Доклад
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ирина Валерьевна Минко

Тема: Использование современных многофункциональных пособий в работе учителя - логопеда по развитию и коррекции речи у детей с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Теремок» г. Сальска

Доклад на тему:

«Использование современных многофункциональных пособий в работе
учителя – логопеда по развитию и коррекции речи у детей с нарушениями речи»

подготовила: учитель – логопед

И.В. Минко

г. Сальск

Проблема речи во всём её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.

Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Задача педагогов – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации.

К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.

Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Научить ребёнка правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Обучение проходит быстрее, если работу строить в игровой форме, т.к. ведущей деятельностью детей является игра, а дидактические игры могут успешно использоваться и как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне как учителю - логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств является использование современных игровых технологий.

Исходя из данной проблемы мною было принято решение найти новые вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний и умений через   использования игровых технологий, так как они имеют ряд преимуществ:

  • создают мотивационную основу для формирования речевых умений и навыков;
  • позволяют следовать принципу «от простого к сложному»;
  • создают условия для индивидуально-дифференцированного подхода;
  • помогают развивать психические процессы, осуществить постепенный переход от непроизвольной деятельности к произвольной.

Так родилась идея изготовить многофункциональные пособия, позволяющие максимально активизировать детей в речевой
деятельности, сохраняя при этом их интерес.

Эти пособия направлены на решение многих задач при развитии языковых процессов у детей дошкольного возраста:                                                                          

  • развитие речи
  • обогащение словаря
  • согласование числительных с существительными, прилагательных с существительными, местоимений с существительными
  • ориентировка в пространстве
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения
  • образование существительных множественного и единственного числа
  • работа над слоговой структурой слова
  • автоматизация звуков
  • образование форм винительного и родительного падежей
  • образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом
  • слоговой анализ и синтез слов.

Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический). 

Цель многофункциональных пособий:

  • Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий.
  • Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.

Развитие речи во время непосредственной образовательной
деятельности в ДОУ включает целый спектр приёмов, и я хочу подробно
рассказать о создании и вариативности применения своих
многофункциональных пособий: «Лого-цветы», «Паровозик - Говоруша», «Речевая дорожка».

Предлагаю вашему вниманию игру-пособие «Лого – цветы»,  это пособие можно использовать при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического восприятия, накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматического строя и связной речи, мелкой моторики.

«Артикуляционная гимнастика»

Цель: развитие артикуляционного аппарата ребенка.

Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения подбираются на отрабатываемый звук.

Игра «Назови картинки»

Цель: автоматизация звука (Р, С, Ш и др.) в словах.

Описание: Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки и называть изображенные предметы (рыба, корова, лиса, шарф и так далее). На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок повторяет, далее ребенок самостоятельно называет предметы.                    

Игра «Найди слово на заданный звук»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш.

Описание: ребенку предлагается выбрать только те картинки, в названии которых есть звук, изображенный в центре цветка.

Игра «Фрукты»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Описание: предложить ребенку назвать фрукты, изображенные на картинках. Попросить рассказать, где они растут (на дереве), что из них можно приготовить.

Игра «Найди все фрукты»

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены фрукты. Какие картинки лишние, почему?

Игра «Овощи»

Цель: активизация словаря по заданной теме.

Описание: предложить ребенку назвать овощи, изображенные на картинках. Уточнить, где они растут (на грядке).

Игра «Найди все овощи»

Цель: активизация словаря по заданной теме, развитие мыслительной деятельности, внимания.

Описание: предложить ребенку назвать только те картинки, на которых изображены овощи. Назвать лишние картинки, объяснить, почему?

Игра «Расскажи сказку «Колобок»

Цель: развитие связной речи, логического мышления, внимания, памяти.

Описание: ребенку предлагается вспомнить персонажей и рассказать сказку «Колобок» по картинкам (перед занятием сказку читает взрослый).

Игра «Собери сказку»

Цель: развитие связной речи, мышления, внимания, памяти.

Описание: ребенку предлагается выбрать персонажей сказки «Колобок», расставить их последовательно по сюжету, рассказать сказку.

Игра «Продолжи сказку»

Цель: развитие связной речи, внимания, мышления, памяти, моторики рук.

Описание: предложить ребенку расставить картинки в правильной последовательности по сюжету сказки. Рассказать сказку.

Предлагаю вашему вниманию ещё одну игру-пособие "Паровозик Говоруша" на формирование звуко - буквенного анализа и синтеза, и развитие слоговой структуры слова.

Картинки для этого пособия подбираются таким образом:

1. На один заданный звук

С - слон, собака, сова ;

З - змея, заяц, зебра;

Ш - шмель, шакал, шимпанзе;

Ж - жираф, жук, жаба;

Л - лось, лошаль, лама;

Р - робот, рак, рысь.

2. На 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык;

на 4 звука – слон, лиса, жаба, волк;

на 5 звуков – кошка, мышка, баран, зебра.

3. Картинки на односложные слова - лось, бык, тигр, лев;

на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;

на трёхсложные слова – ворона, курица, воробей.

4. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:

Л - лось, лопата, ландыш; палка, молоко, колос; стол, пенал, зал .

Варианты игр:

Первый вариант

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Даёт ребёнку картинку с изображением животного. Ребёнок отчётливо произносит слово, затем говорит, сколько звуков в данном слове и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Рак должен ехать в первом вагоне, потому что в слове РАК три звука: Р, А, К и т. д.

Второй вариант

Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных, птиц и насекомых, говорит:

- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в Простоквашино. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З. и т. д. Ребёнок «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.

Третий вариант

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, те животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.

Четвёртый вариант

Цель: формировать у детей навык определения положения звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Показывает ребёнку картинки и предлагает определить, где находится звук Р в словах. Если в начале слова (рак, радуга, рубашка, то поставить картинки в первый вагон, как указывает схема, если в середине слова (картина, ворона,корова) – то во второй, если в конце слова (топор, забор, катер, то в третий.

Пособие многофункциональное. Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.).

В работе с малышами пособие можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера. Паровозик трансформируется в два и даже один вагончик. Ну и конечно, красочность, яркость исполнения привлекает ребёнка, и он обязательно попросит поиграть с паровозиком ещё не один раз!

«Речевая дорожка» – универсальное пособие, позволяющее в рамках любой изучаемой лексической темы, отрабатывать грамматические формы, которые наиболее часто нарушены у детей с логопедическими заключениями ОНР и ФФН.

Данное пособие относится к напольным дидактическим играм.
Оно используется на логопедических занятиях для детей
в возрасте 5–7 лет, развивая лексику (формирование или закрепление
обобщающих понятий, подбор эпитетов к словам) и грамматический строй
речи (упражнение детей в образовании уменьшительно – ласкательной формы имён существительных, множественного числа имён
существительных в именительном и родительном падеже, согласовании имён
существительных с именами числительными).

«Речевая дорожка»– это своеобразный план описательного рассказа, алгоритм связного высказывания, которые ребёнок может выстраивать
самостоятельно, без наводящих вопросов взрослого. Это формирует у детей уверенность в собственных силах, повышает их познавательную активность.
Вызывая живой интерес у детей, «Речевая дорожка» способна создавать положительный эмоциональный фон образовательной деятельности.

Ход игры:

Ребёнок берёт предметную картинку, и, шагая по квадратам классиков, поэтапно, отрабатывает грамматические самостоятельно различные категории:

  • называет обобщающее понятие, к которому относится данный предмет
    (воробей – это птица);
  • образует уменьшительно – ласкательную форму существительного
    (воробей - воробушек);
  • образует множественное число имени существительного, родительный
    падеж множественного числа имени существительного (воробей – воробьи, много воробьёв);
  • согласует имена числительные с именами существительных (1 воробей, 2 воробья, 5 воробьёв);
  • подбирает признаки к предмету (воробей маленький, сереньки, чирикает, летает);
  • составляет предложение с заданным словом.

Способы передвижения по классикам: перешагивание из одного квадрата в другой, перепрыгивание, отстукивание мячом по каждому квадрату.

Благодаря использованию в коррекционной работе грамотно составленных многофункциональных игр, актуализируются знания детей, задействуется сразу несколько анализаторов, создаются условия для возникновения познавательных интересов, развивается творческий потенциал

воспитанников, формируется положительное отношение к обучению, происходит развитие и коррекция речи.

При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...