Рекомендации родителям по коррекции ФФНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у ребенка
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс не столько знаний и умений, сколько способностей к анализу и общению. Основная цель – формирование фонетико-фонематической стороны речи дошкольника через навык звуко-буквенного анализа слов.
Однако при обследовании дошкольников специалистами выявляются дети, которые при относительно – сохранном слухе и правильном лексико – грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, но так как родителей этот дефект не беспокоит, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи. Получается, что дети, идущие в школу, остаются с проблемой в развитии языкового анализа и синтеза, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Если вовремя не исправить в детском возрасте трудности в общении, они влекут изменения личности в цепи развития «ребёнок – подросток – взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности.
Основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. Решение логопедических проблем потребует желание, веры и терпения от родителей и конечно взаимосвязь между родителями и педагогами играет большую роль в этом.
Особая роль родителей заключается в комплексе следующих мероприятий:
- Контроль над выполнением заданий в домашних условиях;
- Приучать к звуковому анализу;
- Постоянно активизировать слуховое восприятие ребёнка;
- Не переходить к следующим занятиям, пока не усвоен материал предыдущих занятий.
Знакомство детей со звуковой стороной слова начинаются ещё в младших группах, когда приучают отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. Учить детей среднего возраста интерес к звучанию слова ещё более возрастает. Они вслушиваются к словам, находят сходство и различие, отмечают интонацию выразительности речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определённым звуком, находят слова с данным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной группе детей учат делить двусложные (ма-ма) и трёхсложные (са-ло-ма) слова на слоги, находить и называть каждую часть слова.
Поэтому формирование фонетико-фонематической стороны речи – это сложный процесс. Освоить азы чтения и счёта ещё до того, как прозвенит первый звонок, предупредить ошибки при письме и чтении, появлении дисграфических ошибок при обучении грамоте можно только в процессе интенсивного развития фонематического восприятия.
Успешность обучения ребёнка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются не, что иное, как звуки речи. Чтобы исключить это ребёнок должен усвоить буквы.
Для решения данной проблемы, родители должны знать, что их ребёнок уметь перед поступлением в школу:
- очень чётко ориентироваться в звуках,
- уметь правильно их произносить,
- безошибочно различать их на слух,
- место расположения данного звука в слове.
Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:
- Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.
- Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.
- Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.
- Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.
- Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете со своим ребенком. Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.
- Хвалите ребенка за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.
- При систематическом выполнении специальных упражнений ребенок почувствует уверенность в себе, своих способностях и возможностях, а родители — радость от успехов своего ребенка.
Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!
Рекомендации воспитателям по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у воспитанника старшей группы
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по формированию ритмико-слоговой структуры слова.
Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речевой деятельности, необходимо учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
При этом важно в работе по коррекции дефектного произношения и формированию фонематической стороны речи использовать все сохранные анализаторы. Для того, чтобы ребенок мог достичь полного восприятия нужного звука, внимание его прежде всего фиксируется на правильном звучании этого звука при отчетливом произнесении его педагогом.
Благодаря сохранному слуховому анализатору ребенок учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков.
Посредством зрительного анализатора ребенок воспринимает некоторые движения речевых органов (губ, языка, нижней челюсти) педагога и, контролируя с помощью зеркала собственную артикуляцию, воспроизводит необходимое положение речевых органов для произнесения нужного звука.
Важна также роль тактильно-вибрационных ощущений в более полном восприятии ребенком правильного произношения звуков. Это связано с тем, что посредством кожно-вибрационного анализатора ребенок может дополнительно воспринимать характер выдоха, работу голосовых связок в момент произнесения данного звука педагогом и контролировать собственное произношение. Особое значение для усвоения правильной артикуляции и контроля над ней имеют собственные двигательно-кинестетические ощущения ребенка, образующиеся в результате повторных движений речевых органов в момент воспроизведения нужного звука. С помощью соответствующих кинестетических ощущений в дальнейшем ребенок контролирует собственное произношение.
Подробнее остановимся на особенностях коррекционной работы по развитию слухового восприятия, преодолению нарушений слоговой структуры слова, развитию артикуляционной моторики.
Логопедическая работа по формированию фонематических процессов и ритмико-слоговой структуры слов осуществляется сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Развитие фонематического восприятия осуществляется в игровой форме, так как ведущей деятельностью старшего дошкольника является игра.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
На данном этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Автомашина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка) и т.д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из соседнего помещения и т.д.
Далее широко используется такой дидактический материал, как различные крупы (гречка, пшено и др.), а также горох, фасоль, разложенные в пустые пузырьки и коробочки из-под лекарств, конфет и др., разного размера колокольчики, погремушки, емкости с водой. При встряхивании, переливании будут возникать различные звуки: стук, громыхание, шуршание, бульканье и т.д.
Возможные вопросы и задания:
- Что находится в коробочке (емкости)?
- Как звучит гречка (фасоль, горох и т.д.), если емкость с ней встряхнуть?
- Закройте глаза. Какой звук вы услышали сейчас? С помощью какого предмета возник этот звук? (Шуршание – гречка в спичечной коробке).
- Как вы могли бы изобразить звон колокольчика (шуршание, громыхание фасоли, пшена) голосом, если бы у нас сейчас их не было? («дзынь», «грым», «ш»).
- Как «разговаривают» звери и птицы? Как издаваемые ими звуки можно изобразить голосом человека? (собака – «гав!», «р-р-р», «у-у»; кошка – «мяу», «мур»; лошадь – «иго-го», «фр-р» и т.д.).
- Какие звуки мы слушали и слышали?
- Как называются эти звуки? (Лай, мяуканье, блеяние, мычание и т.д.).
Проводятся также игры: «Колокольчик», «Наседка и цыплята», «Отгадай, что звучит?» и т.д.
Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Сначала дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр: «Эхо», «Котенок», «Три медведя» и др.
Затем дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Речевые игры в этот период должны проводиться в определенной последовательности, с обязательным использованием вспомогательных карточек-опор.
Развитие восприятия речи проводится также с использованием заданий на имитацию слогов. На этом этапе сначала предлагаются слоги без стечений согласных с артикуляторно простыми звуками, затем – слоги со стечением согласных.
В дальнейшем переходят к развитию элементарных форм фонематического анализа. На предварительном этапе развивают у детей умение узнавать звук на фоне слова, определять первый и последний звук. Работа проводится над выделением звуков, правильно произносимых детьми, после уточнения их артикуляции и слухового образа.
Преодоление нарушений слоговой структуры слов на невербальном материале осуществляется после проведения с детьми работы по развитию слухового внимания и восприятия на невербальном материале.
1. Работа над ритмом. Сначала тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (.. .. … … … …). Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками: ..__, …__, __..__, __…, __…__, ..__.. . Детям предлагают различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладони, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладони, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ «-») и коротких (барабан, бубен – символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: - - + +, + + - + - - и т.д.
2. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировки, легкий бег, ходьба.
3. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак - ребро, кулак – ребро - ладонь.
4. Упражнения на развитие рециопрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.).
5. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0 – 0 – 0 … , + = + = … .
Преодоление нарушений слоговой структуры на вербальном материале. Используются игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как «начало», «середина», «конец»; «перед», «за», «после»; «первый», «последний». Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом используется создание дидактических игровых ситуаций с помощью, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э.В.Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый - последний, начало – середина - конец, между – за – перед - после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).
Развитие артикуляционной моторики. При проведении артикуляционной гимнастики используются игровые приемы: «Сказка о Веселом Язычке», «Театр пальчиков и языка» и др.
Обязательно учитываются требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений:
1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.
2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу.
4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.
5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.
6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, следует переходить к отработке движений, обязательных для других звуков.
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего от далеких артикуляторно и акустически:
- поднять флажки, если в слове слышится звук [ш];
- отобрать картинки, в названии которых имеется [ш] (предлагаются картинки с изображением рамы, шапки, дома, шубы и т.д.);
- определить место [ш] (начало, середина, конец) в словах: шарф, кошка, карандаш.
С учетом уровня овладения фонематической стороной речи проводится работа и над сложными формами фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, какой по счету звук [ш] в словах шина, кошка, ушанка, мышка; нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука [ш]. При этом следует отметить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
Уважаемые родители! Я приветствую вас на моем мини-сайте и надеюсь, что наши встречи станут регулярными.Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с деф...

Рекомендации родителям по коррекции звуков с ребенком дома
Рекомендации родителям по занятиям с ребенком в домашних условиях. Информация на стенд....

Рекомендации родителям по коррекции детских страхов
Рекомендации родителям по коррекции детских страхов...

Рекомендации родителям по коррекции тревожного поведения у детей
Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Различают мобилизирующую тревогу и расслабляющую. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуаци...

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Агрессия— это...

Буклет "Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников"
Рекомендации родителям по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников...

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....