Готовность к письму детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии

Шляхова Любовь Викторовна

Материал содержит информацию для родителей старших дошкольников по представленной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность к письму детей старшего дошкольного возраста

Приближается то время, когда дошкольник будет носить гордое звание первоклассника.

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, то есть на нем, практически, строится все дальнейшее обучение.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной, то есть осуществляться в следующих основных направлениях в работе с детьми:

1. Развитие мелкой моторики руки.

2. Обучение ориентировке на листе бумаги;

3. Формирование базовых графических навыков.

4. Общее физическое развитие

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры.

В процессе самомассажа и массажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Обучение ориентировке на листе бумаги

Формирование готовности к письму во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их размером и расположением относительно рабочей строки

Формирование базовых графических навыков

Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Штриховка - одно из важнейших упражнений, работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики. Правила штриховки: (Образцы штриховки)

• Штриховать только в заданном направлении.

• Не выходить за контуры фигуры.

• Соблюдать параллельность линий.

Закрашивание-это, достаточно приятное занятие, бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием. Цель: освободить руку ребёнка от зажима, сделать её уверенной и послушной. Это необходимо для письма.

Прежде всего нужно научить ребенка печатать буквы, выкладывать буквы из предметов. Формированием письма букв занимается учитель в школе, у каждого учителя есть свои «изюминки» в обучении написания букв, их соединения.

Написание даже самого простого слова – это трудоемкий процесс, который складывается из множества составляющих: способности сосредотачиваться, правильно артикулировать слово и правильно воспринимать его на слух, умения соотносить звуки с соответствующими буквами, знания графических образов букв, особенности их пространственной ориентации, умения координировать движения руки и контролировать свои действия.

Согласно данным физиологических исследований, нервная система ребенка и его мышцы достигают необходимого для письма уровня развития только к 7 годам. До этого возраста организм постепенно готовится к ответственному моменту, а дошкольный период называют ориентировочной стадией развития письма.

Используемая литература:

- Безруких М.М. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности/ М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 239.

- Соколова Е.Е, Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. ‒ М.: Просвещение, #8210; 52 с.

- Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). ‒ М.: Буки-Веди, 2012. ‒ С. 137–139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Готовность руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Практические рекомендации для родителей...

Проект "Подготовка к письму детей старшего дошкольного возраста"

Систематизация работы по четырем основным направлениям: развитие руки; подготовка к технике письма; аналитико-синтетическая деятельность; формирование элементарных графических умений....

Подготовка к обучению письму детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка к обучению детей письму сложную аналитико-синтетическую деятельность в структуре письма единая ассоциативная цепь устной речи и чтения усложняется новыми компонентами, а именно: связями ме...

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста...