Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационного пособия Геоборд в условиях комбинированной группы.
статья по логопедии (старшая группа)

Аптрашитова Вера Сергеевна

Для развития речевой активности у детей с ОНР в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд».  Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга. 

Применение данного пособия хорошо развивает мелкую моторику: дети растягивают резинки, надевают их на штырьки, делают пальчиковую зарядку, проговаривают свои действия вслух. У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Игры разной сложности способствуют развитию памяти, внимания, умению дошкольника сосредоточиться на игровом задании. При создании узоров у детей развивается воображение, творческие способности, фантазия, речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_geobord.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационного пособия Геоборд в условиях комбинированной группы.

Современная группа детского сада – это место, где ребенок получает первоначальный опыт во всех сферах жизни. Наиболее значимым на данном возрастном этапе является воспитание у ребенка ценностного отношения к собственному здоровью. Важность укрепления и сохранения здоровья дошкольников в этот период обусловлена, постепенной подготовкой ребенка к систематическому обучению в школе. Состояние здоровья, достигнутый уровень физического и психического развития во многом зависит от успешности речевого развития.

Особенностью работы в группе комбинированной направленности является то, что в ней обучаются дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР), они затрудняются в передаче информации, их речь не только малосодержательна, но, одновременно, бедна, сбивчива, невыразительна. Они допускают перестановки, привнесения отсутствующей в тексте информации.

Для развития речевой активности у детей с ОНР в повседневной и индивидуальной работе используем инновационные пособия. Одно из них – «Геоборд». Это многофункциональная математическая доска с двадцатью пятью мелкими штырьками, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга.

Применение данного пособия хорошо развивает мелкую моторику: дети растягивают резинки, надевают их на штырьки, делают пальчиковую зарядку, проговаривают свои действия вслух. У детей развивается пространственная ориентация: ребенок учится определять право, лево, середину поля или середину одной из сторон, вверх, низ. Игры разной сложности способствуют развитию памяти, внимания, умению дошкольника сосредоточиться на игровом задании. При создании узоров у детей развивается воображение, творческие способности, фантазия, речь.

Деятельность с использованием геоборда осуществляется поэтапно.

1 Этап. Подготовительный

- Определение сказки, эпизода, музыкального произведения. Выбор игровой ситуации. Подбор фигурок героев, макетов в соответствии с выбранной сказкой, темой недели, временем года. Обсуждение способа прикрепления резиночек, определение их места на геоборде.

В зависимости от возраста, индивидуальных способностей дети меняют цель и задачи в ходе игры. Играют в игру, показывают, как пользоваться геобордом, как надевать и снимать резиночки, объясняют правила безопасности.

2 Этап. Основной

Предполагает непосредственную деятельность по основным направлениям развития речи воспитанников.

Для автоматизация поставленных звуков используем следующие приёмы:

- «Поедем на машине»

Просим ребенка построить дорожку из резиночек. Затем просим завести в машине мотор и провести её по дорожке, четко произнося звук [р].

- «Построй домик»

Просим ребенка построить дом из резиночек. Правильно произнеся слово с заданным звуком, ребёнок получает резиночки.

Формированию звукобуквенных связей способствуют

- Конструирование букв из резиночек «Напиши букву».

- Реконструированные буквы «Почини букву».

- «Буквы играют в прятки»

Для обогащение словаря

- «Целое и части»

Просим ребенка построить из резиночек заданный объект, верно называя его части. Например: у чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.

- «Подбери словечко»

Просим ребенка подобрать признаки и (или) действия к конструированному объекту.

Например: Яблоко красное, круглое, спелое, сладкое, сочное; спеет, зреет, краснеет, поспевает.

- «Скажи наоборот»

Педагог «рисует» на планшете объект. Например: кривая дорожка. Просим ребенка подобрать слово, противоположное по значению и нарисовать соответствующий объект (прямая дорожка).

Грамматический строй речи развиваем с помощью игр

- «Один - много» (образование множественного числа имён существительных). Предлагаем ребенку «нарисовать» на планшете и правильно назвать сначала один объект, а затем много таких же объектов. Например: гриб - грибы.

-«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Развитию связной речи способствует

Составление описательных рассказов к сконструированным картинкам.

- «Рисование» с помощью резиночек на планшете картинок - иллюстраций к небольшим стихотворениям и сказкам с последующим их пересказом. Например: «Заюшкина избушка».

Результаты этапа

Во время работы с геобордом дошкольники взаимодействуют друг с другом. Развивается и обогащается связная речь. Четко произносят звуки. Дети выражают эмоции с помощью правильно подобранных форм имен существительных, прилагательных. Фантазируют сюжет изображения. Помогают друг другу успешно выполнять задания педагога.

3 этап Заключительный

Предполагает расслабление и снятие физического и психологического напряжения у детей. Дети хорошо управляют своими пальчиками. Воспитывается усидчивость и волевые качества. Во время игр с планшетом развиваются творческое воображение детей, психические процессы, мелкая моторика рук – все, что необходимо для развития речи детей с ОНР.

Таким образом, использование игрового пособия «Геоборд» в организованной образовательной деятельности обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Применение занимательного материала позволяют повысить эффективность коррекционной работы, повышает эффективность педагогического процесса, способствует развитию речи, мышления и память детей.

Литература

1. Связность речи в разных видах рассказывания у детей. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста: Родная речь: Тезисы научной конференции. Шяуляй, 1974.

2. Развитие связной речи. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1976.

3. Влияние словарной работы на связность речи. Дошкольное воспитание, 1981, №2.

4. Умные сказки. В обработке К. Ушинского. - М., 2014.

5. Лалаева Р.И., Серебряков Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб; Союз, 2001

6. Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых». - СПб., Союз, 2000.

7. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И.«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. - СПб; ООО РИВ, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....