Пальчиковые гимнастики для детей
картотека по логопедии

Елена Александровна Булкина

Подобраны гимнастики для деток раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastiki_dlya_detey.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые гимнастики для детей

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких 0-3

 

   Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализации её темпа, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

 

   Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для запуска и развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

 

   Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

 

   Прежде чем начать работу над пальчиковой гимнастикой, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы они смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное. Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

 

   Такие игры и упражнения надо проводить регулярно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается, а их старания и результаты замечают взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

 

   Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

   Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, укреплению нейродинамики мозга ребёнка,что в конечном итоге, стимулирует запуск иразвитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

   Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей — специально для вас, родители, ниже.

 

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

 

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

 

Уточка

Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.

Уточка, уточка

По реке плывет.

Плавает, ныряет,

Лапками гребет.

 

Веер

Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

 

Вертолет

Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.

- Вертолет, лети, лети,

Быстро лопасти крути.

 

Щенок

Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.

На двери висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Хвостиком вилял,

Хозяев поджидал.

 

Зайчик

Указательный и средний палец развести в стороны. Остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками».

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

 

Улитка

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Пошевелить «усиками».

Ползун ползет,

Домик везет.

 

Коза

Пальцы сжать в кулачок, указательный и мизинец держать выпрямленными.

Во дворе стоит коза.

Хмурит серые глаза.

 

Солнышко

Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки. 

Светит солнышко в окошко,

Прямо в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

 

Бабочка

Скрестить запястья ладоней и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Резкими взмахами ладоней имитировать движение крыльев.

От цветка к цветку порхает.

Утомится – отдыхает.

 

 

Птенцы

Все пальцы правой руки обхватить правой ладонью. Шевелить пальцами правой руки – это «птенцы».

В гнездышке кричат

Пятеро грачат.

 

Маляры

Синхронно двигать кистями обеих рук вверх-вниз.

Маляры приходят в дом,

Будут красить стены в нем.

 

Лодочка

Поднять ладонь вверх, пальцы сложить «лодочкой». Плавно двигать кистью руки вправо-влево.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Мила в лодочке плыла.

 

Гусь

Локоть на столе, а кисть руки имитирует голову гуся. Пальцы соединить в клюв. Двигать пальцами, открывая и закрывая «клюв».

Ты не бойся, это гусь.

Я ведь тоже не боюсь!

 

Борцы

Сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». Так же и с другими парами пальцев, приговаривая:

Цы-цы-цы-вот как 

Борются борцы.

 

Белочка

Пальцы сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке пузатому,

Заиньке усатому.

 

Кулачок

Мама загибает пальчики ребёнку

Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе кулачок!

 

Рыбки

Ребёнок сам выполняет движения

Рыбки весело резвятся (сложить две ладошки вместе)

В чистой тёпленькой воде. (Двигаем вместе сложенными ладошками)

То сожмутся, разожмутся, (сжимаем ручки в кулачки и разжимаем)

То зароются в песке (Делаем «замок»)

 

Перчатка

Весёлая мышка

Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.) 

Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши «ковшом»)

Мышат позвала.( Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест))

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила (отшлёпала) (всех Большим пальцем гладим («шлёпаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 

и отправила спать.( Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).)

 

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о другу).

 

Кролик

Маленький кролик с большими ушами, (Кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом, (Указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами, (Указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле. (Роем норку (колени))

Чистит он шёрстку себе («Чистим шёрстку»)

Или спит (Руки складываем, кладём под щёку)

Кролик ушами всегда шевелит (Шевелим «ушами»)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов.(Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки)

 

Черепашка

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.

Моя черепашка в коробке живёт, (Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре))

Купается в ванне (Волнообразные движение кулаком в воздухе)

По полу ползёт («Черепашка» ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре))

Её на ладошке я буду носить, (Руки возвращаются в исходное положение)

Она не захочет меня укусить. (Отрицательный жест головой)

 

Дом

Мы построим новый дом, (делаем крышу руками над головой).

Дружно в доме заживём. (Одна рука пожимает другую)

В нашем домике – окошко. (Большие пальцы соединяем друг с другом, и остальные пальцы тоже соединяем друг с другом).

-Загляни туда, немножко! (Заглядываем в «окошко»)

 

Медвежонок

Кончики больших пальцев руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Медвежонок в гости шел. 

К рыжей белке он зашел, 

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору, 

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

 

Зарядка для пальчиков

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
- Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать.

 

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.

 

 

Пальчики спят

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца. 


Пальцы-братцы

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
- Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот. 


Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
- Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.


Пять пальцев

На моей руке пять пальцев, 
Пять хватальцев, пять держальцев. 
Чтоб строгать и чтоб пилить, 
Чтобы брать и чтоб дарить. 
Их не трудно сосчитать: 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках. 

Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

 

 

Гости

- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

 

Куличи
У печи, печи, печи
Испечем мы куличи.
- Ладошками имитировать движения лепки пирожков.


Разные пальчики

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

Зайка

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
- Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.

 

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "...

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет.

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных с...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...