План по дополнительному образованию учителя-логопеда «Речевой этикет».
методическая разработка по логопедии
План по дополнительному образованию учителя-логопеда «Речевой этикет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование по дополнительному образованию
учителя-логопеда
Мокеевой Татьяны Николаевны
«Речевой этикет».
Пояснительная записка.
Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура, являясь частью общечеловеческой, отражает состояние общественного развития и вместе с тем оказывает на него серьезное влияние. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а так же связанные с поведением этические и эстетические взгляды.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Поэтому обучать правилам и нормам этикета желательно в дошкольном возрасте.
Программа «Речевой этикет» рассчитана на 1 год реализации в группе детей дошкольного возраста. Программа выстроена с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики условий учреждения. При реализации программы используются элементы игровой технологии. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут.
«Речевой этикет» - это программа, которая не учит ни считать, ни читать, ни писать, но, тем не менее, это очень нужная программа, так как она призвана помочь в самом важном деле – в нравственном и речевом воспитании ребенка, в формировании у него положительных взаимоотношений с окружающим миром.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследование в области педагогики и психологии свидетельствует о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому необходимо подчеркнуть особую роль этики в нравственном воспитании и развитии ребенка. Данный курс способствует развитию выразительной связной детей, поможет им научиться общаться друг с другом и взрослыми, снять речевые барьеры в общественных местах.
Время реализации: сентябрь 2022 – май 2023 гг.
Предполагаемый результат: дети знакомы с понятием этикет, этическими нормами поведения в социуме, используют навыки культуры диалогового общения в речи.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: беседы с детьми, консультации для родителей, досуговые развлечения для детей, чтение художественной литературы, викторина, выставка рисунков.
Цель программы: формирование у ребенка культуры речевого общения посредством игровых технологий, моделирующих ситуации из жизни.
Задачи программы:
- формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать;
- развивать мыслительную деятельность у детей, находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
- совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
- упражнять в использовании вежливых слов;
- формировать навыки культурного, этически грамотного поведения со сверстниками и взрослыми;
- повысить заинтересованность родителей в нравственном воспитании детей;
- повысить компетентность родителей в вопросах культуры поведения и общения.
Формы организации образовательной деятельности:
1.Игра – свободная, естественная форма проявления деятельности дошкольника. Игровая ситуация позволяет раскрыть порой еще нереализованные способности и задатки личности ребенка, расширяет границы для проявления творчества, причем происходит это легко и не принужденно. Игра для дошкольника – это лучшая сфера общения, ее процесс всегда, удовольствие.
2.Направленная образовательная деятельность – главная и основная форма образовательного процесса. Интерес детей к занятиям стимулирует смена одного вида деятельности другим, индивидуальным подходом к каждому ребенку. Развивающая среда посредством игры на занятиях создает условия для целостного развития личности ребенка, формирования его социального опыта.
3.Самостоятельная работа – позволяет проанализировать положительные и отрицательные моменты в образовательном процессе, а также способствует саморазвитию личности.
Содержание программы
Программа рассчитана на один год.
Обучение правилам речевого этикета.
Со слова начинается общение людей. Данная тема наиболее подходит для первых занятий по основам этикета. Дети учатся приветствовать друг друга и педагога, выполняют упражнения на знакомство «Снежный ком», «Паутинка», игры «Пузырь», «Колокольчик» и др. Ребята учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, а также быть внимательными к высказываниям своих сверстников.
Воспитание культуры внешнего вида.
Общение с людьми протекает не только через слово, но и через образ. С младшего дошкольного возраста начинается воспитание культуры внешнего вида, когда в детскую жизнь вводятся культурно-гигиенические требования, соблюдение чистоты и опрятности каждым ребенком. Дидактические игры: «Верно-неверно», «Помогаем маме», «Водичка», «Моем, моем трубочиста», крупные пазлы «Одень мишку», «Игрушки» и др. учат дошкольника ухаживать за своими игрушками, наводить порядок в доме, следить за своей одеждой, а также развивают внимание, мышление и моторику.
Обучение правилам разговора по телефону.
В среднем дошкольном возрасте начинается изучение этикета телефонного разговора, поскольку это важное современное средство связи и общения, вполне доступное детям, благодаря которому познается мир.
Обучение правилам поведения в общественных местах.
Начинается обучение детей правилам поведения в общественных местах с определения этого понятия. Общественными называются места, в которых собирается много людей, различающихся по возрасту, образованию, взглядам, положению. На занятиях дети отправляются в путешествия с различными сказочными персонажами, помогая им и осваивая правила поведения в автобусе, в магазине игрушек, в театре и на выставке.
Обучение правилам этикета межличностных отношений.
Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения — важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Дети учатся слушать и обсуждать рассказы о домашних животных, о других людях; самостоятельно составлять рассказы-сказки с опорой на картинки. Развиваются навыки бесконфликтного общения со сверстниками в играх-инсценировках «Теремок», «Колобок», «Дружная семейка». Игры «Капризная лошадка», «Ссора», «Волшебная игрушка», «Доброе и злое приведение» развивают умение договариваться со сверстниками, умению благодарить.
Обучение правилам гостевого этикета.
Ребенок любит ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей, поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. Проводится серия занятий по данной теме, закрепляя полученные знания в разнообразных игровых ситуациях, разучиваются стихи и загадки, проводится конкурс «Клоун».
Обучение правилам столового этикета.
Учить правильно и красиво вести себя за столом следует с самых ранних лет. Обучение правилам столового этикета происходит вовремя специально организованных сюжетно-ролевых игр «В гости к Чебурашке», «Маленькая хозяйка», в ходе которых детям приходится проигрывать различные роли (хозяйка дома или гость).
Обучение правилам семейного этикета.
В жизни ребенка семья играет наиважнейшую роль. Именно в ней он получает полноценное воспитание; в ней он растет и развивается, получает необходимые знания, познает окружающий мир. Формирование чувства принадлежности к своей семье происходит через сказки «Как мамонтенок свою маму искал», «Репка», игры «Дружная семейка», «Строим дом», «Кто Я?» и др. На занятиях заслушиваются стихи о маме, бабушке, папе, братишке и других членах семей, что формирует позитивное отношение к каждому члену семьи.
Основы безопасности.
Этот раздел занятий поможет дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, осознанно действовать в той или иной обстановке, а значит, будет способствовать обеспечению безопасного, здорового образа жизни детей.
Забота о «братьях меньших».
Воспитание в детях чувства ответственности и заботы о «братьях меньших» поможет малышам вырасти полноправными членами общества, которые в дальнейшем смогут отвечать за себя. Игры «Щенок», «Доброе животное» развивают зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, сплочение детей в группе, умение прийти на помощь.
Методические рекомендации.
При работе с детьми по данной программе необходимо, чтобы занятие проходило весело, доброжелательно, в форме свободной беседы. Важно, чтобы ребенок не боялся высказываться, не опасался, что его суждения могут показаться смешными или окажутся неверными. Особенно хотелось предостеречь педагогов: многие высказывания детей могут сильно удивить и озадачить, но отнеситесь к этому с уважением, не осуждайте и не поправляйте ребенка, не навязывайте ему своего мнения, не указывайте, как нужно думать. Лучше всего свести к минимуму прямые объяснения, и помочь детям сделать нужные выводы самостоятельно. Не бойтесь варьировать занятие, ориентируясь на уровень подготовки и особенности детей.
Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Особое место занимает знание и соблюдение противопожарных требований, которые становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувств опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями помогающими предупредить загорания или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнём. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребёнка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивная оборонительная реакция: от страха ребёнок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга детей к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. На занятиях в игровой форме дошкольникам прививаются навыки осторожного обращения с огнём, знания о свойствах огня и дыма, правила поведения в экстремальной ситуации пожара, решаются задачи других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора.
ПЛАН РАБОТЫ
№ П\П | СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ |
1 | Сентябрь | Работа с детьми | Ситуации 2. «Будь опрятным» - продолжать воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, ногтей, прически. Беседы 1. «Вежливость на каждый день» - побуждать к пониманию важности вежливого обращения с просьбой к окружающим, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать, говорить спокойно. 2. «Мой четвероногий друг» - воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим Д/ игры и упражнения «Сундучок полезных дел» - воспитывать желание помогать взрослым, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. «Давайте познакомимся» - упражнять в правилах знакомства, общения со сверстниками и взрослыми. Чтение С. Маршак «Урок родного языка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Работа с родителями | Анкета «Особенности общения родителей и детей в семье». Консультация «Обучение дошкольников правилам семейного этикета». | ||
2 | Октябрь | Работа с детьми | Ситуации «Пожелаем здоровья друг другу» - продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству. Беседы «Как ухаживать за больным человеком» Д/ игры и упражнения «Если заболел друг, бабушка...» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким. Мини-досуг о вежливости «Школа вежливых наук» Акция на день пожилого человека «Подари заботу» Заучивание пословиц и поговорок о дружбе: человек без друзей, что дерево без корней, для друзей пироги, а для врагов кулаки, нет друга так ищи, а нашел так береги, на сердитых, воду возят. Изготовление альбома с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях. Чтение этических сказок: «Невежливый бобрёнок», «Приключения Помпошки», «О хвастливом бантике»; С. Михалков «Недотёпа». |
Работа с родителями | Памятка «Волшебный справочник добрых слов и выражений». | ||
3 | Ноябрь | Работа с детьми | Ситуации 1. «Будь скромным» - воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству. Беседы 1. «Кто такой скромный человек» - дать представление о скромности 2. «Расскажи о хорошем поступке друга» - упражнять в умении видеть и оценивать поступки товарищей. Д/ игры и упражнения «Шкатулка добрых дел» - упражнять в умении и желании делать добрые дела. «В автобусе, самолете, метро» - закрепить правила поведения в общественном транспорте. Чтение этических сказок: «Добрые слова», «Маша и сандалики», «Жадный кармашек»; С. Маршак «Дети нашего двора». Заучивание пословиц и поговорок: каков привет, таков и ответ, поклониться – голова не отвалиться. |
Работа с родителями | Памятка «О культуре речи ребёнка». Домашнее задание «Что означает имя ребёнка?» | ||
4 | Декабрь | Работа с детьми | Ситуации 1. «Я и взрослые» - приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству. 2. «Неразлучные друзья – взрослые и дети» - развивать культуру общения со взрослыми и детьми. Беседы 1. «Моё настроение и настроение людей» - объяснить, что наше настроение зависит от нас и от окружающих. Воспитывать умение регулировать своё настроение. 2. «Правила для всех» - подвести к пониманию того, что правила поведения должны соблюдать и взрослые и дети. Д/ игры и упражнения «Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми. «Помогаем взрослым» - развивать желание помогать взрослым. Чтение этических сказок: «Жёлтая птичка», «Приключения новогодней мишуры», «Люстра-зазнайка»; Р. Погодин «Просто история». Заучивание пословиц и поговорок: от учтивых слов язык не отсохнет, чистые сапоги быстрее ходят. |
Работа с родителями | Консультация «Игры с детьми на развитие культурного поведения и культуры речи» Выставка рисунков «Как нельзя себя вести» - совместная работа родителей и детей. | ||
5 | Январь | Работа с детьми | Ситуации «На дне рождения» - напомнить правила поведения в гостях. Беседы «Как вести себя за столом» - объяснить необходимость есть аккуратно (пищу брать понемногу, пережёвывать тщательно), есть бесшумно, пользоваться салфеткой. Д/ игры и упражнения «Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола. «В гостях и дома» - упражнять в соблюдении правил поведения в гостях. Чтение этических сказок: «Проделки обезьянки Манки», «Чучело», «Королева – зубная щетка»; С. Иванов «Хорошо или плохо». Заучивание пословиц и поговорок: умей в гости звать, умей и встречать, потчевать потчуй, а неволить не неволь. |
Работа с родителями | Помощь в изготовлении мини-плаката «Добрые дела». | ||
6 | Февраль | Работа с детьми | Ситуации «Учимся знакомиться» - развивать желание общаться. Беседы 1. «Почему с жадным никто не дружит» - вызвать осуждение жадности как черты характера. 2. «Хочу быть как папа» - вызвать желание быть настоящим мужчиной. Д/ игры и упражнения «Рыцарские поступки» - воспитывать галантное отношение к девочкам «Объясни поступок» - упражнять в оценке правил поведения. Досуг об этикете «Весёлый этикет или Столик к празднику накройся!» Чтение этических сказок: «Муравьиный город», «Таня и Маша в театре», «Волшебники», «О старом платочке»; В. Железняков «Рыцарь», А. Барто «Вовка – добрая душа». Заучивание пословиц и поговорок: ума много, а толку мало, поспешишь, людей насмешишь. |
Работа с родителями | Папка-передвижка, советы «Как вырастить культурного ребёнка» | ||
7 | Март | Работа с детьми | Ситуации «Мы пришли в магазин» - продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах. Беседы «Пожилые люди» - побуждать проявлять заботу о пожилых людях. «Праздники в нашей семье» - приучать делать приятные сюрпризы близким, доставлять им радость. Д/ игры и упражнения «Мама, я тебе звоню» - закрепить правила общения по телефону. «Рыцари и дамы» - упражнять в правилах этикета для мальчиков и девочек. Чтение этических сказок: «В ремонтной мастерской», «О гвозде», «О кастрюльке»; А. Барто «Помощница», Благинина «Если был бы я девчонкой». Заучивание пословиц и поговорок: огонь силён, вода сильнее огня, земля сильнее воды, а человек сильнее земли. |
Работа с родителями | Памятка «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста» Рекомендации «Правила поведения на детском празднике» Фотовыставка «Мамины и бабушкины помощники» | ||
8 | Апрель | Работа с детьми | Ситуации «Как бы ты поступил?» - подчеркнуть связь правил поведения с поступками. Беседы «Что значит защищать слабых» - воспитывать желание защищать малышей, никогда их не обижать. «Какими должны быть мальчики и девочки». Д/ игры и упражнения «Я покупаю подарок» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю. «Важные слова» - упражнять в вежливости Чтение этических сказок: «Моя любимая игрушка», «День рождения куклы Наташи», «Босоножки»; К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». |
Работа с родителями | Показ театрализованных инсценировок «Вежливые звери» | ||
9 | Май | Работа с детьми | Ситуации «Даже звери вежливы» - вспомнить вежливых сказочных героев, разыграть диалоги. Беседы «Если ты потерялся на рынке». «Ты остался один, а в дверь позвонили». «Ты остался один дома, но случилась авария». Д/игры и упражнения «Цветок доброты» Викторина «Знаете ли вы этикет?» Чтение этических сказок: «Пёс Барбос», «О подзорной трубе», «Про чашечку»; Б. Житков «Как я ловил человечков». Заучивание пословиц и поговорок: делай добро и жди добра. |
Работа с родителями | Памятка «Воспитание культуры поведения у детей». Помощь в составлении картотеки игр об этикете. |
Изучаемая литература
- Алябьева Е. А. «Воспитание культуры поведения у детей».
- Богуславская Н. Е., Купина Н. А. «Весёлый этикет»
- Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей»
- «Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета», под редакцией О. И. Бочкарёвой.
- Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду»
- Шорыгина Т. А. «Беседы об этикете с детьми 5-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план индивидуальной работы учителя-логопеда по преодолению речевых нарушений
Бланк перспективного плана индивидуальной работы по преодолению речевых нарушений. Данная форма предусматривает отслеживание динамики индивидуальной коррекции речи на протяжении 3-х лет обучения....
План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)
Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....
План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом
План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....
План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом.
В работе представлено планирование работы учителя-логопеда наставника с молодым специалистом в течение учебного года....
План работы наставника учителя-логопеда Якимовой Л.А. с молодым специалистом учителем-логопедом
Оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности в условиях ДОУ на основе планирования работы взаимодействия логопедом-наставн...
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...