Давайте поиграем.
статья (математика, подготовительная группа) на тему
Математические игры развивают логическое мышление. Подбор математических игр. Игры постоянно дополняются и обновляются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Davayte_poigraem.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Давайте поиграем»
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Я работаю по программе «Школа 2100», « Школа 2000» с 2003года. Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам.
1. Это счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности:
составить два равных треугольника из 5 палочек.
составить два равных квадрата из 7 палочек.
составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.
Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.
2. Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.
3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются если
правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.
Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры
состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу
или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека,
предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц,
самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты
животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные
задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, «Математика до школы» -
библиотека программы «Детство».
5.Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих
задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу.
Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о
решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты
да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.
6.В детском саду дети начинают играть в шашки и продолжают в школе.
Прослеживаю результаты игры в шашки: кто начинал играть в детском саду,
они участвуют в школьных соревнованиях, олимпиадах по шашкам и имеют
неплохой результат. Так Унаров Саша, Нагула Сергей были лидерами по шашкам в детском саду и в школе. Сейчас Афанасьев Айал, ПавлюкВладик, Варламова Марианна, Цветков Максим и в школе показывают неплохие результаты по шашкам. Значит, интерес к игре был заложен уже в детскомсаду. Сейчас успешно играют в шашки Варламов Алеша, Шинкоренко Дима, Кулагин Богдан, Ионова Олеся. После выпуска детей из детского сада я продолжаю отслеживать результаты их деятельности и в школе.
7. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей,
закрепляют полученные навыки и умения. Так например, в игре, «Прятки» я
называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать
пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
8. Есть игра «Грамматическая арифметика». Я ее использую в
обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове «3 - 1=?»
Мел Лес Дом
Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово
(ел, ел, до)
« 4 - 1 = ? »
Беда Лужи Коса
(еда) (ужи) (оса)
« 6 – 2 = ? »
Радуга Фасоль Машина
(дуга) (соль) (шина)
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Кобяйский улус, п.Сангар
Воспитатель МДОУ №2 «Светлячок»
Волкова Федора Васильевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей
В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...
Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей I младшей группы "Давайте поиграем"
Сценарий включает в себя игры на развитие мелкой моторики и речи, которые воспитатель предлагает родителям провести вместе со своими детьми. Задачи данного мероприятия составлены с учетом ФГТ....
Игровое занятие с детьми "Давайте поиграем"
Игровое занятие с детьми старшего возраста для повышения уровня коммуникативности....
Проект по физкультуре "Давайте поиграем" с элементами ТРИЗа
Игра – есть выражение стремления молодого организма к деятельности. И только в деятельности дошкольник овладевает навыками, умение подчиняться правилам, осваивает коммуникативную культуру. К сожалению...
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...
Консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
Введите мир театра малыша,...
Давайте поиграем! Давайте посчитаем!
Рекомендации для родителей. Примеры упражнений и задач на развитие внимательности и навыков счета....