация ставила детей в тупик, некоторые пытались положить такой блок в кольцо, другие оказались в замешательстве. В итоге было решено положить эти фигуры вне колец.

На занятиях дети «угощали» друга Микки-Мауса — медвежонка Мишу. Угощением было вкусное печенье — блоки Дьенеша. Детям демонстрировалась карточка со свойствами фигур и было предложено положить печенье в левую лапу медвежонка. Затем фигуры, соответствующие другим признакам, ребята клали в правую лапу медвежонка. Так слева оказывались большие желтые блоки, а справа — маленькие красные фигуры.

Постепенно данное задание усложнялось, в игру стали включаться сразу 4 признака блоков. Детям демонстрировались 4 карточки с разными свойствами фигур. Ребята говорили, какую фигуру надо достать из волшебного мешочка. Я показывала один из блоков, а дети определяли, является ли он «отгадкой». Если фигура не соответствовала нужными требованиями, то необходимо было объяснить, почему. Затем детям предлагалось самим достать блок из волшебного мешочка и на ощупь определить его форму, величину и толщину. Это задание всем очень понравилось. Оно развивает тактильные ощущения и позволяет еще раз повторить свойства фигур.

На следующем этапе работы дети записывали на листочках признаки блоков. Для удобства лист бумаги делится на 4 части, в каждой из которых ребята рисуют соответствующее свойство. Сначала это работа давалась не всем легко, так как многие сомневались, что смогут правильно нарисовать то или иное свойство. Но через несколько занятий дети поверили в свои силы, стали более уверенно чертить геометрические фигуры, толстого и

тонкого человечков, а также большой и маленький дома. Затем используются наборы плоских блоков— на каждого ребенка, что позволяет расширить количество выполняемых упражнений.

Перед Новым годом мы мастерили гирлянды для украшения группы. Было также предложено изготовить гирлянду для Микки-Мауса, так как он в волшебном лесу тоже будет наряжать елочку. Ребята с радостью откликнулись на эту просьбу. Детям были названы три свойства геометрической фигуры, которую нужно было положить вначале с левой стороны стола. Затем, следуя устной инструкции, мы выложили всю гирлянду. Данную игру можно проводить в разных вариантах. Дети выкладывают бусы для куклы, опираясь в выборе фигур на карточки с изображением их свойств. Также стоит предложить детям рассмотреть разноцветные «флажки», выложенные в ряд, и попросить найти ошибку Для этого воспитатель по порядку называет свойства фигур, в двух или трех случаях «флажки» не соответствуют нужным признакам. Дети объясняют, почему фигуры надо поменять, и производят замену.

На следующем занятии после составления гирлянды мы решили узнать, как же Микки-Маус нарядил свою ель. Сказочный герой прислал карточки, на которых было показано, как необходимо это делать с помощью блоков. Письмо мышонка было спрятано в группе, его мы искали с помощью плана помещения. На нем ребята узнали групповую мебель, сказали, на какие геометрические фигуры она похожа. Мы шли по маршруту, предложенному на плане, и нашли карточки. Затем дети достали по две фигуры из «волшебного» мешочка. Им было названо 3 свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда. Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на нужное место елочки. Так мы полностью нарядили дерево. Затем дети обращались к этой игре в самостоятельной деятельности.

Большой интерес у ребят вызвала игра мы загружали

вагоны поезда. Данная игра позволяет производить преобразования с фигурами, изменяя одно из их свойств. У каждого из детей на столе были плоские блоки. Вначале им были показаны

3  карточки с изображением свойств первой фигуры. Ребята находили ее в своем наборе, затем эту фигуру надо было поменять в соответствии с требованиями. Например: нужно изменить цвет блока, после этого меняется его величина или форма. Так загружаются

4  вагона. В старшем возрасте можно делить детей на группы и выполнять задание на скорость.

После того как ребята стали более свободно кодировать свойства фигур, они были ознакомлены с карточками — отрицаниями свойств. В совместной деятельности мы рассмотрели их. Дети заметили, что они такие же, как и прежние карточки, только картинки перечеркнуты. Зачем это сделано, ребята не догадались. На занятии детям было предложено определить свойства фигуры и записать их при помощи уже знакомых карточек. Это был красный толстый квадрат. Четвертое свойство было «небольшой». Оно обозначалось карточкой с перечеркнутым большим домом. Детям был задан вопрос, что значит слово «небольшой». Они ответили: «Значит, что квадратик маленький». Рядом с предыдущей карточкой мы поставили изображение маленького домика. И дети получили объяснение, что перечеркивание домика значит отрицание «не»: «небольшой» значит — маленький. Так же велась работа с карточками с перечеркнутыми маленьким домиком и с фигурами толстого и тонкого человечков.

Для лучшего усвоения нового материала проводилась следующая игра: детям демонстрировалась карточка с отрицанием одного из свойства, и они поднимали свою фигуру, если она соответствовала этой карточке. При этом мы проговаривали название изображения с отрицанием и соответствующий вариант без отрицания. Далее мы кодировали свойства фигур, используя карточки со знаками отрицания   .  Знак отрицания признака цвета усваивался детьми сложнее, так как в этом случае возможны две альтернативы: если не желтый, то может быть как красный, так и синий. Сначала мы учились правильно определять значение этих карточек. Затем в игре по выявлению свойств фигуры дети обозначали ее цвет, используя две карточки с отрицанием цвета. Они делали вывод, что если фигура НЕ красная и НЕ желтая, то она является только синей. Постепенно дети научились задавать вопросы, уточняющие цвет блока.

Аналогично вводилось отрицание формы. Игра проводилась так же, но с учетом наличия четырех видов геометрических форм. Пришлось столкнуться уже с тремя альтернативами: если та или иная фигура НЕ прямоугольник, то это может быть либо треугольник, либо круг; либо квадрат. В этой ситуации дети задавали не один вопрос, а несколько, чтобы уточнить форму той или иной геометрической фигуры.

Игра проходит следующим образом. Воспитатель прячет за спиной какую-либо геометрическую фигуру и спрашивает: «Фигуру какой формы я спрятала?» Дети задают вопрос: «Не круг ли это?» — «Нет». Дети кладут перед собой на стол карточку «не круг». «Это квадрат?» — спрашивают они. «Нет». Все выкладывают карточку «не квадрат». «Это треугольник?» — «Нет». Появляется карточка «не треугольник». Воспитатель вместе с детьми повторяет, чем не является геометрическая фигура. Затем делается вывод, что был спрятан прямоугольник. Дети кладут на стол изображение прямоугольника. Все карточки выстроились в один логический ряд. Таким образом можно играть, определяя другие свойства геометрических фигур, используя при этом изображения перечеркнутых картинок.

В дальнейшем я планирую использовать различные упражнения, позволяющие детям лучше усвоить данный материал. Очень эффективной будет игра с кольцами, позволяющая разделить множество геометрических фигур на непересекающиеся подмножества, характеризующиеся карточками-

отрицаниями. Например, в одно кольцо нужно положить Небольшие фигуры, а в другое надо поместить не маленькие блоки. Второй вариант: в одно кольцо отправляются красные фигуры, а в другое — «не красные».

Математические игры и упражнения применяются и в сюжетно-ролевой игре «Водители». Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты — геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат те же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету. Задание можно усложнить, если на один или несколько стульчиков положить фигуры, отличающиеся одним свойством. Дети определяют несоответствие и исправляют ошибку.

Когда ребята изображали автомобили, они «приезжали» на «автозаправочную станцию». При помощи кубиков из методического пособия дети определяли, какой блок им нужно выбрать, чтобы «залить бензин».

Цветные палочки Кюизенера появились в нашей группе осенью, их доставили по почте из волшебного леса. Микки-Маус собрал палочки под огромным дубом. Дети с интересом рассматривали новую игру, пытались построить что-нибудь, сравнивали палочки по размеру. Затем мы предложили ребятам игру «На золотом крыльце...» Оно красочное, яркое, сразу привлекло наше внимание. В пособии карточки располагались от простого к сложному, что позволяло постепенно усложнять задания, подбирать палочки разного размера и цвета. Стихи, написанные под картинками, хорошо воспринимались детьми, наталкивали на размышления о сказочных героях, которых надо было выложить из палочек. Данная игра развивает мелкую моторику рук, процессы анализа и синтеза, позволяет ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, а также способствует более яркому проявлению воображения.

Занятия «Цветные числа» помогают формировать понятие итогового числа, выражаемого количественным числительным. Это понятие формируется путем «измерения числа с помощью

общей условной меры» в виде кубика, используемого в качестве единицы измерения. Такой вид работы был введен в нашей группе в декабре прошлого года. У детей на столах были разложены наборы кругов разного цвета и цветные палочки. Круги обозначали елочные украшения. Детям предстояло положить перед собой один красный круг, а под ним — один белый кубик. Затем ниже мы положили два синих круга, а под ними — два белых кубика. Детям нужно было отыскать палочку, которая была точно такой же длины, какую имеют два белых кубика, сложенные вместе. Путем практических измерений ребята пришли к выводу что: это розовая палочка, она помещается  под двумя кубиками. Был задан вопрос: какое число может обозначать; розовая палочка, если имеются два  белых кубика такой же длины? Ребята; назвали число 2.

После этого мы положили под розовой полоской три зеленых круга, а под ними — три белых кубика рядом. Дети нашли голубую палочку, длина которой равна длине трех белых кубиков.; Поэтому голубая палочка обозначает число 3.

Теперь ребята назвали числа имеющихся у них цветных полосок. На | следующем занятии таким же образом  мы познакомились с красной и желтой  палочками, обозначающими соответственно числа 4 и 5. В дальнейшем на занятиях мы строили лесенки из пяти ступенек и спускались по ним на счет от 1 до 5, затем поднимались, считая в обратном направлении. Также мы  строили заборчик из этих палочек и| пересчитывали их по длине, говорили, что одна палочка длиннее или короче другой на один белый кубик. Еще мы сравнивали рядом стоящие числа, обозначаемые этими палочками.

После Нового года вспомнили этот

Удивительный праздник и выложили елочку из палочек. Каждая веточка обозначалась с правой и с левой стороны палочками, которые представляю числа от 1 до 5. Затем на веточки  белыми иголками мы повесили шарики с числом 1, на розовые  с числом 2, на голубые  с числом 3, на красные с числом 4, на желтые  с числом 5. Дети сами называли порядок расположения палочек и с помощью воспитателя развешивали игрушки.

В дальнейшем планируется знакомство с остальными палочками и числами, которые они обозначают. Данное пособие также удобно в освоении составных чисел.

Игра В. В. Воскобовича «Веселый квадрат» используется и на занятиях, и в самостоятельной деятельности детей. Методическое приложение к игре в форме сказки позволяет развивать воображение ребят, делает занятия более увлекательными. Когда дети освоят большинство фигур, которые создаются из квадрата, они могут придумывать сказки, создавать новые изделия.

Данная игра появилась в группе из волшебного леса. Ребята ее долго рассматривали. А на занятии мы познакомились с необычной сказкой, позволяющей нам самим стать волшебниками, превращать квадрат в животных' птиц, различные виды транспорта и в другие предметы.

По сюжету сказки маленький Квадрат отправляется в путешествие, он странствует в поисках своего дедушки Прямоугольника. Оба героя живут в стране Четырехугольников. В нашей группе выделено место, где располагается данная страна, а рядом с ней находится страна Треугольников с разными по величине сторонами и углами. Дети быстро находят страну, где живут герои сказки, а затем объясняют, почему Квадрат и Прямоугольник не могут жить в стране Треугольников. Среди геометрических фигур, расположенных в той или другой стране, находятся те, которые по своим свойствам не должны там быть. Например, среди них появляется круг или овал. Дети замечают это несоответствие и объясняют почему эти фигуры не должны находиться в том или ином месте.

Во время занятий совместно мы успеваем сделать одну и две фигуры, в зависимости от сложности задания. Затем дети в свободной деятельности пробуют повторить упражнение. В игру входит комплект карточек с изображением изделий из квадрата,

что позволяет ребятам выполнять, то что им нравится.

В индивидуальной работе и в совместной деятельности мы использовали игры Б. П. Никитина. Дети с удовольствием раскладывали круги разных цветов и определяли количество частей в каждом круге. Составить квадраты из различных деталей было намного сложнее. Ребята справлялись с заданием самостоятельно, если в квадрате не было много частей, в остальных случаях они просили помощи воспитателей.

Игра «Точечки» может быть представлена в двух вариантах: один набор используется в индивидуальной работе, а второй, изготовленный на подгруппу детей, раздается во время занятий. Сначала ребята учатся раскладывать карточки с точками. Это задание трудно выполнять неусидчивым, невнимательным детям, так как пересчитать точки, не пропустив ни одной, сложно.

Ребята осваивали игру с разными успехами, каждый шел в своем темпе. Далее под точками выставляли карточки с числами. Некоторые дети еще не дошли до этого уровня либо выполняют задание с частичной помощью воспитателей.

Десять точек на карточках трех цветов обозначают геометрические фигуры, которые дети научились определять. Они убедились в том, что точки могут составлять фигуру.

Соты Кайе появились в группе зимой. Дети с более высоким уровнем развития сразу обратили внимание на задания в пособии, попробовали их выполнить, сделать указанные преобразования. Остальным ребятам было интереснее вставлять шестигранники обратно в соты. На предложение составить какую-нибудь фигуру они реагировали без особого интереса, некоторые сомневались в своих силах. В дальнейшем ситуация, скорее всего, изменится, потому что дети, выполнив доступное для них задание, стремятся перейти к более сложному уровню.

Использование развивающих игр по математике в средней группе способствовало появлению у ребят интереса к этой области знаний, развитию из мышления, речи, воображения, мелкой

моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить то же самое упражнение, лучше понять его суть. Во время занятий некоторые игры можно было дифференцировать по степени сложности.

Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых элементов в упражнения, а также привлечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задачи чаще всего пытаются дети с более высоким уровнем развития, которые любят новые необычные задания.

На родительских собраниях родители знакомились с данными играми и с методикой работы с ними. Они имели возможность поближе рассмотреть эти пособия и поиграть в них, получали рекомендацию приобрести некоторые игры, чтобы занять досуг детей дома, поиграть всей семьей, устроить соревнование. Некоторые мамы и папы откликнулись на это предложение и стали заниматься с детьми в свободное время, что доставило всем радость. Также благодаря помощи родителей мы смогли изготовить пособия к некоторым играм в группе.

В дальнейшем планируется продолжить работу в том же направлении. Уже знакомые развивающие игры по математике будут использоваться для освоения нового содержания. Введение новых развивающих игр позволит разнообразить деятельность детей, расширить круг интересов, развить познавательные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-путешествия, как эффективное средство интеграции различных видов деятельности дошкольников на занятиях познавательного цикла.

Развитие ребенка дошкольного возраста и особенно ребенка с общим недоразвитием речи во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Это игр...

Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»

Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»...

Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивных видах деятельности (статья из опыта работы)

ФГОС дошкольного образования основан на принципе поддержки инициативы и самостоятельности  детей в различных  видах деятельности, в том числе продуктивной....

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений...

«Развивающие математические игры в различных видах деятельности дошкольников»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учето...