Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического мышления детей дошкольного возраста.
материал по математике (подготовительная группа)

Доронкина Анна Александровна

Алгоритмика- одно из современных и одно из очень важных направлений.Она развивает логику и мышление, учит искать наилучшее решение, формирует навыки планирования, содействует развитию речевых навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритмика: развитие логического и алгоритмического мышления детей дошкольного возраста.

Математическому образованию в настоящее время отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для динамично развивающегося современного технологического общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством. Особое значение при этом имеет ознакомление дошкольников с алгоритмами и усвоение ими алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа.

Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию детей
алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать
чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить
различные компетенции.

В рамках реализации регионального проекта «Алгоритмика» наш детский сад активно работает с детьми в этом направлении, реализуя один из современных проектов электронного обучения основам алгоритмики и программирования для детей 6-7 лет. 

Целью является, познакомить старших дошкольников с элементами программирования с использованием цифровых средств (планшетов), развитие предпосылок логического и алгоритмического мышления. 

Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция». Работа в команде развивает коммуникативные способности. Повышают мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.

В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.
На наших  занятиях воспитанники группы изучают , строят алгоритмы с
помощью игры «Рыцарь кода». Эта игра развивает умение планировать
этапы и время своей деятельности. Дети с большим интересом и увлечением на практике познакомились с понятиями «исполнитель», «алгоритм», способами представления алгоритмов. Учились составлять алгоритмы для простого исполнителя, помогая Рыцарю кода восстановить энергию в Планшетном королевстве. Дети играли в увлекательные игры «Друзья Рыцаря», «Управление Рыцарем», «Алгоритм», выполняли задания в рабочих тетрадях и, конечно же работали на планшетах- помогали Рыцарю кода добраться до замка, вернуть цвета в Планшетное королевство.

На протяжении первых 9 занятий курса воспитатель с детьми путешествует по Планшетному королевству. Главный герой здесь Рыцарь Кода, который попадает в различные ситуации и часто сталкивается с трудностями. Например, в королевстве произошла страшная буря, которая стерла все краски, и нам необходимо помочь Рыцарю кода восстановить королевство, найти принцессу и помочь остальным жителям. На первых занятиях дети усваивают такие понятия, как «алгоритм» – действия, которые Рыцарь выполняет для достижения цели; «исполнителем» называют, того, кто выполняет алгоритм. Ключевые навыки курса формируются с помощью следующих инструментов: выполнение заданий в приложении «Рыцарь кода», создание мини-проектов и проектов в среде Scratch Jr и выполнение заданий на рабочих листах и на карточках

На следующих занятиях воспитанники продолжат помогать Рыцарю Кода восстанавливать Планшетное королевство. Детям предстоит самостоятельно составлять программы для того, чтобы Рыцарь прошел через лес к замку. С детьми необходимо обсудить, что достичь цели можно с помощью альтернативных программ. Программы состоят из разного числа команд (имеют разную длину). Быстрее будет выполняться та программа, которая состоит из меньшего числа команд (имеет меньшую длину). Затем на последующих занятиях вводится и закрепляется понятие «цикл» и «цикличные алгоритмы» 

Цикл – команда, которая позволяет многократно выполнять команды, которые находятся внутри цикла.

В модуле 2 обучающиеся знакомятся с понятием «цикл» и учатся использовать его при создании алгоритмов для исполнителей. (урок 6, задание 1) – дети упражняются считывать цикл. Здесь есть подсказки и ребенку достаточно правильно продублировать программу. Необходимо объяснить, что если повторяются несколько одинаковых шагов, то команду можно упростить (задание 10 *) В одной команде может быть несколько циклов. Необходимо взять блок цикла, добавить команду в цикл, выставить количество шагов.

С модуля 3 вводится работа с приложением Scratch Jr. Знакомство с приложением начинается со знакомства с его интерфейсом. Вводятся понятия «спрайт», «фон», «сцена». Дети учатся самостоятельно подбирать фоны и спрайты для создания различных сцен. Scratch – это язык программирования, с которым мы уже познакомились, когда управляли рыцарем.

Все занятия пронизаны сюжетной линией, например, путешествие Кота по Планшетному королевству. В рамках сюжетной линии раскрывается содержание игры, задается некая воображаемая ситуация и персонаж со своей ролью. На разных этапах занятия ребенку необходимо выполнять различные задания на освоение или закрепление материала, но в рамках заданной игры. Например, обучающийся в Scratch Jr должен придумать сюжет дальнейшего путешествия Кота (придумать сцены, продумать поведение, логически связать каждый этап друг с другом). В приложении можно создать, например, игру «Море волнуется». Нам нужно, чтобы морские животные двигались под водой. Добавим фон подводного мира и героев: рыбку, краба, морского конька и звёздочку.

В последующих модулях изучаются возможности выполнения параллельных действий. Дети учатся озвучивать персонажей, создавать простые сюжеты мультипликации, учатся использовать различные команды для создания игровых сюжетов. На последних занятиях обучающиеся создают собственные игровые проекты, применяя изученный материал.

 Таким образом, воспитанники в МБДОУ № 19 «Антошка» города Белгорода с интересом освоили парциальную программу Алгоритмика в интерактивном игровом формате, не только научились создавать статические сцены в Scratch Jr, но и активно развили воображение и логику. В результате освоения программы научились: составлять несложные программы, действовать по заданному алгоритму, планировать свои действия и в завершение - у них сформированы азы программирования.

C:\Users\123\Desktop\1737906738014.jpg

C:\Users\123\Desktop\1737906738129.jpg

C:\Users\123\Desktop\1737906738037.jpg

Подготовила:

воспитатель Доронкина А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает ...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления д...

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста»

Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы детей. Нав...

Буклет "Картотека игр для развития памяти, внимания и мышления детей дошкольного возраста"

Картотека игр для развития памяти, внимания и мышления детей дошкольного возраста...

Буклет "Картотека игр для развития памяти, внимания и мышления детей дошкольного возраста"

Серия "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ,ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Чтобы развивать творческую личность -  ребенка необходимо удивлять, изумлять, очаровывать, учить видеть в обычном – необычное....