Характеристика принципа наглядности в развитии ребенка-дошкольника.
учебно-методический материал по логопедии

Кузнецова Екатерина Александровна

Характеристика принципа наглядности в развитии ребенка-дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика принципа наглядности в развитии ребенка-дошкольника.

В настоящее время существует много приемов и методов развития связной речи. Но необходимо осуществлять поиск более новых, эффективных и научно обоснованных путей формирования связности речи у детей с ОНР.

Общепринято выделять три группы методов: наглядные, словесные и практические. Между ними нет резкой границы, потому что наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические, тоже взаимосвязаны и с наглядностью, и со словом [28].

Наглядность - широко известный и понятный принцип обучения, его используют с древних времен. Согласно данным исследований, сопровождение рассказа иллюстрацией повышает уровень его усвоения. На слух мы усваиваем 15 % информации, с помощью зрения 25%, а при их одновременном взаимодействии эффективность увеличивается до 65%.  Принцип наглядности Я. А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении нужно использовать все органы чувств [35].

Чтобы научить, ребенку нужно предоставить возможность наблюдать, измерять, проводить опыты. Если нет возможности использовать реальные предметы, можно прибегнуть к помощи макетов, моделей, рисунков.

Существует несколько классификаций наглядности. Согласно традиционной, берущей начало в древних философских и педагогических системах наглядный метод подразделяется на иллюстрацию, демонстрацию и наблюдения учащихся.

Наглядность охватывает все каналы восприятия человека. Исходя из этого, выделяют слуховую (аудиозаписи голосов животных), зрительную (модели, макеты, иллюстрации) и кинестетическую (все, что можно пощупать и оценить в действии) наглядность.

Согласно абстрактности, Т. А. Ильина выделяет: естественную наглядность (предметы объективной реальности), экспериментальную наглядность (опыты), объемную наглядность (макеты), изобразительную наглядность (фотографии, рисунки), звуковую наглядность (магнитофон), символическую и графическую наглядность (карты, схемы), внутреннюю наглядность (образы, возникающие на речь педагога).

И. А. Зимняя и Б. А. Бенедиктова выделяют внешнюю и внутреннюю (представления памяти) наглядность.

У всех людей доминируют разные типы восприятия информации, это зависит от индивидуальных особенностей. Соответственно они предпочтут тот или иной тип наглядности [9].

Принцип наглядности имеет большое количество правил, выработанных практикой обучения:

- предмет, представленный на картинке или модели, запомнится легче и быстрее, чем в словесной, устной или письменной форме.

- понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, когда они подкрепляются конкретными примерами, для раскрытия которых необходимо использовать разные виды наглядности.

-наглядные пособия можно применять не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знаний для создания проблемной ситуации.

- «золотое» правило говорит о том, что нужно представлять для восприятия чувствами все, что только можно.

- наглядность- средство связи с жизнью

-наглядные средства воспитывают у школьников интерес к учению, внимание, наблюдательность, культуру мышления.

-перед тем как внедрять какую- либо наглядность в обучение, нужно ознакомиться с методикой и владеть необходимыми техническими средствами.

- необходимо старательно готовить наглядность к применению.

-лучше всего то наглядное пособие, которое сделано вместе с ребенком.

-наглядность конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.

-но, в то же время, не стоит сильно увлекаться различными видами наглядности, чтобы не рассеивать внимание учеников [35].

Итак, чтобы научить, ребенок должен сначала сам потрогать, посмотреть, измерить. Для этого и необходима наглядность, охватывающая все каналы восприятия человека. Качество дидактических материалов, технических средств, владение навыками их использования, условия для изготовления пособий, схем, фотографий, видеофильмов влияют на реализацию принципа наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в развитии ребенка-дошкольника. Из опыта работы воспитателя.

Дидактическая игра в первой младшей группе - главный помощник воспитателя....

03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников    "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...

Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...

Консультация для родителей по художественному - эстетическому развитию дошкольников. Тема: "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

Изобразительное искусство – это лишь одна грань. Но какая! Мы даемгодовалому малышу карандаш «Порисуй!» И он рисует. Это заложеноприродой – начиная с первобытных вр...