Проект «Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего возраста»
проект по логопедии (младшая группа)
Художественная сказка, как игра,- естественная
эстетическая воспитательница ребёнка.
Л. С. Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логосказки в коррекционно-развивающей деятельности с детьми младшего возраста.
Художественная сказка, как игра,- естественная
эстетическая воспитательница ребёнка.
Л. С. Выготский
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.)
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.
Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно заниматься профилактикой уже в раннем возрасте для полноценного формирования речи. Если мы поможем дошкольнику сформировать грамотную речь, коммуникативные навыки, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
С давних пор сказки были одним из широко распространённых жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения у детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Однажды, придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда, как чудо, как радость, как память.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Логосказка принадлежит к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
На основании наблюдения детей второй младшей группы было принято решение о необходимости реализации проекта. Одной из эффективных форм, направленных на развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, лексики, грамматического строя и связной речи являются логосказки. Мы проанализировали индивидуальные особенности детей, их трудности, и определили, что необходимо проводить работу по подготовке артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков со второй младшей группы. Весь материал подобран с учетом данного возраста и тематических недель ДОО.
Данная форма работы по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов проводится систематически один раз в неделю.
В ходе работы реализуется проект «Логосказки» - интегрированный, практико-ориентированный, краткосрочный. Сроки реализации 3 месяца.
Цель проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей младшего возраста.
Задачи:
• Подобрать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
• Закрепление речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
• Обогатить предметно-развивающую речевую среду на логопункте.
• Систематизировать методический и дидактический материал с учетом тематических недель.
Планируемые результаты:
- Повысится интерес детей и родителей к русской народной сказке;
- Обогащение активного словаря детей.
- Успешное овладение грамотной и связной речью.
- Рассказывание знакомых сказок с помощью различного вида театров.
- Участие детей в театрализации знакомых сказок.
- Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе (различного вида театрами, иллюстрациями, дидактическими играми, книжками).
Работа проводилась в несколько этапов:
1 этап.
Организационно – подготовительный:
- составление плана проекта;
- согласование с методистом и воспитателями плана реализации;
- привлечение воспитателей, родителей к поиску нужной информации и изготовлению пособий.
2 этап.
Содержательно – целевой:
- консультирование воспитателей;
- организация проведения логосказок;
- реализация системы взаимодействия ДОО с семьей по профилактике нарушений речи.
3 этап.
Контрольно – аналитический:
- анализ динамики показателей развития речи;
- презентация проекта на педсовете.
Логопедическое воздействие осуществляется с помощью различных методов, среди которых используются наглядные, словесные и практические.
В ходе реализации проекта применялись следующие виды логосказок:
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Комбинированная логосказка, объединяющая решение нескольких задач.
Для проведения логосказок используются различные виды театров, такие как:
• кукольный;
• картонажный;
• бибабо
• картинный материал.
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Перспективный план работы
Период | Содержание | Задачи | Работа с родителями |
Декабрь | 1. «Песенки гласных звуков» 2. «Жил да был Язычок» 3. «Как Язычок встречал первый снег» 4. «Новый год в гостях у Язычка» | Формирование фонематического слуха. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование ФФН, артикуляции и реч. дыхания.
Развитие артикуляционного аппарата и реч. дыхания. | -Пропевание гласных звуков А, О, Ы, У, Э. -Закрепление арт. упр. «Лопаточка». -Закрепление арт. упр.: «Месим тесто». --Закрепление арт. упр.: «Вкусное варенье». |
Январь | 1. Сказка «Про ёжика» (пальчиковая) 2. Сказка «Зима в лесу» 3. Сказка «Колобок» (пальчиковая) 4. Сказка «Зимовье зверей» (комбинированная) | Развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук. Формирование ФФН и воздушной струи. Развитие внимания и мелкой моторики рук. Формирование ФФН, развитие мелкой моторики рук и дыхания | -Массаж рук шариками и колечками Су-джок. -Чтение книг о зиме и зимних приметах. -Чтение сказки «Колобок», беседа о героях. -Чтение сказки «Зимовье зверей». |
Февраль | 1. «Зимние забавы с Язычком» 2. «Два друга» 3. «Весёлый бегемот» 4. «Приметы весны» | Развитие артикуляционного аппарата. Развитие артикуляционного аппарата, формирование ФФН. Развитие артикуляционного аппарата, формирование ФФН. Формирование ФФН, развитие артикуляц. аппарата и дыхания. | -Закрепление арт. упр.: «Горка». Беседа о зимних видах спорта. -Закрепление арт. упр.: «Качели». Наблюдения за домашними животными. -Закрепление арт. упр.: «Толстяки-худышки». Рассматривание иллюстраций с животными жарких стран. -Беседа о весне и её приметах. |
Итог.
В совместной деятельности с учителем-логопедом дети: отвечали на вопросы, разучивали речедвигательные упражнения на координацию и развитие общей моторики, пальчиковые игры, упражнения артикуляционной гимнастики. Познакомились с новыми артикуляционными упражнениями и сказками на развитие речевого аппарата. В ходе слушания логосказки упражнялись в правильном речевом дыхании, развивали мелкую и общую моторику.
В реализации проекта участвовала вторая младшая группа.
По результатам наблюдений и диагностики мы получили улучшение в развитии следующих показателей:
• фонематического слуха;
• слоговой структуры слова;
• звукопроизношении и мелкой моторики;
• пополнение пассивного и активного словаря;
• развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата у детей;
• систематизирован методический и дидактический материал по темам логосказок.
Уровень речевого развития за данный период имеет положительную динамику соответствующую возрастной норме у детей 3-4 лет.
Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов. Данная форма работы может быть использована педагогами, как в полном объеме, так и парциально на разных уровнях образовательной деятельности, так как проект «Логосказки» доказал эффективность в ходе реализации. Имеет разработанный методический материал для детей младшего возраста. Педагоги могут продолжить данную форму работы с более тесным привлечением учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителей.
Список литературы
1. Антропова Т. А., Мареева Г. А. Страна чудесных слов: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.
2. Артемьева А. В. Развитие мелкой моторики у детей у детей 3-5 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
3. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб. : КАРО, 2001 г.
4. Дидактический материал по логопедии. Сказки о веселом язычке. М. А. Поваляева. Ростов-на Дону. «Феникс» 2002 г.
5. Гальцова П. С., Дудка И. С., Ильина О. В. Логопедические сказки для самых маленьких. – М. :ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
6. Гуськова А. А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
7. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных учреждений. О. Е. Громова. Линка-Пресс, Москва, 2008;
8. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Уч. –методическое пособие, 1999г.
9. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
10. Русские народные сказки.
11. Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. В. В. Коноваленко. Москва, «Гном и Д», 2004г.
12. сайт «https://pedsovet.su/».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Коррекционно-развивающая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста"
Кто такой тифлопедагог? Какие виды занятий проводятся с детьми с нарушением зрения? Как и во что можно поиграть с детьми дома? Ответы на эти вопросы Вы найдете в данном буклете....
Педагогический проект «Использование здоровьесберегающей технологии в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ОНР старшей группы»
Актуальным и важным для детей с ТНР в логогруппах - формирование у детей убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к...

Образовательный проект "Использование степ-платформы в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога, взаимодействие с воспитателями"
https://cloud.mail.ru/public/2cZQ/5xBwwagBN -с видео материалом вы можете познакомиться пройдя по ссылке....

Проект "Использование дидактического синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет"
Годовой проект по технике "Синквейн"....
Проект "Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 5-6 лет"
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - о...

Педагогический проект.«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с целью предупреждения дисграфии и дислексии у детей с особыми образовательными потребностями»
Цель проекта: «Использование современных здоровьесберегающихтехнологий в системе коррекционно – развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ». Задачи:Повысить у...
Комплексное совместное коррекционно-развивающее занятие с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
Формирование зрительного и слухового восприятия, развитие понимания речи....