Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи дошкольников»
материал по логопедии

Илюхина Ольга Сергеевна

Выступление "Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи дошкольников» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи дошкольников»

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.

Все вышесказанное выражается в связной речи дошкольника. Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему; обладает относительной самостоятельностью, законченностью и разделяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.

- Ухудшение состояние здоровья детей

- Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей.

- Глобальное снижения уровня речевой культуры в обществе.

Использование в педагогической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения:

Пескотерапия.

• Прием «ИЗОсказка».

• Развитие речи детей с помощью мультфильмов.

  ТРИЗ.

Технология исследовательской деятельности.

• Технология проблемного обучения.

Пескотерапия - занятие, используется с любой возрастной категорией. Игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие речи ребенка. Обобщение, классификация предметов дается легко, психологические процессы протекают щадяще, повышается уровень вербальной памяти, внимания, восприятия.

Развивается диалогическая речь, при этом активизируется речевой центр.

Дошкольники, при нарушениях мелкой моторики, имеют возможность получать тактильные ощущения.

Примеры игры

-Развитие связной речи детейобучение рассказыванию«Дорисуй и составь предложение»;

-составление описательных рассказов «Что спрятал песок?»«Мой клад»«Две игрушки»;

-составления творческих рассказов «Что случилось»«Продолжи рассказ»«Придумай историю».

Логосказки

Волшебные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Волшебная сказка имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе работы со сказкой сначала происходит процесс накопления знаний, закрепляются лексико-грамматические категории, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Лучше подходить к работе со сказкой не традиционно. Т. к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Рассказывание известной сказки от 3 – го лица или от 1 – го лица. Дети не только рассказывают придуманную сказку, но и должны описать свои чувства, которые возникают в той или иной сказочной ситуации. Можно рассказывать сказку под спокойную мелодию.

Круговое рассказывание сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. 

Придумывание продолжения к знакомой сказке.

Последний ребёнок, сидящий в кругу, должен закончить сказку, иначе она может продолжаться бесконечно. Можно придумать концовку к таким сказкам, как «Колобок», где лиса не съела колобка, а стала его лучшим другом. «Красная Шапочка», где волк добрый, умный, хозяйственный, трудолюбивый. Придумывание новой сказки или истории.

Развитие речи детей с помощью мультфильмов

Смотреть мультфильмы малыши готовы бесконечно. И из этого педагоги могут извлечь пользу не только для воспитания детей, но и для развития мышления, воображения и речи.

Игры и упражнения с использованием мультфильмов, способствующие развитию речевого творчества детей.

“Режиссер” - изменение деталей, эпизодов мультфильмов.

“Мультфильм-калька” - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю.

“Плёнка закончилась” - детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и разыграть его продолжение.

“Создание мультфильма”- в программе “Мульти - Пульти” или другими способами.

“Потерянные серии” - сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма.

“Описательные загадки о мультфильмах” - не называя героев, ребёнок кратко пересказывает мультфильм.

“Перепутанные серии” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием.

“Склеенные мультфильмы” - на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю.

Технология ТРИЗ (ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ).

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности. 

ТРИЗ – можно использовать в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Напримерво время прогулок использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т. д.

Технология исследовательской деятельности.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды.

Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи : согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

Технология проблемного обучения

Методика создания проблемных ситуаций:

педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяет проблемные теоретические и практические задания например: исследовательские);

ставит проблемный вопрос, задачу, ситуацию.

Проблемный вопрос«Когда опадают листья?»– это просто вопрос.

«Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Ситуации-проблемы (в играх) основным звеном является противоречие.

Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле. Что произойдет? (младшая группа)

Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.

Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?

Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?

Что случится, если не будет растений?

Как папа узнал, что ночью был дождь?

Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?

Почему заяц и белка линяют?

Су –Джок терапия

         Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су » – кисть, «Джок» – стопа). В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. Ребристая игольчатая поверхность шарика воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный шарик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Массажные шипы на поверхности шарика воздействуют на биологически-активные зоны коры головного мозга, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный шарик положительно сказывается на развитии детей.

Кинезиология

Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является кинезиология или «гимнастика мозга». Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развитиядвижений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь к нам приходят кинезеологические упражнения или как еще называют «гимнастика мозга». Пальчиковые кинезиологические упражнения можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, даёт свои результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы развития связной речи"

В данном материале есть описание нетрадиционных методов и приёмов развития связной речи у дошкольников.  Указанные методы использую сама. С уверенностью могу сказать,что они все весьма эффективны...

Наглядное моделирование, как приём развития связной речи дошкольника (обучение рассказыванию).

В данной статье рассматриваются вопросы использования современных технологий (моделирования и скрайбинга) в речевом развитии детей....

Консультация для педагогов: "Нетрадиционные методы и приёмы развития связной речи у детей"

связная речь является основной для деятельности  современного ребёнка, так как в её основе лежит понимание детьми друг друга....

Методы и приёмы развития связной речи детей.

В настоящее время у детей дошкольного возраста развитая речь(образная, с использованием синонимов, антонимов, речевых оборотов и т.п.) - явление редкое. Но требования к школьникам возросли. Предлагаю ...

Информация для родителей «Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников»

Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка....

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников

Заберите всё, чем я обладаю,но оставьте мне мою речь,и скоро я обрету всё что имел.(Дэниэл Уэбстэр)Одним из направлений  работы с детьми является развитие речевых творческих способносте...