"Логотейпирование в работе учителя-логопеда, как новый метод в борьбе с нарушениями речи»
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Логотейпирование в работе учителя-логопеда, как новый метод в борьбе с нарушениями речи.
Уварова И. В., учитель-логопед
МБДОУ –детский сад №9 комбинированного вида города Орла
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. По данным статистики, число речевых расстройств у детей регулярно растет и приобретает стойкий и сложный характер. Поэтому, мы учителя-логопеды, стараемся найти новые методы борьбы, со сложными нарушениями речи. Один из таких методов, я открыла для себя недавно. Этот метод называется — логопедическое тейпирование. Этот метод показывает высокую эффективность в совокупности с другим методами логопедического воздействия на артикуляционную мускулатуру.
Тейпы – это эластичные ленты из хлопка, которые способны пропускать воздух и влагу. Они обладают практически той же способностью растягиваться, что и человеческая кожа. На ленты наносится акриловое термоактивное покрытие, в результате чего прогревается тот участок тканей, на который наклеивается тейп.
Тейпы накладываются на сухую, чистую и обезжиренную кожу. Через 15 минут, под действием температуры тела, тейп активизируется. Важно отметить, что это дышащий материал, т.е. кожа не мокнет.
Как правило, тейпы наклеиваются на несколько дней, после чего нужен небольшой перерыв. Затем их накладывают снова. Количество сеансов зависит от конкретной проблемы. В большинство случаев тейпирование комбинируется с артикуляционной и дыхательной гимнастикой, логопедическим массажем и другими методами воздействия.
Использование этой методики позволяет достичь следующих результатов:
- Лифтинг-эффект. Тейп приподнимает кожу над артикуляционными мышцами, в результате чего улучшается отток лимфы и микроциркуляция крови – это обязательное условие для нормального функционирования мышечных волокон.
- Раздражение рецепторов. Наклеенный на кожу тейп воздействует на рецепторы в мышцах и коже. Такое раздражение побуждает мозг «обращать внимание на неработающие мышцы.
- Дискомфортное натяжение. С помощью тейпирования формируется непривычное расположение артикуляционных органов. Такой эффект направлен на то, чтобы человек хотел подвигать ими (нижней челюстью, губами и т.д.), чтобы вернуть их в правильное положение. Таким образом создаются условия для правильного речевого стереотипа.
Если делать процедуру правильно, то наклеенные тейпы улучшат работу мышц речевого аппарата, при этом не ограничивая их движений.
Логопедическое тейпирование используется для коррекции следующих нарушений:
- повышенное слюнотечение;
- проблемы с дикцией (дефекты при произношении губных звуков);
- приоткрытый рот;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- невриты, парезы;
- птозы;
- проблемы с произношением из-за слабого тонуса мышц щек и губ;
- невозможность удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков;
- инфантильный тип глотания;
Нужно отметить, что накладывать тейп должен только тот логопед, который прошел соответствующее обучение. При работе с детьми эта методика часто оказывается наиболее эффективной, что объясняется постоянным воздействием тейпа, которое не причиняет дискомфорта, поэтому ребенок не будет обращать внимание на аппликацию.
Логопедическое тейпирование, продолжается не один сеанс, а представляет собой процедуру с продолжительным периодом действия.
Тейпы наклеиваются на определенные участки кожи (шея, окологубная часть и т.д.) и остаются там на определенное время – от пары часов до 14 дней (время непрерывного ношения не должно превышать 5 дней, после чего нужно сделать перерыв в 2 дня). Подобное длительное воздействие позволяет усилить эффект от артикуляционной гимнастики и логопедического массажа.
Тейп тонизирует нерабочие, слабые мышцы, а также устраняет гипертонус мышц. Проводится после логопедического массажа (перед артикуляционной гимнастикой).
Тейпирование не применяется в следующих случаях:
- аллергическая реакция на акрил;
- есть незажившие рубцы;
- нарушена целостность кожного покрова;
- дерматологические заболевания.
Важно отметить, что такая терапия не используется в качестве единственного способа коррекции. Высокая эффективность тейпирования возможна только в комплексе с другими методами воздействия: физиотерапия, логопедический массаж и т.д.
Кинезиотейпирование помогает детям с ЗРР словно бы «запустить» механизм речи. Эффективность данной методики не ставится специалистами под сомнение, поэтому он активно используется в логопедической практике совместно с другими способами терапии.
Практически все тейпы, перед применением необходимо разогревать, чтобы тейп лучше ложился на кожу лица, и имел наиболее эффективный метод, слегка подтянуть и снова разогревать во время приклеивания.
Существуют два основных способа снятия стейпов.
Первый способ - снимаем аккуратно пальцем левой руки, прижимая полоску другим, так же придавливаем кожу, снимается легче, не травмируя кожу эпидермиса.
Второй способ - методом скатывания в рулончик, если пациенту больно, сразу приложить ладошку, снимает сразу болевые ощущения.
После этого можно обработать кожу гидрогелем, коллагеном, кремами содержащие пантенол.
Главное при снятии тейпа, чтобы кожа не тянулась за тейпом.
А также завершая эту статью, необходимо помнить, что тейпирование при задержке речевого развития рекомендуется проводить в комплексном лечении с другими методами, и в первую очередь с логопедическим массажем, в комплексе с артикуляционной гимнастикой и обследованием грамотных специалистов, которые помогут определить, чем можно помочь ребенку, а так же направят работу на эффективное воздействие, что приведет к положительным результатам.
Мне, как специалисту, этот метод понравился и, применяя его в своей практики, я убедилась, что в сочетании с другими методами логопедического воздействия, работа с нарушениями речи у детей, становится более эффективной.
Список литературы:
- Ачкасов Е. Е., Белякова А. М., Касаткин М. С. и др. Клиническое руководство по кинезиологическому тейпированию / Под ред. М. С. Касаткина, Е. Е. Ачкасова. М., 2017.
- Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. Основы кинезиотейпирования. Учебное пособие / Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. М.: Спорт, 2016. Зайцева Е. С.
- Логопедическое тейпирование https://newminzdrav.krasnodar.ru/news/events/s/common/e/1315575/
- Логопедическое тейпирование https://dodoctor.103.by/news/147203/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста", ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи.
Перспективное планирование для логопункта детского сада...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речиНа 2022-2023 учебный год составила учителя-логопедаЕрёмин...

«Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи «
Консультация для педагогов...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования....
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех сист...