"Коррекционно- развивающая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у алаликов"
методическая разработка по логопедии

Кудашова Анастасия Сергеевна

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс, включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya.docx106.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

                     ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

                             НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У АЛАЛИКОВ

Формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс, включены сложные мозговые системы и периферия (речевой аппарат), которые управляются ЦНС.

Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. Голосовая основа слога всегда обеспечивает ту акустическую эффективность, без которой язык не мог бы выполнять социальную функцию общения.

Исправление звукопроизношения необходимо вести в 4 этапа. При этом логопедическое воздействие  на каждом этапе в зависимости от вида речевого нарушения – имеет свои особенности.

I. Подготовительный этап

II. Этап постановки звука

  • Развитие слухового восприятия и внимания

Упражнения направлены на активизацию внимания к разговорной речи, на формирование мотива речевой деятельности, коммуникативное намерение.

  • Развитие дыхания (речевого и неречевого) и голоса

Упражнения направлены на активизацию внимания к собственной речи, умение управлять высотой, силой голоса.

  • Развитие артикуляционной моторики

Упражнения направлены на достижение нужной артикуляционной позы ставящегося звука.

  • Развитие мелкой моторики

По мере тренировки движений руки совершенствуется состояние речи.

Особенностью работы является опора на вспомогательные средства: зонды, шпатели, др. приспособления для механической постановки звуков.        

В работе используются дополнительные опоры - символика и моделирование, знаково-символические средства для постановки звука по подражанию.

III. Этап автоматизации звука

IV. Этап дифференциации звуков речи

        

Проводится по общей схеме в зависимости от индивидуальных психических особенностей ребенка.

Проводится отработка звуков с опорой на различные анализаторы.

Учитывается не только специфика речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения и обусловливают особенности их проявления.

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Одним из наиболее трудных для коррекции речевых нарушений является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового. ...

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией.

АннотацияВ статье рассмотрены особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, а также определены этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопро...