Игры с прищепками в работе учителя-логопеда.
консультация по логопедии

Трушникова Алла Геннадьевна

Эффективным средством сенсомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. И сегодня я хочу рассказать вам о таких играх на примере игр с прищепками, которые мы используем в своей работе. Игры с прищепками  соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивают развитие сенсомоторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Данные игры  наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности, помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Трушникова А.Г.,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»

Исилькульский МР

Г. Исилькуль

           Игры с прищепками в работе учителя-логопеда.

 .

Эффективным средством сенсомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста являются дидактические сенсорные и моторные игры. И сегодня я хочу рассказать вам о таких играх на примере игр с прищепками, которые мы используем в своей работе. Игры с прищепками  соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивают развитие сенсомоторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями. Данные игры  наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности, помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. В играх с прищепками малыш задействует большой и указательный пальцы,  которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.

Предлагаю Вам увлекательное путешествие в мир «ПРИЩЕПОК»

Да, да, тех самых, с помощью которых сушили белье! Занятие это увлекательное, и как выяснилось очень полезное! С какой целью и для какого возраста используются такие игры? Сегодня мы попробуем разобраться.

Чтобы использованный  вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия  с прищепками озвучиваются  веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами.

Дети с               большим удовольствием отправляются в увлекательные путешествия с                   Девочкой-прищепочкой, выполняя с радостью все предложенные игры и       упражнения, придумывая разные истории и смешные сказочки.

 Например: - У Девочки-прищепочки сегодня день рождения! Подарите ей добрые слова,   скажите какая она (добрая, милая, красивая, умная, веселая…). Как вы думаете, какая любимая буковка у Девочки-прищепочки? (Буква П). Придумайте слова на букву П и подарите их  Девочке-прищепочке (пряник, панама, персик, пенал, платье...).

       На начальном этапе работы логопед показывает, как удержать прищепку тремя пальчиками и  как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождая действия словами:

Игра «Кукла Маша»

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Затем показываем, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на поверхность стола). При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

Первые  упражнения — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов. 

(Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста)

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка  зернышки склевала,

Птичка вновь защебетала.

                         (Использование прищепок  с другими предметами)

Увидела бумагу –

Да как ее ухватит.

Думала конфета,

Оказалось …., фантик.

                         (Выполнение упражнений двумя руками)

Две собаки лают,

Друг друга не кусают.

Только голос подают.

Видно, зубы берегут.

  1. Упражнения, способствующие закреплению сенсорных навыков направлены на обучение детей сличать цвета, уметь называть их, формировать понятия большой-маленький.

Пример: Жили – были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Зубастики любили все грызть, но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:

Красный зубастик ест помидор.

Желтый за грушей полез за забор.

Синий ест сливу, вот молодец!

Зеленый зубастик ест огурец.  

                 Или

Жили-были гномики, каждый в своем домике. (Распределить прищепки по цвету и величине)

Эти упражнения вполне приемлемы в процессе автоматизации свистящих. Самолет без хвоста, зайка без лапок.  

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка,  зайка не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Как правило, дети, имеющие нарушения речи, испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями.

Вполне эффективно при ознакомлении со схемой собственного тела использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающей такие понятия, как «право-лево».

Не вызывает сомнения и важность работы по развитию пространственных дифференциаций для предупреждения и преодоления дисграфии.

«Слон или собака?»

Одной половине детей в группе крепится прищепка на левый рукав, другой на правый. Слон собирает свою команду, тех у кого прищепка на правом рукаве, а собака свою команду. Под музыку дети собираются к «своей» игрушке.

«Клоун» - закрепление в активной речи предлогов НА, С.

Взрослый прикрепляет прищепки  (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку…) – Дети комментируют. Затем каждый ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

Игра «Предлоги»

Игра  «Шифровальщики» - выкладывание звуковой схемы слова с помощью красных, синих, зеленых прищепок.

«На тот же звук» - Дети называют слова на заданный звук и собирают цепочку из прищепок.

«Собачка» - прищепка-собачка ищет заданный звук в слове и прикрепляется в соответствующей позиции на полоске. (начало, середина, конец слова) или к соответствующей букве.

            Игра«Гласные звуки на прищепках» У детей картинки на заданный звук и прищепки. необходимо соотнести картинку и прищепку.

           Педагог произносит слово, выделяя гласный звук, дети подбирают символ или прикрепляют к соответствующей букве прищепку..

 «Сороки» - Сорокам нравятся такие слова, в которых слышится звук С.  Дети прикрепляют прищепки на картинки, отрабатывают звукопроизношение.

«Различай и называй» - упражнение на дифференциацию звуков. Желтые прищепки крепим на картинки со звуком Р, белые – со звуком Л или при дифференциации звуков (С-Ш), например игра  «Змейка- насос»

В связи со всем вышесказанным напрашивается вывод:  в логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой моторики и коммуникативной функции речи правомерно и необходимо применение упражнений с использованием предметов-заместителей.

Игры с прищепками являются обучающими и познавательными.

Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность                 ребенка. Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными                    прищепками доставляют радость и веселье всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть ...

Деловая игра для логопедов "Организация работы учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО".

Данную  игру   можно провести на заседании методического объединения учителей-логопедов. Она способствует  повышению  теоретического   уровня  педагогов по  вопросу ...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда» Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда»Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.Цели: Развитие познавательной ак...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий. Н...