Описание опыта работы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Филина Татьяна Владимировна

Краткое описание опыта работы по теме "Использование разных литературных жанров и форм в логопедической работе по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы17.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №151»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

учителя-логопеда Филиной Татьяны Владимировны

по теме:

«Использование разных литературных жанров и форм   в работе по формированию

 лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР»»

(теоретическая часть)

Рязань

Сущность представленного педагогического опыта заключается в том, что использование разных литературных жанров и форм в работе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи способствует повышению эффективности в усвоении норм русского языка данной категорией детей.

Язык – упорядоченная система, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Именно лексико-грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок с нормальным речевым развитием учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с тяжёлыми нарушениями речи  имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами. Формирование лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Изучение особенностей грамматического строя речи детей с системными расстройствами представляется очень важным, поскольку несформированность лексико-грамматической системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. И в норме, и при патологии овладение детьми лексико-грамматическим строем языка – сложный и многообразный процесс.

Актуальность опыта работы состоит в том, что коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников процесс длительный и трудоемкий. Для прочного усвоения учебного материала детьми данной категории необходимо многократное повторение. Лексико-грамматические нормы и правила лучше усваиваются детьми, если преподносятся в увлекательной форме. Использование сказок, стихов, рассказов, пословиц и поговорок позволяет уточнять и закреплять лексико-грамматический материал ненавязчиво и быстро. Детям легче запоминать необычное и забавное, что облегчает практическое овладение новыми словами и грамматическими категориями. Разнообразие литературных жанров и форм способствует поддержанию интереса к занятиям и осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку.

Мне стало интересно, насколько процесс усвоения  лексических и грамматических норм у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если использовать сказки, рассказы, стихи, поговорки, пословицы  на своих занятиях. И я провела небольшое исследование.

Я сформировала две подгруппы детей с тяжёлыми нарушениями речи пяти-шести лет. По методике Акименко В.М.  мною был изучен уровень развития лексики и грамматического строя речи у детей двух подгрупп. Обследование проходило по следующим направлениям: лексика, грамматический строй речи.

 Показатели детей с тяжёлыми нарушениями речи были недостаточными. Тогда я решила посмотреть, как использование различных литературных жанров и форм  повлияет на результативность коррекционно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. На протяжении учебного года,  с одной из подгрупп детей с тяжёлыми нарушениями речи я использовала только традиционные упражнения, игры и задания на формирование лексико-грамматического строя речи, а  с другой, помимо традиционных методов, использовала стихи, сказки, рассказы, пословицы, игры, в которых присутствуют примеры слов, грамматических форм, соответствующих нормам русского языка. Затем я  провела дополнительное обследование лексики и грамматического строя речи по методике Акименко В.М.  Полученные данные разнились. В подгруппе, где использовала сказки, рассказы, стихи, пословицы, поговорки,  результаты были выше. Таким образом, наглядно увидела эффективность использования различных литературных жанров и форм для усвоения и практического овладения детьми с тяжёлыми нарушениями речи грамматическими нормами русского языка.

Работу по использованию разных литературных жанров и форм   при формировании лексико-грамматического строя речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи я осуществляла поэтапно.

Первый этап. Диагностический.

Второй этап. Организационный.

Третий этап. Основной – практический.

Четвертый этап. Контрольный.

На первом этапе проведено диагностического обследование грамматического строя речи детей с 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Выявлены ошибки, трудности у детей в овладении навыками словоизменения и словообразования.

На втором этапе осуществлен отбор стихов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок в соответствии с результатами диагностики, составлен план работы. Стихи, рассказы, сказки, серии вопросов, чистоговорки, пословицы, игры, в которых присутствуют примеры слов, соответствующих грамматическим и орфоэпическим нормам русского языка были подобраны и распределены в соответствии с лексическими темами, разработано календарно – тематическое планирование. Правильные образцы слов  многократно повторяются в разных литературных жанрах и формах для лучшего усвоения детьми.

На третьем этапе осуществлялась непосредственно-образовательная деятельность (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) по формированию грамматического строя речи  с использованием разных литературных жанров и форм.

Работа по использованию разных литературных жанров и форм велась в определенной последовательности.

Сначала обращала внимание детей  на правильные образцы употребления слов и грамматических конструкций. Затем читала стихотворение целиком, выделяя речевые образцы. При вторичном прочтении дети повторяли стихотворение построчно. Далее на материале стихотворения дети выполняли игровые задания.

Сказки и рассказы также читала целиком, выделяя слова-образцы и  сопровождая чтение иллюстративным материалом или элементами драматизации с использованием игрушек. Далее задавала вопросы, включающие образцы слов и грамматических конструкций.

На четвертом, контрольном этапе проведено обследование грамматического строя речи, которое показало эффективность использования различных литературных жанров и форм для усвоения и практического овладения детьми с тяжёлыми нарушениями речи лексико-грамматическими нормами русского языка.  

Применение разных литературных жанров и форм с примерами слов и грамматических конструкций, соответствующих нормам русского языка, в развитии лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи,  позволило повысить интерес у детей к занятиям,  активизировать познавательную деятельность. Систематическое включение в индивидуальные, подгрупповые и фронтальные  формы работы  грамматических сказок, стихов, пословиц и поговорок,  позволило осуществлять индивидуализированный и дифференцированный подход к ребенку и повысить эффективность практического овладения детьми грамматическими категориями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....