Проект «Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего возраста»
проект по логопедии (младшая группа)

Авдюшева Елена Павловна

Художественная сказка, как игра,- естественная

эстетическая воспитательница ребёнка.

Л. С. Выготский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего возраста.

Художественная сказка, как игра,- естественная

эстетическая воспитательница ребёнка.

Л. С. Выготский

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.)

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно заниматься профилактикой уже в раннем возрасте для полноценного формирования речи. Если мы поможем дошкольнику сформировать грамотную речь, коммуникативные навыки, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

С давних пор сказки были одним из широко распространённых жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения у детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда, как чудо, как радость, как память.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логосказка принадлежит к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

На основании наблюдения детей второй младшей группы было принято решение о необходимости реализации проекта. Одной из эффективных форм, направленных на развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, лексики, грамматического строя и связной речи являются логосказки. Мы проанализировали индивидуальные особенности детей, их трудности, и определили, что необходимо проводить работу по подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков со второй младшей группы. Весь материал подобран с учетом данного возраста и тематических недель ДОО.

Данная форма работы по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов проводится систематически один раз в неделю.

В ходе работы реализуется проект «Логосказки» - интегрированный, практико-ориентированный, краткосрочный. Сроки реализации 3 месяца.

Цель проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей младшего возраста.

Задачи:

• Подобрать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.

• Закрепление речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.

• Обогатить предметно-развивающую речевую среду на логопункте.

• Систематизировать методический и дидактический материал с учетом тематических недель.

Планируемые результаты:

  • Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
  • Обогащение активного словаря детей.
  • Успешное овладение грамотной и связной речью.
  • Рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров.
  • Участие  детей в театрализации знакомых сказок.
  • Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
  • Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
  • Обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).

Работа проводилась в несколько этапов:

1 этап.

Организационно – подготовительный: 

- составление плана проекта;

- согласование с методистом и воспитателями плана реализации;

- привлечение воспитателей, родителей к поиску нужной информации и изготовлению пособий.

2 этап.

Содержательно – целевой: 

- консультирование воспитателей;

- организация проведения логосказок;

- реализация системы взаимодействия ДОО с семьей по профилактике нарушений речи.

3 этап.

Контрольно – аналитический: 

- анализ динамики показателей развития речи;

- презентация проекта на педсовете.

Логопедическое воздействие осуществляется с помощью различных методов, среди которых используются наглядные, словесные и практические.

В ходе реализации проекта применялись следующие виды логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).

• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

• Сказки, способствующие формированию связной речи.

• Комбинированная логосказка, объединяющая решение нескольких задач.

Для проведения логосказок используются различные виды театров, такие как:

• кукольный;

• картонажный;

• бибабо

• картинный материал.

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Перспективный план работы

Период

Содержание

Задачи

Работа с родителями

Декабрь

1. «Песенки гласных звуков»

2. «Жил да был Язычок»

3. «Как Язычок встречал первый снег»

4. «Новый год в гостях у Язычка»

Формирование фонематического слуха.

Развитие артикуляционного аппарата.

Формирование ФФН, артикуляции и реч. дыхания.

 

Развитие артикуляционного аппарата и реч. дыхания.

-Пропевание гласных звуков А, О, Ы, У, Э.

-Закрепление арт. упр. «Лопаточка».

-Закрепление арт. упр.: «Месим тесто».

--Закрепление арт. упр.: «Вкусное варенье».

Январь

1. Сказка «Про ёжика» (пальчиковая)

2. Сказка «Зима в лесу»

3. Сказка «Колобок» (пальчиковая)

4. Сказка «Зимовье зверей» (комбинированная)

Развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук.

Формирование ФФН и воздушной струи.

Развитие внимания и мелкой моторики рук.

Формирование ФФН, развитие мелкой моторики рук и дыхания

-Массаж рук шариками и колечками Су-джок.

-Чтение книг о зиме и зимних приметах.

-Чтение сказки «Колобок», беседа о героях.

-Чтение сказки «Зимовье зверей».

Февраль

1. «Зимние забавы с Язычком»

2. «Два друга»

3. «Весёлый бегемот»

4. «Приметы весны»

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционного аппарата, формирование ФФН.

Развитие артикуляционного аппарата, формирование ФФН.

Формирование ФФН, развитие артикуляц. аппарата и дыхания.

-Закрепление арт. упр.: «Горка». Беседа о зимних видах спорта.

-Закрепление арт. упр.: «Качели». Наблюдения за домашними животными.

-Закрепление арт. упр.: «Толстяки-худышки». Рассматривание иллюстраций с животными жарких стран.

-Беседа о весне и её приметах.

Итог.

В совместной деятельности с учителем-логопедом дети: отвечали на вопросы, разучивали речедвигательные упражнения на координацию и развитие общей моторики, пальчиковые игры, упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомились с новыми артикуляционными упражнениями и сказками на развитие речевого аппарата. В ходе слушания логосказки упражнялись в правильном речевом дыхании, развивали мелкую и общую моторику.

В реализации проекта участвовала вторая младшая  группа.

По результатам наблюдений и диагностики мы получили улучшение в развитии следующих показателей:

• фонематического слуха;

• слоговой структуры слова;

• звукопроизношении и мелкой моторики;

• пополнение пассивного и активного словаря;

• развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата у детей;

• систематизирован методический и дидактический материал по темам логосказок.

Уровень речевого развития за данный период имеет положительную динамику соответствующую возрастной норме у детей 3-4 лет.

Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Данная форма работы может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной деятельности, так как проект «Логосказки» доказал эффективность в ходе реализации. Имеет разработанный методический материал для детей младшего возраста. Педагоги могут продолжить данную форму работы с более тесным привлечением учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей.

Список литературы

1. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

2. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей у детей 3-5 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.

3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб. : КАРО, 2001 г.

4. Дидактический материал по логопедии. Сказки о веселом язычке. М. А. Поваляева. Ростов-на Дону. «Феникс» 2002 г.

5. Гальцова П. С., Дудка И. С., Ильина О. В. Логопедические сказки для самых маленьких. – М. :ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

6. Гуськова А. А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

7. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных учреждений. О. Е. Громова. Линка-Пресс, Москва, 2008;

8. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Уч. –методическое пособие, 1999г.

9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

10. Русские народные сказки.

11. Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. В. В. Коноваленко. Москва, «Гном и Д», 2004г.

12. сайт «https://pedsovet.su/».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Коррекционно-развивающая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста"

Кто такой тифлопедагог? Какие виды   занятий проводятся с детьми с нарушением зрения? Как и во что  можно поиграть с детьми дома? Ответы на эти вопросы Вы найдете в данном буклете....

Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»

Актуальным и важным для детей с ТНР в логогруппах - формирование у детей убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к...

Проект "Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 5-6 лет"

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - о...

Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»

Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ».  Задачи:Повысить у...

Комплексное совместное коррекционно-развивающее занятие с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.

Формирование зрительного и слухового восприятия, развитие понимания речи....