Масленица пришла - блины принесла!
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трифонова Оксана

Сформировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa_prishla-bliny_prinesla.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие логопедическое в подготовительной группе «Масленица пришла, блины принесла!»

Цель : сформировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • познакомить  с последовательностью дней масленичной недели и традиционных развлечениях в эти дни;
  • расширять и активизировать словарь: Масленица, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.

коррекционно-развивающие:

  • продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • продолжать развивать фонематический слух;

коррекционно-воспитательная:

  • продолжать развивать умение выслушивать ответы других;
  • воспитывать интерес к народным традициям;
  • создать положительный эмоциональный настрой.

Материал: иллюстративный материал по теме, пазлы «Кукла Масленица» ,картинки блины ,фрукты(муляжи)

Ход:

- Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать. Пеклись вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы.

Логопед: А мы начнем наше занятие с артикуляционной гимнастики «Блинчик»

- Про Масленицу говорили « широкая масленица», как вы думаете почему? /Этот праздник праздновали целую неделю./

- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

Первый день праздника – понедельник - начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника - большую куклу. Чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. 

Со второго дня – вторника - начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть.

 Игра «Блинок». Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа. Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш…. (присели на корточки)

Ой, подгорел. (разбегаются)

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

Логопед:А сейчас давайте сядем все за стол, положим одну ладошку на стол, а другую рядом вверх ладошкой. По очереди переворачиваем ладошки и проговариваем слова:  «Мы печем, печем блины, очень вкусные они!»

Логопед: продолжим нашу беседу

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины. Блин действительно похож на солнышко

 Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют.

Рассматривание картинок.

Пятница - «вечерки». В этот день все идут к бабушке на блины. А вы любите блины? - А из чего и как их пекут знаете?

Д/и «С какой начинкой блины?». Цель: упражнять в употреблении существительных в творительном падеже, образовании качественных прилагательных. - Вот наши блины готовы. Ели блины с разными начинками. С чем блины у вас?

Д/и «Какие бывают блины». Цель: упражнять детей в словообразовании.

- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один - называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём - … /блинище/

Д/и «Веселые блины» На столе разложены блины разные ,ребенок берет молоточек  и ловит блины ,при этом произносит слоги РА-РО

Суббота - «посиделки». Все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Последний день – воскресенье- Масленицы - «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека: «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот такая чудесная наша русская традиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкального развлечения «Масленица пришла – блиночки принесла»( Народный праздник Масленица, традиции на Руси).

Сценарий музыкального развлелечения  по программе дополнительного образования                    «С чего начинается Родина» для детей...

«Масленица пришла – блин, да мёд принесла»

Сценарий праздника Масленицы 2022 г. для старших и подготовительных групп...

Занятие по ФЭМП в детском саду. Вторая младшая группа. Тема «Масленица пришла – весну принесла»

Занятие по ФЭМП в детском саду. Вторая младшая группа. Тема «Масленица пришла – весну принесла»...

Сценарий масленичных гуляний на улице или в помещении: «Масленица пришла, блины принесла»

Сценарий масленичных гуляний на улице или в помещении: «Масленица пришла, блины принесла»...

Масленица пришла- веселье принесла

Конспект НОД в средней группе: «Масленица пришла — веселье принесла». Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями...

"Масленица пришла-веселье принесла"

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе...

"Масленица пришла - веселье принесла"

Уважаемые, коллеги! Данный методический материал предназначен для проведения праздника "Масленица пришла - веселье принесла" детей старшего дошкольноговозраста совместно с родителями....