"Масленица пришла-веселье принесла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ясницкая Наталья Владимировна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_prishla-vesele_prinesla.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Ладошки» МО «Барышский район»

Конспект образовательной деятельности  в подготовительной группе на тему:

«Масленица пришла-веселье принесла».

                                                                                 Воспитатель: Ясницкая Н.В.

2024 год

Цельрасширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны.

Задачи:

обобщение и углубление знаний детей о русском народном празднике «Масленица»; развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам народной культуры, ее духовно-нравственным ценностям; воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Оборудование: ноутбук, музыкальная колонка, презентация «Широкая Масленица», атрибуты для игр, материал для аппликации.

Предварительная работа: заучивание стихотворений  о масленице, рассматривание репродукций художников В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»,Куплина «Деревенская масленица».

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

(Создание положительного эмоционального фона. Воспитатель звонит в колокольчик)

- Колокольчик, мой дружок,

Собери ребят в кружок.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Доброе утро! Улыбнитесь все скорее, ребята!

И сегодня наш денёк пройдёт

Веселее.

Мы погладим нос

И щёчки. Будем мы красивыми

Как в саду цветочки. Разотрём

Ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём и

Здоровье сбережём.

-Отлично! Поприветствовали все друг друга, подняли настроение, начнем наше занятие.

(звучит минусовка «Масленица»)

-Ребята, о каком празднике вам напомнила эта музыка?(ответы детей)

-Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим.

-Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

А сейчас послушайте  сказку о  Масленице.

-В некотором царстве, в тридесятом государстве, жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Губы-покрыты инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые,щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные.

Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала , чтобы царство превратилось в ледяное королевство.

Приказала тогда Зима своим слугам:

-Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти.Видит Масленица-плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается,а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя. И Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины.  Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые,словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась.

Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлится! И обязательно есть всем  блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

-Сожгите меня,-сказала Масленица.

Жалко людям Масленицу ,да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:

-Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

Воспитатель:

-Понравилась вам, ребята, сказка?

-О ком она?

-Какая была Зима?

-Какая была Масленица?

-Что задумала Зима?

-Что придумала Масленица?

-Зачем нужно было есть блины?

-Посему Масленица хотела, чтобы ее люди сожгли?

-Из чего люди сделали чучело?

-Послушайте веселое стихотворение о Масленице:

 

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

 

-Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

Игра «Горячий блин».

Воспитатель: -Сейчас  я предлагаю вам поиграть в игру «Горячий блин».Нужно под слова  стихотворения быстро передавать блин по кругу. У кого на последних словах в руках останется блин, тот  выбывает из игры.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, разбирайте.

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи.

Все румяны, горячи!

-Хороша была игра. А теперь садитесь на свои  места.

Масленицу празднуют целую неделю.

Будем праздник справлять,

Зиму провожать,

Весну-красну встречать, Масленицу зазывать!

-Скажите мне, сколько дней народ празднует Масленицу? (7 дней) (Если дети не знают, воспитатель подсказывает)

-Каждый день Масленицы имеет своё название.

Показ презентации «Широкая Масленица»

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горки.

-Понедельник– встреча.

-Вторник–заигрыш.

Ходят от дома к дому, поздравляя с Масленицей, поют, шутят, в этот день начинаются игры, девицы качаются на качелях, ездят на лошадях.

А вам я предлагаю работу для ума. Отгадайте загадки:

  1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкой

Волшебной палочкой взмахнет

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

  1. Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам.

Ежели оно вошло, значит день пришел давно (солнце).

  1. Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

  1. Из-под снега расцветает

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

5.Без рук, без ног

А рисовать умеет? (мороз)

    6.Бел, а не сахар,

Нет ног, а идет (снег).

-Молодцы, ребята. Загадки отгадывать вы мастера.

-Среда – лакомка.

Начинают кататься с гор. Взрослые, родственники ходят, друг к другу в гости, угощаются блинами и другими масленичными продуктами (икра рыбы, сметана, мед, яйца, варенье). В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины.

-А как вы думаете, почему пекут блины? (блины похожи на солнышко, которого так не хватает зимой, это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая. Здоровья людей).

Все верно, каждый блинчик похож на маленькое солнце, которое согревает вас своим теплом.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

-Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно,подсказывайте старательно.

На тарелке он один-называем просто…(блин)

Много испекли их мы-тогда назовем…(блины)

Испекли для дочек-назовем…(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовем тогда…(блинок)

Огромный как домище-назовем…(блинище).

-Четверг – широкая Масленица. В этот день больше всего развлечений. Ряженые веселят народ, все угощаются блинами, пляшут, водят хороводы, поют песни и частушки.

-Пятница – тещины вечерки. Теща угощает зятя блинами.

-Суббота – золовкины посиделки. Молодожены приглашают родных к себе в гости за стол, а своим золовкам – сестрам мужа они вручали подарки.

-Дети, а какие продукты нужны для того, чтобы испечь блины?

Игра «Правильно, неправильно»

(Воспитатель показывает картинки с изображением продуктов, дети хлопают в ладоши, если на картинке «правильный «продукт,если нет-то топают ногами.

-Воскресенье – прощеный день. Проводы Масленицы, сжигают куклу с песнями, разбрасывают по полю пепел, чтобы собрать богатый урожай. В последний день масленицы все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом: “Прости меня, если виноват” — “И ты меня прости” — “Бог простит”. Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.

Так заканчивалась Масленица.

(После услышанного, проводится работа с детьми, задаются вопросы)

-Как называется первый день масленицы и что делали в этот день? Второй? Третий? Четвертый? Пятый? Шестой? Седьмой? (Понедельник – встреча; вторник – заигрыш; среда – лакомка; четверг – широкая масленица; пятница – тещины вечерки; суббота – золовкины посиделки; воскресенье – прощенный день)

- Что делали в конце недели? (В конце поджигали чучело под веселые песни)

-Правильно, и сейчас мы с вами сыграем в игру «Гори, гори ясно», становитесь все в круг.

(Проводится игра совместно с воспитателем. Все вместе говорят речёвку: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят». Как только заканчивается речёвка, водящий подходит к детям, взмахивает платочком между двумя детьми, как бы их разделяя. Эти два ребёнка бегут в разные стороны, обегая круг снаружи. Кто первый добежит до платочка, выигрывает. Так можно повторять несколько раз)

Воспитатель: -Отлично сыграли, развеселились! Теперь самое время послушать стихи о Масленице.

(Дети читают стихи)

Встанем утром рано,

Напечем блинов

С творогом, сметаной,

С медом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот вам угощенье!

Масленицу встретим,

Чучело сожжем.

Праздник мы отметим

Радость -в каждый дом!

Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

 

Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали – нашей Масленице

Семь годков,

А всего у Масленицы

Семь деньков.

Ой, Масленица-обманщица!

Обманула, провела,

Нагуляться не дала!

 Воспитатель:-Ну как, ребята, понравились вам стихотворения о Масленице? (Да)

-Ну и в завершении нашего сегодняшнего праздничного занятия, предлагаю сделать красивую аппликацию.

Аппликация «Солнышко» из ладошек

-Круглое улыбчивое солнышко – это символ Масленицы. Я предлагаем украсить нашу группу красивой и яркой аппликацией «Солнышко» из ладошек.

-Основой нашего солнышка будет большой вырезанный круг из картона, который я уже подготовила для вас, раскрасила его красками ярко желтого цвета и нарисовала красивое личико  нашему теплому, яркому, лучистому солнышку.

- «Весеннее солнышко очень хочет согреть все на земле своими лучами, но у него пока не хватает сил. Посмотрите, у него даже лучиков нет. Давайте поможем солнышку! Поможем ему – отдадим ему часть тепла наших рук». (Да, поможем)

(Воспитатель раздает детям чистые листы бумаги размером А4, ножницы, простые карандаши, бумагу желтого цвета. Воспитатель показывает детям, как можно обвести ладошку, чтобы отпечаток был похож на лучи солнца. Дети обводят свои ладони, вырезают отпечатки и наклеивают к солнышку)

-Какие вы молодцы! У вас получились очень яркие и красивые лучики, давайте теперь приклеим их к нашему солнышку. (Проводится данная работа с детьми)

-Ребята, посмотрите какие вы молодцы, теперь наше солнышко светит очень ярко и чувствуется тепло. Повесим его на самое видное место в группе, что бы оно нас грело.

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель:

-Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось оно вам?

-Что больше всего понравилось?

-В какие игры вы хотели бы сыграть еще раз? (ответы детей)

-Предлагаю подойти к столу и взять кружочек такого цвета. Какое настроение у вас после нашего занятия.

(красный-плохое настроение, зеленый- хорошее настроение, желтый- отличное настроение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица пришла веселье всем принесла

Народный праздник разработан для всех групп детского сада,  не требующий предварительного разучивания музыкального материала, поэтому  предусматривает участие всех детей в играх и танцах. Пр...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА – ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК ПРИНЕСЛА".

Данный сценарий будет интересен и полезен воспитателям и музыкальным работникам ДОУ, а так же родителям.Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими ...

"В гости коляда пришла - веселый праздник принесла"

Музыкальный досуг с детьми старшего дошкольного возраста...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В ГОСТИ КОЛЯДА ПРИШЛА – ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК ПРИНЕСЛА"

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, знакомство с рождественскими обрядовыми праздниками. Воспитание духовно-нравственных качеств: доброта, миролюбие, великодушие, щедрос...

Масленица пришла- веселье принесла

Конспект НОД в средней группе: «Масленица пришла — веселье принесла». Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями...