Математическое развитие дошкольников по программе "Детство".
материал (математика, младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему
Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики.
Проектный метод, как инновационная форма обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_meshavkina.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34
Г.ЧЕЛЯБИНСК
Опыт работы.
Тема: Математическое развитие
дошкольников
по программе «Детство»
Педагога высшей
квалификационной категории
Мешавкина Лариса Юрьевна
г.Челябинск
2010
Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценных ориентаций, освоение ребенком основных видов деятельности, проявление первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности.
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив обучению дошкольников началам математики должно отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: подготовкой к школьному обучению, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием делать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различного рода задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Следуя основным принципам программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», где сказано: «Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх», в своей педагогической практике использую математические развивающие игры, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности и приобщают к умственной деятельности. У детей вызывают живой интерес такие игры, как: «Логическая мозаика», «Кубики для всех», «Кубики «Хамелеон», «Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран» и конечно же блоки Дьенеша и цветные палочки Кюинезера. Такие игры помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия.
Использование таких развивающих игр способствует познавательному, творческому развитию ребенка и воспитанию оценки своих действий и решений, побуждают к выработке активных поисковых действий и решений.
Игровые ситуации, используемые на занятиях по математическому развитию, содержат увлекательные, развивающие сообразительность, смекалку игровые задачи и упражнения, которые составлены с учетом стремления детей к активной преобразующей деятельности. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета игры – сопереживая его героям, дети активной познавательной деятельности переживают положительные эмоции благоприятно сказывающиеся на улучшении его психо-эмоционального состояния. Решение творческой задачи дает толчок к желанию включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кюинезера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ним творческой задачи.
Привлекая детей к оценке результатов как своих собственных действий, так и сказочных героев, а так же других детей, мне приходилось пользоваться положительной оценкой, для того, чтобы стимулировать детскую активность и желание заниматься далее умственной деятельностью. Подводя итог очередного занятия по математическому развитию с использованием развивающих игр, давая положительную оценку ребенку, выражая доброжелательную эмоциональную поддержку, стремлюсь вызвать в нем желание преодолевать свои ошибки и не бояться прибегать к иным решениям поставленных задач, не бояться самостоятельно экспериментировать.
У дошкольника появляется потребность самостоятельно, творчески применять освоенные действия и помогать другому выполнять их. Меняется отношение к способу достижения результата деятельности. От простого повтора нахождения решения, показанного воспитателем, ребенок отказывается и прилагаем все усилия, накопленный опыт и полученные навыки, чтобы перейти к решению поставленной перед ним задачи иным «своим» путем.
Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности способствуют развитию умственной деятельности. Активность детей, направленная на познание, реализовывается через систему по развитию у ребенка логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и материалов развивающего характера – уникальных по своим возможностям: блокам Дьенеша, палочкам Кюинезера, моделях и других дидактических средств.
Играя в логико-математические игры дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам; уметь находить сходство и различие; они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
Освоение это довольно сложного, но способствующего развитию мышления, содержания, осуществляется при решении наглядно-представленных логических задач, а в дальнейшем – словесных.
Результат использования развивающих игр в математическом развитии дошкольника:
-- развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;
-- развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;
-- развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;
-- умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;
-- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
-- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.
В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.
Выдвижение в программе «Детство» развивающих (а не просто формирующих представления, умения, что имело место в прежних программах) задач, дает возможность педагогу конструировать воспитательный процесс с позиции интеграции содержания. В контексте любой деятельности: природоведческой, художественной и других – осуществляется общее умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие ребенка-дошкольника.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34
Г.ЧЕЛЯБИНСК
Опыт работы.
Тема: Палочки Кюизенера –
средство познания
логики и математики
в дошкольном возрасте.
Педагог высшей
квалификационной категории
Мешавкина Лариса Юрьевна
г.Челябинск
2010
Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.
Счетные палочки, так широко всем известные, служат нам не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме можно знакомить детей с началами геометрии. Предложив рассматривать счетную палочку как единицу измерения, можно научить детей умению выделять элементы фигур и дать им количественную характеристику, можно научить строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.
Играя со счетными палочками, принимая их за строительный материал можно формировать у детей геометрические представления и развивать пространственное воображение. При том не стоит завывать, что это прекрасный фундамент для развития мелкой моторики будущего школьника. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом развиваются такие качества мышления, как активность и самостоятельность. Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным способом, каждая задача в этом смысле уникальна.
Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагала игры на построение простых фигур.
На этом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь моим детям была представлена полная свобода действий и фантазии.
В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В процессе игровой деятельности 75% детей сами (а остальные 25% - с помощью воспитателя) подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы. Для закрепления знаний цветовой гаммы, по окончанию игры дети по моей просьбе складывали палочки в одну общую большую коробку в определенной цветовой последовательности: сначала все белые палочки, потом розовые, голубые, красные и т.д.
Когда дети строили постройки, отвечая на вопросы воспитателя, старались составить рассказ о том, что они хотят построить и как они будут это делать.
Среди высказываний детей мной были выделены подмеченные Колей и Никитой такие особенности, что постройки можно выполнять на одном и том же месте как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Это было закреплено выкладыванием лесенки в разных плоскостях, рассмотрено с детьми и предложено каждому проделать тоже самое.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шумности и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически.
Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.
Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подуй еще раз, но по другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.
По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.
Палочками Кюизенера послужили нам своеобразной «Цветной алгеброй», играя дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.
Палочки Кюинезера широко и часто использовались мной не только в свободной игровой деятельности, но и в процессе организованной формы обучения детей. Обязательным моментом на каждом занятии было обращение внимания детей на самые интересные построения детей с эмоционально-положительной оценкой. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм. Игровые упражнения со счетными палочками проводились в основном во второй половине дня, тогда у детей было достаточное количество времени для самостоятельной творческой деятельности.
Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.
Для того, чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. В начале учебного года Данил, Никита, Кирилл и Костя были малоусидчивы, не внимательны. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, мне удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.
Для закрепления устойчивого интереса, мной были придуманы награды-символы: «Лучшему конструктору», «Самому старательному!», - которые вручались детям победителям по итогам подводимым в конце игры. Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи были направлены методы и содержание педагогической деятельности со стороны воспитателя к подготовке мышления дошкольников среднего возраста к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.
Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности, а также включенные в учебно-образовательный процесс, способствовали развитию умственной деятельности детей. Активность детей, направленная на познание, реализовывались через систему по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и материалов развивающего характера уникальных по своим возможностям логическим блокам Дьенеша, цветных счетных палочек Кюизенера, моделях и других дидактических средств.
Следуя требованиям современности, когда на смену жесткой учебной дисциплинарной модели воспитания идет личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и коррекции в работе с детьми. Это подчеркивается красной линией в образовательной программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход к идее автодидактизма занимают центральное место в вопросе развития математических представлений у дошкольников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34
Г.ЧЕЛЯБИНСК
Опыт работы.
Тема: Проектный метод, как инновационная форма обучения.
Педагог высшей
квалификационной категории
Мешавкина Лариса Юрьевна
г.Челябинск
2010
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни человека. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство, как важный этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальнейшее развитие ребенка. Дошкольные года – это период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, период рождения личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, это время освоения ребенком основных видов деятельности, проявление потенциалов, формирования индивидуальности.
Демократические преобразования в российском обществе привели к кординальным изменениям в системы дошкольного образования, которые коснулись организационной и содержательной стороны этой ступени образования ребенка; широко стала использоваться вариативность учебных программ, средств обучения, планов.
Интегрированный метод обучения является для современных дошкольный образовательных учреждений на сегодня инновационным, направленным на развитие личности дошкольника, его познавательных и творческих способностей, т.к. серия занятий объединена основной проблемой.
В начале жизненного пути с ребенком находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается. 2009 год в нашей стране был объявлен годом семьи. Приступая к теме о роли семьи в развитии ребенка, мной была поставлена цель: рассмотреть использование метода проектов, как форму организации образовательного пространства в ДОУ и пути сотрудничества с родителями. Использовать практическую деятельность в ходе реализации целей и задач проектного задания активнее вовлекать родителей в процесс обучения в современный условиях. Для решения педагогической задачи – формирования собственного жизненного опыта ребенка методом практического целенаправленного действия для достижения поставленной цели, мной был взят проектный метод обучения, как наиболее инновационный способ организации воспитательно-образовательного процесса.
Цель: воспитание в детях любви и уважительного отношения к родителям, ближайшим родственникам; расширить и углубить знание о своей семье, фамилии, семейных традициях, взаимоотношениях взрослых и детей в семье.
Выбранный проектный метод был рассчитан на учебный год и являлся индивидуальным (творческим) для каждого ребенка-участника проекта «Моя семья».
Были определены этапы работы над проектом:
- Постановка цели.
- Разработка проекта.
- Практическая часть.
- Подведение итогов.
Практическая часть проекта была спланирована по следующим разделам программы «Детство»:
Раздел: Познавательное развитие:
-- Были проведены беседы с детьми о семье и близких родственниках;
дети составляли рассказы о своей семье с опорой на воспитателя.
Результатом такой работы стали созданные руками детей книжки-рисунки о мамах и папах, сделанные своими руками.
= Самая выразительная часть рисунков связана с образом мамы. На детских рисунках мамы получились самые разные: то они изображены с бусами и серьгами, то – с красивой прической или в шляпке, то в нарядном платье, то в фартуке на кухне и т.п. Не забыли юные художники и детали: накрашенные ресницы, яркая помада на губах, широкая улыбка, румяные щечки и др.
= Портретные образы, в которых главным действующим лицом явился папа, тоже по-своему интересны. Через рисунок дети стремятся рассказать о папиной профессией, о его характере, увлечениях и интересах: «у папы есть машина», «папа – строитель», «папа любит смотреть спорт» и др.
-- Детям было предложено организовать выставку семейных
фотоальбомов, рассматривая которые дети рассказывали о себе,
своей семье, семейных традициях и праздниках, ярки: события в их
семье.
Семейный альбом… что может быть лучшим хранилищем образов родного дома, самых близких и желанных людей воспоминаний о пережитом. «Семейный альбом» - своеобразный рассказ о самом главном: себе, членах своей семьи, семейных традициях, о современных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздника.
-- Совместно с воспитателем дети учились составлять описание
внешности родителей, дедушек и бабушек.
Закрепляя такую деятельность дети рисовали семейные портреты, автопортреты. В итоге – в группе была оформлена выставка рисунков-портретов: «Вернисаж семейных портретов».
На семейных портретах юные художники старались изобразить семью торжественно; во время праздничного застолья; вокруг именинного торта, во время какого-нибудь события, например, «Семья в зоопарке», «Мой День рожденья», «Мы в цирке», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Наша семья едет в сад», «Мы смотрим телевизор» и т.д.
Проведя работу над созданием «Вернисажа семейных портретов», я стремилась сфокусировать внимание детей на тех исторических фактах, которые явились для разных поколений значимыми и нашли отражение в рисунках детей.
-- Проводились занятия на тему «Моя семья».
Дети активно и с интересом занимались и рассказывали о своих родителях, родственниках, братьях и сестрах.
-- Рассматривались иллюстрации в детской художественной
литературе в других семьях, велись обсуждения: как можно
провести досуг всей семьей; и как в их семье проводят свободное
время.
Продуктом такой работы стали Альбом рисунков «Выходные всей семьей».
Семья Насти Черепановой приняла активное участие и оформила фото-газету «Летний отдых всей семьей», где рассказывается о семейном отдыхе этим летом в Египте.
-- Проводились игры малой подвижности с целью закрепить знания
имен родителей, ближайших родственников, женских и мужских
имен.
Варианты игр: «Назови свое имя»
«Мою (моего) маму (папу) зовут…»
«Я знаю имена девочек (мальчиков)…»
-- Работая по проекту, я подвела детей к пониманию, что дом важен
для каждого из нас. Закрепляли с детьми знание домашнего адреса.
Закрепление знаний и представлений о доме происходило в форме игры детей в строительно-конструкторские игры. Рисования детьми рисунков на темы: «Мой дом», «Моя улица», «Мой любимый двор».
Раздел: Игровая деятельность:
Любимые детьми игры: «Семья», «Наш дом».
Продуктами игровой деятельности детей явилось то, что они научились строить сюжет игры на тему семьи, распределять семейные роли, вести ролевые диалоги, шел процесс формирования культуры общения, дружелюбных и уважительных отношений между членами семьи – участниками игровых действий.
Раздел: Речевое развитие:
В течении учебного года было прочитано большое количество стихов о маме, бабушке, папе. Разучивались песни на семейную тему. Дети приносили домашнюю литературу – художественные книги; книги семейного чтения. В группе мы их рассматривали, читали, обсуждали прочитанное.
Результат работы: = Концерты: детей – детям;
детей – родителям.
= Конкурсы стихов о семье.
= Инсценировки отрывков из любимых сказок.
= Выставка в группе домашних библиотек.
Продуктивная деятельность.
В течении года дети готовили к праздникам сувениры, подарки на праздники: «8 Марта» - мамам и бабушкам; «23 Февраля» - папам и дедушкам; своим друзьям – ко Дню рождения.
Совместно с родителям изготавливали атрибуты к играм «Семья», «Дом», «Больница», «Магазин», «Автомастерская».
К дню рождения родителей заучивали несложные стихи-поздравления, понравившиеся стихи читали на «Семейном клубе» - вечерах досуга для родителей.
Продукт детской деятельности:
-- поздравительные открытки;
-- поздравительная стенгазета на 8 Марта;
-- рисунки о семейных праздниках;
-- семейные газеты (семьи Черепановых, Дегтянниковых, Ветровых);
-- изготовление атрибутики к ролевым играм: «Мы – солдаты», «Парикмахерская», «Дом», «Магазин», «Мастерская».
В ходе выполнения педагогической задачи по выбранной теме реализовывался деятельно-процессуальный подход и реализации проекта «Моя семья».
Деятельность педагога. Деятельность воспитанников.
-ставит проблему -анализируют
-предлагает тему -сравнивают
-распределяет обязанности -выбирают
-помогает в выполнении -исследуют
-уточняет -формулируют
-проверяет -рисуют
-обобщает -создают
-контролирует -контролируют
-оценивает результат -выполняют требования к правилам
-оформляют
-участвуют в оценке результатов проекта
Подводя итоги в конце учебного года, изучив теоретическую и методическую литературу по использованию проектного метода обучения в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе развития педагогической практики, мной был сделан вывод, что проектный метод обучения стал наиболее эффективным в работе со старшими дошкольниками, поскольку это возрастной этап развития ребенка-дошкольника характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, синтеза и самооценке, а так же проявлением стремления к совместной творческой деятельности, способ организации педагогического процесса при реализации проектного метода, активном участии и взаимодействия родителей и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Выступление на семинаре:"Современные математические технологии математического развития дошкольников"
Выступление из опыта работы...