Сборник упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников
картотека по логопедии
Сборник содержит упражнения для формирования физиологического дыхания, проработки гласных и согласных звуков, произношения слогов и слов у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников
Сборник содержит упражнения для формирования физиологического дыхания, проработки гласных и согласных звуков, произношения слогов и слов у дошкольников.
Дыхательные упражнения для укрепления здоровья и общего физического развития
Название | Содержание |
«Паровоз» | Ходить по комнате и изображать согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух». Постепенно изменять скорость движения и громкость |
«Пастушок» | Подуть носом в небольшую дудочку и как можно громче промычать, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров. Показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку |
«Гуси летят» | Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8–10 раз) |
«Кто громче» | Выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей, при этом рот не открывать, и, выдыхая, произнести «м-м-м». В результате получается длинный скандированный выдох. Выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю (3–4 раза) |
«Аист» | Стоять прямо, поднять обе руки в стороны и одну ногу, согнув в колене. Зафиксировать положение на минуту. Сделать короткий глубокий вдох через нос, на выдохе через рот опустить ноги и руки и тихо произнести «ш-ш-ш» (3–4 раза) |
«Шарик» | Нужно представить себя шариком. На счет «1, 2, 3, 4» – сделать глубокий вдох через нос и немного задержать дыхание. Затем на счет «1, 2, 3, 4, 5» – медленно выдыхать через рот |
«Ворон» | Сесть прямо и на вдохе через нос поднять руки вверх, а на выдохе через рот опустить руки и громко произнести «каааааарр». |
«Море» | На картонной цветной бумаге голубого цвета разложить несколько картонных рыб. Дать детям пластиковые трубочки и попросить подуть в них. Чья рыбка дальше всех пройдет, тот и выиграл |
«Горячий чай» | Раздать детям разрисованные картонные кружки и сказать, что в них разлит горячий чай. Детям нужно взять быстро воздух через нос и выдохнуть через рот, сомкнув губы в трубочки, остужая чай |
«Ветряная мельница» | Для игры нужна игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, а взрослый сопровождает его действия стихотворением: Ветер, ветер, ветрище… Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети Или мельницы крути! (Акимов Я.Л.) |
Дыхательные упражнения для коррекционной работы с детьми с нарушением речи
1-й этап – упражнения на развитие физиологического дыхания | |
Название | Содержание |
Поочередное выполнение упражнений | 1 – вдох и выдох через нос: вдох глубокий, выдох длительный и плавный; 2 – вдох через нос, выдох через рот: если выдох через рот не получается, зажать нос пальцами; 3 – вдох через рот, выдох через нос: для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, вату, полоски бумаги; 4 – вдох и выдох через рот – если упражнение не получается, зажать нос пальцами; 5 – комбинированный вдох – задержка дыхания, выдох через нос, далее задержка дыхания и выдох через рот (слегка приоткрытый) |
2-й этап – упражнения на развитие речевого дыхания без учета речи | |
Название | Содержание |
«Одуванчик» | Упражнение проводится на свежем воздухе. Нужно сорвать одуванчик и подуть на него так, чтобы с трех попыток слетели все пушинки |
«Задуй упрямую свечу» | В правой руке держать цветные полоски бумаги, а левую ладонь положить на живот. Быстро вдохнуть через нос и надуть живот. Затем медленно выдыхать и представить, будто цветные полоски – это свеча, которую нужно погасить |
«Губная гармошка» | Губная гармошка – это гриф деревянной расчески. Ребенку нужно представить, будто он играет на ней, плавно выдыхая воздух через тонкие полоски бумаги |
3-й этап – упражнения на гласные и согласные звуки | |
Название | Содержание |
Поочередные упражнения нагласные звуки (2–4 раза, чередуя шепотом и голосом)
| 1 – произношение на выдохе: а-о-у-ы-э; 2 – произношение двух гласных на одном выдохе: а-э, о-у, и-ы, э-и; 3 – произношение трех гласных на одном выдохе: а-э-о, о-у-и, о-у-а; 4 – произношение гласных в звукоподражании музыкальным инструментам – «у-у-у-у-у» (гудит труба), предметам – «уа-уа-уа» (плачет кукла), животным – «а-а-а-а» (ревет медведь)
|
Поочередные упражнения насогласные звуки (2–4 раза)
| Педагог-логопед должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук: – звукоподражание предметам – «з-з-з» (зазвонил телефон), «р-р-р» (ревет трактор), «ш-ш-ш» (паровоз выпускает пар); – звукоподражание животным – «р-р-р» (рычит тигр), «ж-ж-ж» (жужжит жук), «з-з-з» (летит оса); – звукоподражание явлениям природы – «ш-ш-ш» (шумит лес), «в-в-в» (воет вьюга).
Произношение согласных сначала с беззвучной артикуляцией, затем громко: – на одном выдохе: ф-с-ш-х; – на одном выдохе два согласных: ф-с, с-ш, х-ф и др.; – на одном выдохе три согласных: ф-с-ш и др.; – на одном выдохе четыре согласных: ф-с-ш-х и др. |
«Дует ветер» | Дети водят хоровод. Педагог сопровождает движение рассказом: – Утром дети идут в детский сад. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в-в (произносится тихо). Дети, как дует тихий ветер? Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в. После педагог продолжает: – Вечером дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Дети, как дует сильный ветер? Дети повторяют шум сильного ветра: в-в-в |
4-й этап – упражнения на произношение слогов | |
Название | Содержание |
–
| Дети произносят слоги сначала на шепоте, затем громко и на одном дыхании. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используется прием наращивания слогов, когда дается поочередно один слог, потом два, три и т. д. Упражнение на повторение слогов: – с одинаковыми гласными и согласными: па-па, па-па-па; – с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, та-па-ва; – с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па – пу-пу |
Произношение слогов в звукоподражании
| – на музыкальные инструменты: «там-там-там» (барабан), «динь-динь-динь» (колокольчик), «ду-ду-ду» (дудочка); – на предметы: «тук-тук-тук» (стучит молоток), «тик-так» (идут часы); – на животных: «мяу-мяу», «га-га-га» «ко-ко-ко» |
5-й этап – упражнения на произношение слов | |
Название | Содержание |
– | Детям нужно произнести ряд слов на одном выдохе. Их можно сопровождать дирижированием, в такт проговаривания: – перечисление дней недели по нарастающей: «понедельник», «понедельник, вторник», «понедельник, вторник, среда» и т. д.; – перечисление названий месяцев по нарастающей: «январь», «январь, февраль», «январь, февраль, март» и т. д.; – перечисление времен года по нарастающей: «зима», «зима, весна», «зима, весна, лето» и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-337323-1384699732.jpg)
Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников
Правильное речевое дыхание - залог красивой речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-997096-1516356605.jpg)
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/19/picture-997096-1516356605.jpg)
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников «Чудесная дудочка»
презентация к семинару практикуму "Чудесная дудочка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-622080-1429012999.jpg)
Варианты игр и упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Подборка игр и упражнений по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией для учителей -логопедов и воспитателей логогрупп....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-1001470-1705201452.jpg)
Сборник упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников
Для развития речевого дыхания у детей предгагаю педагогам и родителям сборник для занятий. Он также содержит упражнения для формирования физиологического дыхания, проработки гласных и согласных звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214366-1362232948.jpg)
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ...
- Мне нравится (1)