«Просодика – верный путь к хорошей речи в коррекции заикания».
статья по логопедии (подготовительная группа)

Полякова Елена Анатольевна

Аннотация. В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей с Заиканием и ТНР (тяжелым нарушением речи), ее значение и коррекция. Описывается последовательность коррекционной работы и практический материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Просодика – верный путь к хорошей речи в коррекции заикания».

Аннотация. В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей с Заиканием и ТНР (тяжелым нарушением речи), ее значение и коррекция. Описывается последовательность коррекционной работы и практический материал.

 Ключевые слова: заикание, просодика, темпо-ритмической стороны речи, паузация, логическое ударение, диафрагмальное дыхание, речевая коммуникация.

Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, ее плавности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Оно прежде всего сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. [1]

Речь заикающихся детей лишена интонационной выразительности, плавности. Зачастую речь монотонна и скандирована, темп речи как правило ускоренный. Дыхание поверхностное. Нарушено логическое ударение. Речевые судороги дезорганизуют ритмическую сторону речи. Таким образом исчезает упорядоченность, стройность речевого патока, его звучность.

На фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха нарушается интонационная сторона речи, а именно паузирование, мелодика. Речь теряет звучность, перестает быть «концентрированным пением», как у хорошо говорящих людей.

Все перечисленные особенности речи у заикающихся детей говорят о нарушениях просодических компонентов речи. Просодика является наивысшим уровнем развития языка. Ее расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей. При заикании разрушается целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным. [5]

Актуальность поднятой проблемы подчеркивается необходимостью своевременной коррекционной работы по формированию данного компонента. Поскольку, вовремя воздействуя на просодическую сторону речи, можно повлиять на другие ее компоненты и на речь в целом. Речь детей с ТНР наряду с нарушением звукоподражания, грамматического строя речи, бедного словаря и нарушением навыков связанной речи так же характеризуется нарушением просодического компонента речи. Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям проводится в определённой последовательности.

Поэтому, путь к «хорошей речи» невозможен без формирования просодических компонентов речи, как основы.

Практические упражнения.

Для того, чтобы речь звучала легко и свободно включаются упражнения на мышечную релаксацию. Таким образом, дети учатся чувствовать себя, а именно понимать ощущение состояния напряжения-расслабления.

Упражнения «Кулачки», «Штанга», «Оловянный солдатик- Шалтай-Болтай», «Камень-вата». [3]

Параллельно с этим начинаем работу по постановке правильного диафрагмального дыхания, так как оно неразрывно связано с процессом речеобразованияи является здоровьесберегающим компонентом по укреплению здоровья детей. Работа осуществляется по подражанию, с использованием контроля посредством лёгкой игрушки и ладони ребёнка.  

Начинаем с упражнения «Шарик». Упражнение направленно на выработку диафрагмального дыхания. Диафрагмальное дыхание - является базой для формирование такой сложной психофизической функции, как речевое дыхание. [2]

 Цель постановки диафрагмального дыхания состоит в том, чтобы приучить ребенка делать вдох без напряжения, не поднимая плеч, чтобы вдох был мягким и коротким, но достаточно глубоким, а выдох длительным и плавным.

 Далее используем различные виды упражнений на развитие дыхания:

«Буря в стакане», «Подуй на птичку», коктейльные трубочки, мыльные пузыри, задувание свечи…

С целью закрепления диафрагмального дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

- вдох и выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох и выдох через рот. [4]

 В работу над дыханием можно включать элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. (дыхательные упражнения с музыкальным сопровождением).

«Жадина», «Пружинка», «Ныряльщик», «Подуй на ладошку», дыхательные упражнения (с музыкальным сопровождением марш «Идем в детский сад»). [2]

Затем переходим к упражнениям на развитие речевого дыхания. Детям можно предлагать следующие виды упражнений:

Упражнение на развитие речевого дыхания:

-  На протяжном выдохе пропеть гласный звук. (А, О, У, И, Э, Ы)- с разной силой голоса, громко- тихо, коротко- протяжно, с движением.

- «Немое кино» – пропевание гласных звуков на беззвучной артикуляции.

- Несколько звуков (А-а-а-а-о-о-о-о. А-а-а-а-у-у-у-у).

- Счёт на одном выдохе до 3-5, дни недели, месяцы года.

- Короткие фразы, пословицы, насыщенные гласными звуками на одном выдохе нараспев.

- Распевки, песенки-потешки, считалки, загадки, чтение стихов, мелодекламация (речь с движением). [5]

Параллельно проводится работа над ритмом. Начинаем с самого простого ритмического рисунка с хлопками «Делай как я» (! ! !,  !! !,  !! !!),  с музыкальным сопровождением и без. В работе над ритмом можно использовать разные материалы: клавесы, ложки, орешки, метроном и т.п.

Работа над чувством ритма с музыкальным сопровождением (Жорж Бизе «Кармен»2 сюита – выполнение движений согласно ритму музыки).

Параллельно проводится работа по формированию интонационной выразительности речи, тембра голоса, ударения, работа с паузацией. Используется разный речевой материал: пословицы, поговорки, диалоги, хоровое чтение стихов (это помогает ребенку снять эмоциональное напряжение, позволяя лучше раскрыться. [5]

Например: диалог «Фи, футбол», «Вышли мыши как-то раз», «Чудесный наряд» Степанова Е.А., песенка «Купим мы бабушка тебе курочку», «Овощи» Тувим Ю, потешка «Андрей воробей»

Мелодекломация «Уж небо осенью дышало»

 Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова Логопедия заикание. – М., 2012
  2. Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005
  3. И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Устранение заикания у дошкольников вигре. – М., 1984
  4. С.В. Леонова Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М., 2004
  5. И.А. Поварова Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предлагаю разработанную систему  форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Семинар – практикум для родителей на тему: "Регулирование темпо-ритма речи в коррекции заикания детей"

Уважаемые родители! Коррекция заикания осуществляется комплексным методом: медикоментозное лечение, психотерапия, речевые занятия.  В этой работе поговорим об одном из  речевых  методов...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима».

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима»....

Презентация: "Обследование дыхания, голоса, просодики и лексико-грамматических компонентов речи"

В Институте коррекционной педагогики РАО сотрудниками ла­боратории логопедии осуществлялись в течение многих лет иссле­дования нарушений развития устной и письменной речи у детей с сохранным и...