Картотека упражнений по рефлексии для дошкольников
картотека по логопедии

Мельникова Наталья Александровна

Для использования в работе педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_po_refleksii_dlya_doshkolnikov.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по рефлексии для дошкольников

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Форма организации:

• индивидуальная

• групповая

Во времени:

Ситуативная – на данный момент,

ретроспективная – о прошлом,

перспективная -  на будущее.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов«Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.

Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах:

эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Виды рефлексии: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации – механизм познания другого человека); информационная (приобретение новых знаний); мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния (с младшего возраста) при помощи карточек, смайликов оценивают своё настроение;
  • Рефлексия деятельности (со средней группы) – в конце занятия дети совместно со взрослым обсуждают занятие, что понравилось, с чем не справились;
  • Рефлексия содержания учебного материала (со среднего возраста) подводят итог того, чему научились, что узнали, как работали.

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.

Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживать свое состояние в детском саду, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.

Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

Картотека рефлексивных упражнений.

1. «Поезд». Перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы ОД. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ребенка. 

2.«Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. 

3.«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку. 

4. «Заплетем косичку». Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение: красная – весело, интересно, занимательно коричневая – трудно, волнительно; белая – безразличие, скука, усталость.

- Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.

Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

5. «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап занятия. Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

6. «Цветик-семицветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

7. «Букет настроения». Выбирается цветок и располагается в определенной вазе.

 8. «Радуга». Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.

Красный – не комфортно, тревожно;

Оранжевый – все раздражало;

Желтый – очень хотелось домой;

Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;

Голубой – интересно, занимательно;

Синий – трудно, но интересно;

Фиолетовый – скучно, не интересно.

9.  «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать).

10.  «Цветы и бабочки».

На поляне (на полу) растет 3 цветка:

Красная роза (узнал много нового, научился читать);

Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);

Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).

Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места.

11. «Дерево». По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

12. «Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии». 

13.«По выбору». Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное - несъедобное»), предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

14. «Смайлики» – детям раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас.

Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке), что будет дополнять общее впечатление: Понравилось ли мне занятие? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой? 

15. «Светофор» Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,

Красной – дело не понравилось, скучно.

16. «Лесенка успеха», где участники группы выбирают себе место на лестнице.

17. «Снеговик твоего настроения» - дети выбирают того снеговика, настроение которого совпадает с их настроением.

18. «Наряди ёлочку» - дети наряжают ёлочку красными или синими шарами. Красный цвет – всё понравилось, синий – не понравилось.

19. «Восхождение на пик знаний» - дети определяют сами своё местонахождение на горе «Знаний»: вначале пути, посередине или на вершине.

20. «Зарядка» - дети выполняют различные действия, тем самым показывают результат усвоения программы занятия, либо игры и т.д.

21«Свободный микрофон». Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

Использование рефлексивных техник можно начать с приходом детей утром в детский сад. Чтобы проверить эмоциональное состояние детей, мы используем методику «Моё настроение». Ребенок по выбору в тот или иной кармашек вставляет свою картинку. Таким образом, мы определяем эмоциональное состояние группы. Затем проводим индивидуальные беседы с детьми и узнаём, почему у них не совсем солнечное настроение.

Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников

Картотека упражнений дыхательной гимнатсики, утренней гимнастики, точечный массаж....

Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступн...

Картотека упражнений игрового массажа для дошкольников

Картотека упражнений игрового массажа для дошкольников. В копилку воспитателям...

Картотека упражнений по здоровьесбережению для дошкольников

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика)...

Картотека упражнений игрового стретчинга для дошкольников

Дети готовы скакать и прыгать по всей квартире, но только не выполнять традиционные движения, просто много двигаться не значит задействовать все мышцы организма, а между тем многие малыши уже к подгот...