Лего-игры. Звукопроизношение. Фонематический слух. Слог. Слово.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Лого-игры для формирования правильного звукопризношения, развития фонематического слуха, работа по формированию понятия слог, слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-igry.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕГО-ИГРЫ. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

Учитель-логопед Онегова Т.Л.

 «Произнеси звук кратко и протяжно» Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух. Предварительная работа: выложить детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы. Педагог: «Послушайте, как звучит насос: «с-с-с». Он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук: «с». Давайте поиграем. Мы с вами превратимся в насосы и начнем работу. Работать будем по очереди, по схеме, которую мы выложили». Далее педагог предлагает названному ребенку указать пальцем на первый выложенный элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

«Продолжи узор и произнеси слоги» Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух. Предварительная работа: выложить ряд из красного, желтого и зеленого элементов. Педагог: «Вы уже знаете, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что (красная) деталь – это слог «СА», (желтая) – слог «СО», (зеленая) – слог «СУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Педагог просит ребенка указывать пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.

«Собираем чемодан» Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух. Предварительная работа: выложить квадрат. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви. Педагог: «Наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть. Давайте поможем ему собрать вещи.  В чемодан надо положить только те картинки, название которых начинается на звук «С».

«Поймай звук» Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух. Предварительная работа: выложить длинную деталь конструктора. Педагог: «У нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, как у вас. Насос любит складывать туда разные звуки. Давайте и мы на свои полочки положим побольше звуков «С». Я буду произносить разные звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на свою полочку деталь конструктора».

«Различаем звуки» Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух. Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали конструктора. Педагог: «Попробуем разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем складывать звуки «С», а на полочку справа – звуки «Ш». Я буду называть звуки, если услышите звук «С» - прикрепляйте на левую полочку деталь конструктора, а если услышите звук «Ш» - прикрепляйте на правую полочку деталь конструктора».

«Где находится звук?» Цель: Развивать звукопроизношение и фонематический слух. Предварительная работа: выложить цепочку из трех одинаковых деталей конструктора. Педагог: «У каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у вас. Покажите деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Сейчас мы с вами посмотрим картинки и попробуем определить, где в этих словах находится звук «С». Педагог показывает детям картинки, в названиях которых звук «С» в различных позициях. Дети называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается детьми закреплением над соответствующей деталью элемента другого цвета.

«Подбери слова к схемам» Предварительная работа: выложить два горизонтальных ряда одинаковых деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов. Педагог: «Каждое слово состоит из определенного количества звуков. Левый ряд деталей – это схема слова, состоящего из трех звуков. Правый ряд – схема слова из четырех звуков». Педагог показывает детям картинку, название которой состоит из трех звуков, произносит название картинки. Просит детей посчитать количество звуков в слове и определить подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.

ЛЕГО – ИГРЫ. СЛОГ. СЛОВО.

«Оркестр» Педагог производит с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени звучания. Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить заданный ритмический рисунок.

«Двумя руками сразу» Каждому ребенку-игровое поле, разделенное вертикальной линией на две равные половины и набор парных деталей конструктора. В качестве образца педагог показывает детям с закрепленным на нем симметричным рисунком. Педагог: «Возьмите первые детали в обе руки и одновременно прикрепите их на нужные места. Задача детей – создание симметричного рисунка одновременно двумя руками, и проговаривание слогов, слов.

«Пальчики жмут на кнопочки» Педагог предлагает детям выложить пять элементов конструктора. Задача ребенка – нажимая поочередно каждым пальцем на «кнопочку» произносить заданный слог.

«Посчитай слоги» Педагог произносит определенное количество слогов. Задача ребенка - сосчитать слоги и выложить соответствующее количество элементов конструктора.

 «Раздели словечко» Педагог произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка – сосчитать число слогов в слове и выложить соответствующее количество элементов конструктора.

«Рассели животных по домам» Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и двухэтажный дома. Каждому ребенку раздается набор картинок с изображениями животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

 «Паровоз» Набор элементов конструктора и набор картинок с изображением предметов различных групп (например – домашние животные и дикие животные) На первом этапе занятия педагог просит детей по образцу выложить с помощью элементов конструктора «вагончики». Наши картинки отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, в названии, которых есть звук () а в правом – дикие, в названии, которых слышится звук (). Задача детей – разложить картинки согласно инструкции.

 «Один-много» Каждому ребенку раздается набор элементов конструктора и набор предметных картинок. По образцу педагога дети выкладывают элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал один слог, группа элементов – 2 или 3.

 Развитие просодической стороны речи. Задания, направленные на развитие способности детей управлять просодическими компонентами собственной речи: высотой, громкостью, интонацией, ударением.

 «Лесенка». По образцу педагога дети выкладывают «лесенку» из четырех элементов по возрастанию от самого маленького до самого большого. Затем, по показу педагога, дети произносят заданный слог или слово «поднимаясь» (повышая голос) и «спускаясь» (понижая голос) по «лесенке».

«Какой слог громче?» Каждому ребенку раздаются набор элементов конструктора. По образцу педагога дети выкладывают три ряда из трех деталей конструктора, где две детали одинаковые, а третья – больше по размеру и занимает разные позиции: в начале, середине и конце ряда. Затем, по показу педагога дети произносят цепочку из трех слогов, где один из слогов выделен ударением в соотношении с заданным рядом. Например, если педагог указывает на ряд, в котором первая деталь большая, то в цепочке слогов ударением выделяется первый слог. Вариант: педагог произносит цепочку слогов и просит детей определить подходящий ряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

Мультимедийная презентация. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ.

Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукового состава. }Порядок звукового анализа слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Ра...

«Развитие фонематического слуха: звуковой анализ слова.»

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы....

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.

Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха.РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ....

Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....