«Говорим правильно – нам подражают дети».
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД» «РЯБИНКА»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Говорим правильно – нам подражают дети».
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
Учитель-логопед:
Романова Д.Ю.
2024 год
Цель: повышение культуры речи воспитателя ДОУ.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;
- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
План проведения семинара:
- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».
- Практикум «Проверьте свою грамотность».
- Рефлексия.
«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»
Часть I. Теоретическая
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Готовясь к семинару, я пообщалась со всеми педагогами ДОУ. Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
· Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
· Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
· Неуместное использование звукоподражательных слов;
· Ошибки в речи: текет. ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвОним вместо позвонИм и др.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Предлагаю собрать «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» и вспомнить определения семи компонентов речи. Воспитатели берут по одному лепестку, читают текст и определяют, о каком компоненте речи идёт речь. Семь лепестков - семь компонентов речи! Запомнить легко!
Например: 1.…………..-.соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. И так нужно вспомнить все компоненты речи.
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность. Переходим ко второй части нашего семинара, но сначала разделимся на две команды: «Грамотеи» и «Эрудиты» (воспитатели берут по букве и выстраиваются в команды).
Жюри не будет, вы будите сами оценивать ответы другой команды
Часть II. Практическая часть
Задание № 1. «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!»
Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.
1 команда
· Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
· Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
· Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
2 команда
· Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
· Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
· Когда мы говорим, мы произносим (звуки)
Задание № 2. «Родственные (однокоренные) слова».
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и лед.
Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.
1команда
Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.
2 команда
Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.
Задание № 3. «Исправьте ошибки в пословицах».
Задание: Найти ошибку и исправить.
1команда
· После драки много хромых (Храбрых).
· Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
· Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
· Пришел, увидел, купил (Победил).
· У каждого своя голова на шее (Плечах).
2 команда
· Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
· Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
· На всякий урок (час) ума не напасешься.
· Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
· Испокон века телевизор (Книга) растит человека.
Задание № 4. «Составьте пословицы и поговорки из набора слов»
Задание: Составить пословицы.
1команда
· Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
· Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
· Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
2 команда
· За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
· Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
· Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
Задание № 5. «В мире сказок».
Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
1команда
· Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
· Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
· Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
2 команда
· Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И. Чуковского).
· Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И. Чуковского).
· Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди)..
Задание № 6. «Скажи по-другому» (подбор синонимов) с мячом
1команда
1. Большой – крупный, огромный, взрослый;
2. Хмурый – угрюмый, насупившийся, злой, надутый, ненастный, сердитый, сумрачный;
3. Веселый – радостный;
4.Трусливый – боязливый, робкий;
5. Старый – пожилой, древний;
6. Разговаривать – болтать;
7. Идти - ходить, двигаться, перемещаться, шагать.
8. Жара – зной.
2 команда
1. Бежать – быстро двигаться, спешить;
2. Смеяться – хохотать;
3. Плакать – реветь, рыдать,
4. Умный - смышленый,
5. Красивый – прекрасный,
6. Скакать – прыгать,
7. Храбрый – смелый,
8. Начальник – директор.
Задание № 7. «Образовать форму повелительного наклонения глаголов» пример: шагать - шагай - шагайте
1команда
Жевать - жуй - жуйте, ехать – поезжай(те); петь – спой –спойте, бежать – беги(те); махать – маши (те), сесть – сядь(те); ходить – ходи (ходите),
2 команда
Хотеть –… (хотите). пахать-паши (те), , стоять - стой –(стОйте), плакать –плачь–плачьте, стричь- стриги-стригите, глядеть-гляди-глядите, лечь – ляг(те),
Задание № 8. «Определите род существительных».
1команда
Шампунь (м.р.), кафе (несклон., ср.р),мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао (несклон., ср.р).
2 команда
Пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.), пианино (несклон., ср.р), толь (м.р), тоннель (м.р), тушь (ж.р).
Задание№ 9«Мини-сценки»
(Обыграть ситуацию и обсудить возможные варианты)
1команда:
- «Очередь в банкомат» (кто последний или кто крайний?)
Впервые избегать слова «последний», по некоторым источникам, стали еще в середине XX века. Потом это веяние как-то забылось, чтобы всплыть уже в веке XXI-м. Аргументировали отказ от «последнего» нехорошими ассоциациями: дескать, слово имеет негативную окраску. Неспроста его употребляют во фразах типа «как последний дурак», «обзывать последними словами».
В таком контексте «последний» стал синонимом чего-то наиболее худшего, самого низкого качества. И придумали неугодное слово заменять «крайним». Вот только и оно имеет не такую уж чистую репутацию: вспомните выражение «сделать крайним», то есть виноватым во всех бедах. Тоже не очень-то приятно.
А еще слова «последний» стараются избегать люди, чья профессия связана с риском для жизни. И это суеверие по-человечески можно понять, а вот допустимо ли так говорить с точки зрения русского языка, я напишу в конце статьи.
«Кто последний» или «кто крайний»?
Когда вы подходите к очереди, то какой вопрос задаете: «кто последний?» или «кто крайний?» Грамотно будет сказать «последний». «Последний» – тот, по следу которого вам придется пройти, вслед за кем вы пойдете. Именно такое значение имеет прилагательное, если обратиться к истокам его происхождения.
А вот «крайний» – это тот, кто «на краю», кто стоит отдельно от основной массы. В дословном смысле «крайний» человек вообще вне очереди и не имеет к ней никакого отношения. Понятно, что если вы спросите «кто крайний», никто на это не обидится.)) Вот только по-русски это будет звучать неграмотно.
- «Перед зеркалом» (я надеваю шляпку или одеваю?)
Слово «одеть» мы употребляем, когда после него можно задать вопрос «кого?». Например: одеть (кого?) ребенка, одеть (кого?) сына, одеть (кого?) мопса.
А «надеть» употребляется только тогда, когда после него можно поставить вопрос «что?». Например: надеть (что?) маску, надеть (что?) платье, надеть (что?) очки для плавания.
Смотрите, «одевать» можно только одушевлённый предмет. Запомнить это легко: «Одеть» – «Одушевленный». Оба начинаются на «о».
Одевать – значит наряжать, укутывать – в общем, делать так, чтобы кто-то был в одежде.
- Я хочу, чтоб Вы победили в конкурсе (я одержу победу, я постараюсь победить, я очень хочу победить).
Так, например, слово «победить»: как оно будет звучать в единственном числе и в будущем времени? Иначе говоря, как правильно: победю или побежу? Есть ли у этого слова вообще какая-либо форма будущего времени? Разбираемся.Слово «победить» — это глагол совершенного вида, так как оно отвечает на вопрос «что сделать»? Казалось бы, с таким глаголом в первом лице в простом будущем времени не должно возникнуть никаких трудностей. Для аналогии можно взять глагол «проследить» или «разбудить», которые по своему звучанию походят на глагол «победить». Эти два глагола в первом лице единственном числе в будущем времени звучат как «прослежу» и «разбужу».
Тогда, значит, и «победить» должно выглядеть как «побежу»? Однако это не так. В русском языке есть ряд глаголов, которые не имеют формы первого лица в настоящем или будущем времени. Например:
«дудеть»: не используется в первом лице в настоящем времени, т.е. у нас в языке нет глагола «дужу» или «дуду».
«пылесосить»: обычно не используется в первом лице ни в настоящем, ни в будущем времени, хотя некоторые словари допускают вариант «пылесошу».
Но вот глагол «победить» в первом лице единственном числе в будущем времени не допускается ни одним словарём. То есть варианты победю, побежу или даже побежду – недопустимы.
Глагол «побежду» был довольно распространён еще в 19 веке, но современный русский язык такое написание уже не приемлет.
Чтобы грамотно сообщить о своём намерении стать победителем, все словари предлагают использовать в речи такие фразы, как «одержу победу» или «смогу победить». Выбирайте тот вариант, который предпочтительнее для вас. И побеждайте!
2 команда:
- «Пришла подружка в гости» (садись или присаживайся?)
Вы никогда не замечали, что из повседневной речи практически исчезло вежливое обращение «садитесь»? Повсюду, где отношения предполагают столы, стулья и встречу с важными офисными людьми, мы слышим: «присаживайтесь!». Ну, за редким исключением... Да и за пределами душных кабинетов редко можно встретить грамотное приглашение.
Почему-то глагол «садиться» приобрел в сознании людей негативную, околотюремную окраску. Может, на это повлияла известная фраза из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»?
– Я бы на Вашем месте за докторскую диссертацию сел!
– Торопиться не надо, сесть я всегда успею!
Однако там ее говорит «вор со стажем», для которого такая лексика - нечто обычное. За что же мы так со словом? И как нужно говорить на самом деле?Чтобы долго не ходить вокруг да около, обратимся к толковому словарю Ожегова. Итак, глагол «присесть» значит:
1. Согнув колени, опуститься (присесть на корточки; присесть от неожиданности).
2. Сесть на короткое время или в недостаточно удобной, спокойной позе (присесть к столу; присесть на краешке стула; присесть перед отъездом).
Таким образом, говоря кому-то «присаживайтесь!», мы предлагаем ему ненадолго приземлиться на стул (причем на краешек!), всем своим видом намекая, что это временно. И хорошо, если на стул, а не вообще на корточки!
Теперь смотрим, что в том же словаре написано про глагол «сидеть»:
1. Находиться, не передвигаясь, в таком положении, при котором туловище опирается на что-нибудь нижней своей частью, а ноги согнуты или вытянуты (сидеть на стуле; сидеть верхом на лошади).
Согласитесь, это как раз то действие, к которому мы призываем нашего гостя. Поэтому с точки зрения русского языка грамотно и правильно говорить «садитесь!», а не «присаживайтесь!».
- «Идем гулять»
Воспитатель (надевает, одевает) Машу.
Существует короткий, но запоминающийся стих, который помогает не делать ошибок в словах «одеть» и «надеть».
Одевают Надежду.
Надевают одежду.
- Вы опять чудите? или мне дерзите? (я не собиралась дерзить, чудить),
Некоторые глаголы ограничены в образовании личных форм, поэтому называются недостаточными.
Недостаточными глаголами являются:
1) глаголы, которые обозначают процессы, совершающиеся в животном или растительном мире, в неживой природе и не присущие человеку.
Пример: телиться, сквозить, течь, ржаветь и др. Эти глаголы не употребляются 1-м и 2-м лице единственного и множественного числа.
Ошибочно говорить: мы ржавеем, я теку т.п.
2) глаголы, которые не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени по фонетическим причинам.
Пример: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить и др.
Ошибочно говорить: убежду, убедю, убежу, очучусь, ощущу и т.п.
Глаголы "бузить", "дерзить", "тузить" не образуют форм "бужу", "держу", "тужу", потому что эти формы употребляются от других глаголов "будить", "держать" и "тужить".
Правильнее будет сказать: Я и не думаю чудить!Сумею всех победить! Хочу тебя убедить! Могу очутиться! Попытаюсь ощутить!
Задание№ 10 «Расставьте правильно ударения в словах»
1команда
ДоговОр, жалюзИ, квартАл, каталОг, опЕка, бАнты, свЁкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, кУхонный, оптОвый, щЁлкать, вручИт.
2 команда
ТУфля, крАны, цемЕнт, сирОты, досУг, увЕдомить, уведомлЕние, звонИт, новорождЁнный, тОрты, обеспЕчение, чЕрпать, сортировАтъ, знАчимый.
(Меняются карточками и проверяют правильность расстановки ударения)
Проверяем вместе и исправляем ошибки
Рефлексия.
Вот мы с вами потренировались, вспомнили некоторые правила русского языка.
Да мы все иногда ошибаемся! Главной задачей является — исправление данных ошибок! Постоянно работать над своей речью и совершенствовать ее!
В память о нашем семинаре, я дарю вам листочки с исправленными ошибками, которые часто встречаются в вашей речи. И надеюсь, ваша речь станет грамотнее, ведь вам подражают дети!
Литература:
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Говорим правильно – нам подражают дети
Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невним...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...
семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей «Говорим правильно – нам подражают дети».
Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невним...

"Учите говорить правильно" (развитие речи детей от 1 года до 2 лет)
В данный статье говорится о наиболее значимых и активных изменениях в речевом развитии детей от 1 года до 2 лет. ...

Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у детей " Дышим легко, говорим правильно, болеем редко"
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у дошкольников...
Консультация для педагогов "Говорим правильно - нам подражают дети"
Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обог...