Интегрированный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей.
презентация по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение. Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного обучения в школе. В свою очередь, речевые нарушения в той или иной степени, отрицательно влияют на психическое развитие ребенка в целом.
В настоящее время масса детей демонстрирует задержки и искажения двигательного развития. Двигательное развитие ребенка в младенчестве должно проходить в правильной последовательности:
У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребенок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Мало ползал на четвереньках, или ползал только назад, или не ползал вообще. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребенок просто не проходит. Такие проблемы сами по себе не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями. Ведь любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие.
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения. Эта идея лежит в основе так называемого метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович), который включает четыре основных блока упражнений: Ниже представлены и описаны те упражнения данной методики, которые было возможно использовать в рамках общеобразовательной программы.
Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка. Они оказывают релаксирующее воздействие, способствуют концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ну и конечно, развитие правильного дыхания очень значимо для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение голоса, таким образом развивая и просодическую сторону речи. Дыхательные упражнения выполняются в ходе логопедических занятий, инструктором по физической культуре, а также музыкальным руководителем.
Дыхательные упражнения на логопедических занятиях . 1).Для развития сильного продолжительного выдоха: Листопад Снегопад Вертушка Задуй свечу Футбол Бабочка ,лети! 2).Для нормализации речевого дыхания: Озвученный выдох. Произнести отдельные согласные и гласные на выдохе. 3).Различные упражнения для отработки диафрагмального выдоха: Шарик Качели Вдох носом, надуваем живот, выдох ртом, втягиваем живот. Плечи при вдохе не поднимаем.
Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях. использование различных духовых музыкальных инструментов; подражание различным звукам: «голоса вьюги», «паровоз пыхтит», «Таня плачет», и т.д.; Пропевание гласных звуков на одном выдохе; Различные переходы от громкого звука к тихому и наоборот. Упражнение «цветочный магазин»
Дыхательные упражнения на физкультурных занятиях. Ребенок учится регулировать свое дыхание, делая его на разный счет, с задержкой, подъемом одноименных и разноименных рук и ног – то на вдохе, то на выдохе.
Глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память). У многих детей обнаруживаются патологические синкинезии (содружественные движения). Например, когда ребенок рисует, говорит, пишет, у него качается нога, он все время что-то вертит в другой руке и т.п. Глазодвигательные упражнения помогают устранить эти проблемы. Это упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру). По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка и рук (биоэнергопластика).
Упражнения двигательного репертуара. Развивая движения – развиваю речь! “Всякая мысль заканчивается движением, и всякое движение — мыслью”. И. М. Сеченов “ Представление , что при любом двигательном тренинге... упражняется не тело, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов. ” Н.А.Бернштейн “ Часто руки знают как распутать то, над чем тщетно бьется разум. ” К.Г.Юнг
Логоритмика. На музыкальных занятиях активно используется логопедическая ритмика, целью которой является преодоление речевых нарушений у детей путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. В логоритмике выделяют два основных направления: Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти. Развитие речи: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; формирование фонематического слуха.
Кинезиологические упражнения. Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Кулак-ребро-ладонь. Исходное положение: сидя, руки находятся на поверхности стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола, и, наконец, рука на столе ладонью вниз. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.
Колечки Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Сперва выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками одновременно.
Перекрестные шаги Зеркальное рисование 1. Локтем левой руки касаемся колена правой ноги. 2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. 3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной. 4. Это же движение за спиной повторяем с правой ногой и левой рукой. Рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
Развитие пространственных представлений. Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения школьного материала. Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы как: Трудности в освоении письма: Пропуск или перестановка букв, слогов; Слитное написание слов с предлогами; Замена букв по пространственному сходству; Повторное письмо и пропуск строчек; Трудности в освоении чтения: «Угадывающее» чтение; Сложность удержания строчки в поле зрения; Проблемы с пониманием предлогов и сложных логико-грамматических конструкций; И, как следствие, ребенок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не сможет пересказать текст.
Профилактика дислексии и дисграфии. Для того чтобы в будущем не было этих проблем, выполняются разнообразные упражнения: Запомни и покажи ( это могут быть определённые движения рук, ног) . Робот (двигательный диктант). Разрезные картинки. Изучение предлогов. Фотограф (педагог говорит ребёнку как встать, поднять левую ногу и правую руку и т.д.) Роль фотографа может выполнять и ребёнок . Графические диктанты по клеточкам.
Игры со звуками и буквами. Для того чтобы написать слово, ребенок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букву со звуком, который он обозначает. Кроме того, нужно уметь различать гласные и согласные звуки, твердость – мягкость согласных. Поэтому мы используем игры, помогающие освоить звукобуквенный анализ, развить фонематические представления, зрительное внимание и мелкую моторику.
Графический образ буквы. Важно научить ребенка отличать написание схожих букв. Умение выделять графические элементы букв, точность зрительного восприятия – это серьезная профилактика нарушений письма. Для этого используются следующие игры: Буквы из палочек. Складываем буквы из палочек, превращаем одну в другую. Половинки. Дорисовываем нижнюю или правую половинку буквы. «Правильные» буквы. Необходимо подчеркнуть или обвести правильно написанные буквы. Буквы «спрятались». Нужно найти буквы среди цифр и прочитать слова. Рисуем букву. Задача ребенка, определить букву, которую ему «нарисовали» на спине. Кодирование. Буквы обозначаются различными символами. Необходимо расшифровать слова.
Использование ИКТ на логопедических занятиях. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Онлайн-портал Мерсибо. Мерсибо - это портал с развивающими играми, вебинарами для специалистов, с программами для создания собственных пособий, с возможность вести документацию и многим другим. Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он ищет клад, чистит море и помогает индейцам. Одновременно с этим дети закрепляют звуки, отрабатывают предлоги, развивают фонематический слух и т.д. Дети с огромным удовольствием занимаются. Кроме того, это очень хорошая мотивация, поскольку игра для них это - приз, который они получают после успешно проведенного занятия.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...
Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"
В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....

"Инновационные подходы к решению проблем современных родителей детей дошкольного возраста".
Дошкольное учреждение располагает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, потому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспита...

Новые подходы к решению проблем формирования стойких коммуникативных умений у дошкольников
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубоко...

Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...