Картотека артикуляционных упражнений на произношение гласных звуков
картотека по логопедии

Мельникова Наталья Александровна

Картотека артикуляционных упражнений на произношение гласных звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционных упражнений на произношение гласных звуков.

Артикуляционные упражнения на произношение гласных звуков

Упражнения артикуляционной гимнастики нужно проводить с детьми ежедневно по 5–10 раз. Выполнять упражнения можно под счет, музыкальное сопровождение или использовать стихотворные рифмы.

С учетом возможностей конкретной группы детей данного возраста можно постепенно усложнять упражнения. Например, предлагайте детям на одном выдохе произносить два–три гласных звука и более.

Цель: с помощью картинок со «звуковыми человечками» уточнить артикуляцию гласных звуков (положение губ и степень подъема языка).

Упражнение

Инструкция к выполнению

Произношение звука «А»

Выполняем вдох через нос. На выдохе протяжно произносим звук [а], широко открываем рот, который можно сравнить с большим кругом. Пример, как открывать рот, – на изображении звукового человечка с буквой «А». Губы не напрягаем, они в спокойном положении, широкий распластанный язык спокойно удерживаем внизу. Кончик языка касается нижних зубов, его боковые края слегка касаются нижних боковых зубов

Произношение звука «О»

Вдох через нос, на выдохе протяжно произносим звук [о]. Губы округляем до овала. Пример, как округлять рот, – на изображении звукового человечка с буквой «О». Далее губы немного выдвигаем вперед, заднюю часть спинки языка поднимаем к мягкому небу

Произношение звука «И»

Вдох через нос, на выдохе протяжно произносим звук [и]. Губы сильно растягиваем в улыбке. Положение губ можно сравнить с вытянутым прямоугольником. Пример, как вытянуть губы, – на изображении звукового человечка с буквой «И». Далее сближаем зубы, но не смыкаем. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому небу, задняя часть спинки опущена

Произношение звука «У»

Вдох через нос, на выдохе протяжно произносим звук [у]. Губы трубочкой выдвигаем вперед, они образуют маленький круг, как на примере изображения звукового человечка с буквой «У». Зубы при этом не смыкаем, задняя часть языка высоко поднята к мягкому небу

Произношение звука «Э»

Вдох через нос, на выдохе протяжно произносим звук [э]. Губы растягиваем в улыбке. Положение губ можно сравнить с овалом, как на изображении звукового человечка с буквой «Э». Зубы сближаем, но не смыкаем, должны виднеться передние зубы. Кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята

Произношение звука «Ы»

Вдох через нос, на выдохе протяжно произносим звук [ы]. Положение губ можно сравнить с полукругом, как на изображении звукового человечка с буквой «Ы». Губы не напряжены, зубы разомкнуты, кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого неба

Материал к упражнениям

Картинка для выполнения артикуляционных упражнений перед зеркалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения гласных звуков

В разработке представленны слова, чистоговорки, стихотворения на уточнение произношения гласных звуков. Материал может быть использован при ознакомлении  детей с гласными буквами на обучении грам...

Закрепление произношения гласных звуков

занятие по звуковой культуре речи...

Семинар-практикум «Недостатки произношения гласных звуков и звуков раннего онтогенеза. Приёмы постановки в практической деятельности»

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка....

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с РАС (4 года) "Произношение гласных звуков"

Конспект  индивидуального логопедического занятия  с ребенком с РАС (4 года) "Произношение гласных звуков"...

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПЕНИИ

В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь.Сценическая речь-более яркая выразительная, более эмоционально окрашенная, подчинена правилам п...