Особенности взаимодействия аутистов со взрослыми и сверстниками
статья по логопедии

В отношении к людям с аутизмом часто возникают такие вопросы как: “Почему они делают то или это?”. Ответом часто является следующее: “Это единственное, с чем он хорошо знаком и знает, как выполнять”.

Одним из ярких проявлений нарушения игры и общения является ранний детский аутизм (РДА). В среде специалистов до сих пор обсуждается вопрос о первопричине РДА: является ли отказ от общения следствием неудач раннего опыта ребенка или это результат врожденной аномалии психики, выражающейся в ранней сенсорной дезинтеграции, которая уже вторично порождает страх. Попытаемся в этом разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon autizm.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речи детей с синдромом РДА

        Проблема раннего детского аутизма становится все более актуальной в настоящее время. Считается, что все больше и больше детей в последние годы страдают данным заболеванием (3 чел. на 1000). Нас заинтересовали особенности речи детей с синдромом аутизм, т.к. в настоящее время они мало исследованы.

        Для начала я бы хотела немного рассказать о самом заболевании, о том, чем оно характеризуется. Согласно международной классификации болезней, выделяются следующие диагностические критерии аутизма:

  1. Качественные нарушения взаимодействия, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:

а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию;

б) неспособность к установлению взаимосвязей со сверстниками;

в) отсутствие социо-эмоциональной зависимости, что проявляется в нарушенной реакции на других людей, отсутствии модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией;

г) отсутствие общих интересов или совместных достижений с другими людьми.

  1. Качественные аномалии в общении, проявляющиеся минимум в одной из следующих областей:

а) задержка или полное отсутствие спонтанной речи, без попыток

компенсировать этот недостаток жестикуляцией или мимикой (часто этому предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при любом, даже и высоком, уровне речевого развития);

в) эхолалии и стереотипная речь;

г) отсутствие разнообразных ролевых игр или (в более раннем возрасте) подражательных игр.

  1. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:

а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным

поступкам и ритуалам;

в) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму или вибрации).

Что касается особенностей речи таких детей, общепринятым считается, что речевые расстройства наиболее отчетливо видны после 3-х лет. Некоторые больные остаются мутичными всю жизнь, но и в тех случаях, когда речь развивается, во многих аспектах она остается аномальной. В отличие от здоровых детей наблюдается тенденция повторять одни и те же фразы, а не конструировать оригинальные высказывания. Типичны отсроченные или непосредственные эхолалии. Личные местоимения повторяются так же, как слышатся, длительное время отсутствуют такие ответы, как “да” или “нет”.

Возможности понимания речи также ограничены у таких детей. В возрасте около 1-го года, когда здоровые дети любят слушать, как с ними разговаривают, дети-аутисты обращают внимание на речь не больше, чем на любые другие шумы. В течение длительного времени ребенок не в состоянии выполнять простые инструкции, не реагирует на свое имя.

В то же время некоторые дети, страдающие аутизмом, демонстрируют раннее и бурное развитие речи. Они с удовольствием слушают, когда им читают, запоминают длинные куски текста практически дословно, их речь производит впечатление недетской благодаря использованию большого количества выражений, присущих речи взрослых. Понимание речи во многом затруднено и из-за трудностей понимания переносного смысла, подтекста, метафор.

Особенности интонационной стороны речи также отличает этих детей. Часто они затрудняются в контролировании громкости голоса, речь воспринимается окружающими как “деревянная”, “скучная”, “механическая”.

Это особенности, которые приписываются детям-аутистам в научной литературе.

Хотя многие считают, что речь аутистов полностью изучена, это, как нам кажется, не совсем так.

В настоящее время мы исследовали речь двоих детей: Ромы Ф. (5.5) с легкой  формой аутизма, и Антона Х. (10.1) со средней формой аутизма.

Оказалось, что не все указанные в литературе особенности речи присутствуют у Антон и особенно у Ромы.

В речи Ромы Ф., которого мы наблюдали в течение полугода, обнаружились следующие особенности:

В речи присутствует очень незначительный процент эхолалий. В записях есть только один пример..., да и то неоднозначный:

Р.: Петух с цыпленками.

Э.: Да, с цыплятами.

Р.: С цыплятами.

Возможно, это реакция ребенка на исправление его речи взрослым.

Рома обычно употребляет по отношению к себе местоимение 1-го лица (Я), но иногда говорит о себе во 2-ом лице.

Рома приподнимает стол.

Р.: А ты можешь поднять?

Р.: Подними-ка.

Э.: Стол?

Р.: Да.

Э.: И зачем?

Р.: Ну узнаешь. (имеет в виду себя)

Э.: Ты узнаешь?

Р.: Да.

Э.: Смогу ли я поднять стол?

Р.: Да.

Поднимаю стол.

Р.: О-о-о, сильные.

На просьбу рассказать что-нибудь интересное, например, о том, как он ходил с мамой в театр, Рома вспоминает только один яркий эпизод и пересказывает его двумя - тремя фразами:

        

        Э: Расскажи мне, о чем был спектакль?

        Р. Там был волк.

        Э. И все, больше там никого не было?

        Р. Страшный волк.

        Э. Ты его испугался?

        Р. Да.

        Э. Может, там все-таки еще кто-то был?

        Р. Волк.

У Ромы возникают сложности с идентификацией себя на фотографиях.

Рома рассматривает фотографии. На одной из них он в куртке.

Р.: Ой, а у меня точно такая же куртка. (Интонация удивления)

Э.: А кто на фотографии, кто этот мальчик?

Р.: (подумав, отвечает) Я.

Пытается вызывать стереотипные, привычные и комфортные для себя реакции, каждое занятие пытается заставить меня ругаться, вот один из диалогов:

Рома толкнул меня и ждет, что я начну ругать его.

Р. - Почему ты не ругаешься?

Э. –Не люблю.

Р. – Покажи, как ты ругаешься.

Э. –А ты любишь ругаться?

Р. – Нет, но если на меня кто-то кричит, я тоже кричу.

Э. – И когда мама на тебя кричит?

Р. – Нет, тогда я плачу. (видно, что расстроился)

Вот некоторые особенности, которые нам удалось выявить и которые не описаны в литературе:

Задает вопросы, это интересно, т. к. считается, что дети-аутисты этого не делают.

Р.: Почему тебя Маша?

Э.: Что? Зовут?

Р.: Да.

Э.: Папа с мамой так назвали.

Р.: Что, есть мама у тебя? (интонация удивления)

Э.: Конечно.

Р.: Почему?

Э.: Ну, у тебя же есть мама и у меня есть.

Р.: Нет, почему у тебя есть мама, ты ж уже большая? Почему так?

Э.: Ну потому что я когда-то была маленькая.

Р.: А почему она еще не умерла?

Э.: Потому что она еще не старая.

Э.: У тебя же есть бабушки. Есть?

Р.: Да.

Э.: Бабушка. Одна из твоих бабушек – это мама твоей мамы. Твоя же бабушка не умерла.

Р.: У меня старенькая мама.

Э.: Нет, у тебя  молодая мама.

Р.: А у тебя молодая мама?

Э.: Молодая. Ну, постарше немножко твоей мамы, но еще молодая.

Нигде в литературе не рассматривается вопрос о том, есть ли в речи аутичных детей инновации. Вероятно, можно было бы предположить, что инноваций в речи таких детей не должно быть, поскольку они осваивают язык "имитативным" путем. Однако в речи Ромы присутствуют формо- и словообразовательные инновации.

Рома стоит между столом и стеной.

Р.: А ты можешь пролезть?

Э.: Не знаю, наверное, не смогу. (Пролезаю)

Р.: А! (удивленно) Значит ты тоже хУдая?

Р.: А сколько тебе гОда?

*Петух с цыпленками*, *совЫ*...

Речь Антона Х. более интересна и более типична для аутиста; вот те особенности, которые нам удалось выявить:

Не понимает смысла слов, имеющих переносное значение.

Э.- А что такое золотые руки?

А. – Красные.

Э. – Какие?

А. – Белые.

Э. – Ага, а какие руки еще можно назвать золотыми?

А. – Большие.

Э. – А еще?

А. – Которые блестящие.

Э. – А еще подумай.

А. – Дед, который с бородой, потому что он красавец.

Антон читает книжку А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной»

Стих. о Норке. Вы, наверное, его знаете (норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, норку в норке не нашла, если в норке нету норки, может норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, а норки - нет)

Э. – Антон, какие бывают норки?

А.- Норка – белка живет.

Э. – А какая еще бывает норка?

А. – Лиса живет.

В речи Антона присутствуют эхолалии.

Э. –А ты собирал когда-нибудь клюкву?

А. – Ты собирал клюкву?

Э. – Так собирал?

А. – Собирал.

Антон, как и Рома, говорит о себе во втором лице. Ребенок использует в своей речи императивы при  обращении к самому себе.

Антон берет шаблон собаки.

А.- Собаку обведи. (обращается к себе)

Э. – Ты обведешь?

А. – Да, да.

Мы выделили очень интересные особенности в речи Антона, не описанные в литературе:

Часто, при ответе на поставленный вопрос, начинает употреблять антонимы, что характерно для речи нормально развивающихся детей раннего возраста.

Э. – Хорошо, а как ты думаешь, что такое светлая голова? Когда можно сказать, что у человека светлая голова?

А. – Волосы седые, большие, волосы большие.

Э. – А еще когда?

А. – Маленькие.

Э. - Какое бывает платье?

А. – Длинное.

Э. – А еще?

А. – Короткое.

Образует антонимы с помощью префикса не-, что так же характерно для детей 2-3 лет. (Кстати, об этом тоже ничего не написано.)

Э. – А про какого человека можно сказать, что у него стальные нервы?

А. – Нервный и вредный.

Э. – А если подумать, Антон.

А. – Ненервный и невредный.

Перечисление однотипных прилагательных, например, цветовых или параметрических.

Э. –Она говорит: « Это платье мне идет». Что она имеет в виду? Платье идет.

А. – Потому что хорошее.

Э. – Молодец, а еще почему идет?

А. – Красное.

Э. – А еще?

А. – Синее.

Э. – А еще?

А. – Длинное.

Э. – А еще?

А. – Короткое.

Старается описать все известные ему свойства и качества обсуждаемого объекта.

Э. – Хорошо. А когда говорят, что молоко убежало?

А. – Кипит.

Э. – Ага, кипит и убежало, да?

А. – Да. Молоко белое.

Резко  перескакивает с одной темы на другую, интересующую его в данный момент.

Э.- А что бывает сладким?

А. – Клюква.

Э. – Ага.

А. – А кислая бывает?

Э. – Да. А ты собирал когда-нибудь клюкву?

А. – Ты собирал клюкву?

Э. – Так собирал?

А. – Собирал.

А. – Сосна.

Э. – Что?

А. – Она бежит к …

Э. – Куда?

А. – Она…Она бежит…Она бежит к болоту.

Э. – Куда?

А. – Она бежит к болоту.

Э. – Интересно. Никогда не видела бегающую сосну.

А. – Наташа. Это тетя Наташа.

Э. – Где?

А. – Она живет на даче.

Э. – А ты там живешь?

А. – Да, да.

Э. – А где ты там живешь?

А. – На втором этаже.

Э. – Тебе там не страшно?

А. – Тебе там страшно.

Э. – Страшно?

А. – Да.

Э. – А что там страшного?

А. – Потому что…что…потому что..там шар.

Э. – Шар?

А. – Шар, шар.

Э. – А где шар?

А. – Как гирлянда.

Э. – И что?

А.- Ракеткой попадаю.

Э. – По шарику?

А. – Да.

Э. – И попадаешь?

А. – Да, да..попадаю.. в сетку попадаю.

А. – (Рисует руками на столе шар) Тетя Маша, возьми шарик.

Э. – А?

А. – Тетя Маша, возьми большой шарик.

Э. – Где?

А. – Вот шар. (Еще раз обрисовывает руками шар на столе)

Э. – («понарошку» берет шарик со стола)

А. – Ай.

В скобках заметим, принято считать, что аутисты не проигрывают вымышленных ситуаций, однако мы видим, что это не всегда так.

В  основном Антон употребляет простые предложения, также в его речи много неполных предложений. Интересно, как  они строятся. Сначала ребенок говорит первое слово, затем как будто "нанизывает" другие слова, прибавляя их к ранее сказанному слову или фразе.

А. – Она…Она бежит…Она бежит к болоту.

А. – Потому что…что…потому что..там шар.

Антон часто проговаривает "орфографически" букву  О во многих словах.

Антон смотрит на картинку с изображением дачи.

А- Огурчик нарисОвал (четко проговаривает звук «о»)

Э.- Да. Ты же хотел раскрасить.

А.- Да, да. Огурчик будет зеленый?

Э. – А какой хочешь.

А. – Вот так Огурчик (раскрашивает зеленым карандашом).

Э. – Ага.

А.- А пОмидорчик?

Э. – Помидоры красные обычно, но еще желтые бывают помидоры.

А. – Огурчик зеленый, пОмидорчик красный.

Э. – Ага.

А.- Огурчик красный, пОмидорчик зеленый.

Э.- Разве?

А. - Огурчик красный, пОмидорчик зеленый.

Таким образом, мы пришли к выводу, что речь детей, страдающих аутизмом, имеет свои особенности, большинство из которых нуждаются в исследовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками....

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Выступление музыкального руководителя на педагогическом совете "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в процессе взаимодействия со свзрослыми и сверстниками"...

Приветствие "Улыбайся" на семинар "Развитие общения и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками"

Приветствие "Улыбайся" подготовлено детьми подготовительной группы....

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...