Что такое ФФН? (консультация для родителей)
консультация по логопедии
Что такое ФФН? (консультация для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_ffn.doc-52.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям на заметку.
Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист.
" Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.
Что же характерно для нарушения фонематического слуха:
- замена одних звуков другими (фыфка, хыхка, сыска);
- перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
- упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).
Прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять звуки речи. Дети с нарушением фонематического слуха не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о «белой косе» или о «белой козе», о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.
А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и как следствие - дисграфия (нарушение письменной речи – как слышит - так и пишет)
К категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка.
Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, [р] заменяется на [л] или [в]). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: [л]ука – [р]ука, ко[в]ова – ко[р]ова и т.д.). В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
§ недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
§ недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
§ глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов внутри слова) и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога). Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т.п.
Без специального коррекционного воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое музыкальность?" (консультация для родителей)
В консультации говорится о том, что от природы дети наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше содавать максимально благоприятные условия для их развития.Прилагается памятка для...
Что такое дисграфия? Консультация для родителей
Дисграфия — это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций,...
Что такое ФГОС. Консультация для родителей
Консультация для родителей по ФГОСу...
Что такое биоэнергопластика? (консультация для родителей)
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распре...
ЧТО ТАКОЕ ЛЭПБУК (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ).
Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различные рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, к...
Что такое закаливание? (консультация для родителей)
Что такое закаливание...
Что такое хорошо и что такое плохо?!. Консультация для родителей.
Что такое хорошо и что такое ллохо?Крошка сын пришели спросила кроха-Что такое хорошои что такое плохо? В. В. Маяковский....