Развитие речи детей билингвов и инофонов в условиях детского сада и семьи
консультация по логопедии
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. Самыми незащищёнными в этой ситуации оказываются дети, которые составляют весомую долю в миграционном потоке, процесс социализации для которых имеет свою специфику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей билингвов
и инофонов
в условиях детского сада и семьи»
Подготовил: Леонтьев В.В., учитель-логопед
В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи, природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации ребенка-дошкольника из семьи мигрантов. Самыми незащищёнными в этой ситуации оказываются дети, которые составляют весомую долю в миграционном потоке, процесс социализации для которых имеет свою специфику.
Давайте разберемся, кто такие инофоны и билингвисты?
Инофон- носитель иностранного языка и соответствующей картины мира. Можно сказать, что инофон – это первая ступенька становления билингва. Детский билингвизм (детское двуязычие) — явление, при котором ребёнок владеет двумя языками, причём использование языков не мешает друг другу.
Дети мигрантов и иммигрантов по - особенному переживают приход в детский сад: для них травмой является не просто отрыв от мамы, с которой они провели в тесном контакте первые годы жизни, но и отрыв от привычной культуры и языка.
В детском саду окажется другая, новая еда; незнакомые игры, другие, странные правила поведения. Когда все это опосредуется и объясняется на незнакомом еще языке – понять, чего от тебя требуют, во много раз сложнее. Некоторые дети на протяжении первого полугодия просто молчат. Стресс может быть настолько велик, что психологическая травма сопровождается соматическими симптомами: у ребенка пропадает аппетит, его тошнит, нарушается сон, он становится нервным, грызет ногти, возвращается в когнитивно-психологическом развитии на год или на два назад.
Самое главное впервые дни в детском саду – удовлетворить базовые потребности ребенка. Ему должно быть комфортно хотя бы физиологически. Помогите научиться пользоваться туалетом, не бояться туда ходить, знать, где и что находится, попросить пить, объяснять, тепло ему или холодно, что у него болит, говорить, что он хочет. На это обычно уходит первая неделя.
Затем ребенок начинает осваивать речевое поведение, так же, как другие дети группы: показывать в ответ на просьбу воспитателя, называть или находить нужное, обозначать искомое. На это требуется несколько месяцев.
Цель нашей работы - это овладение билингвами детьми русской речью для взаимодействия с окружающими людьми, обучения.
Задачи:
-Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни , воспитывать уверенность .
-Развивать свободное общение на русском языке со взрослыми и сверстниками ( разговорная речь, правила этикета ).
- Практическое овладение нормами русской речи в различных видах детской деятельности.
-Формировать терпимость к людям разных национальностей - быть толерантными.
- Наладить взаимное доверие, уважение, поддержку и помощь между сотрудниками детского сада и родителями.
Формы организации детей по овладению русским языком:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);
- самостоятельная деятельность;
Формы роботы с сотрудниками МБДОУ:
- наблюдение специалистов детского сада за детьми.
- обсуждение проблем с коллегами.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- консультации;
- родительские собрания; и. т. д.
Пути реализации овладения детьми русским языком :
- Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт общения.
- Общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия.
- Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильной речи и поведения.
- Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду.
- Образные игры – имитации, хороводные, театрализованные игры для развития и эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
- Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к людям.
- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях).
Специально организованная среда побуждает к общению со сверстниками на русском языке, обогащает словарный запас, способствует скорейшей адаптации детей (режимные моменты: мытье рук, во время приема пищи, во время игр и т.д.)
Любимая кукла или другая игрушка встречает детей, помогает усвоить элементарные правила этикета ( здороваться , прощаться , благодарить ).
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Исследователями разных стран установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка. Она способствует:
- улучшению артикуляционных движений,
- подготовке кисти руки к письму,
- повышению работоспособности коры головного мозга,
- стимулированию развития мышления ребёнка.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Это игры с прищепками, с сыпучими материалами, с резинками. Хорошо в развитии мелкой моторики помогает пластилин, работа с ножницами, рвание бумаги на мелкие кусочки и т.д.
С помощью движения можно стимулировать развитие правильной речи, используя специально подобранные считалочки, речетативы, стихи, отрывки из сказок, заклички, речевую дыхательную гимнастику, физкультминутки, речевые подвижные и пальчиковые игры. Этим мы не только стимулируем правильное развитие речи, но и подготавливаем ребенка к успешному обучению в школе и быстрой адаптации в обществе.
Согласованность в работе всех сотрудников детского сада – помогает выработать единое направление в работе по овладению детьми русской речью.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развиваем устную речь у ребёнка – билингва и инофонов:
6 простых игр
Игра №1. Просмотр предметных картинок
Ребёнку необходимо внимательно рассмотреть серию картинок (домашние животные, дикие животные, птицы и др.) и научится их правильно называть.
⠀Это упражнение поможет ребёнку-билингву выучить много необходимых имён существительных. Научит различать маленькие и большие предметы: стол-столик, ключ-ключик и др.
Игра №2. «Волшебный мешочек»
С помощью этой игры ребёнок научится описывать признаки предметов с помощью прилагательных.
⠀
Как играть: вы прячете в мешочек игрушки либо другие предметы, которые легко угадать на ощупь. Вы опускаете руку внутрь мешочка и начинаете описывать: «В мешочке лежит что-то твёрдое, есть 4 колеса. Как ты думаешь, что это?». Ребёнок должен попытаться угадать предмет по характерным признакам и проговорить все свои версии на русском языке. Если он не знает или не может догадаться, что находиться в мешочке по описанию, можно предложить ему опустить руку в мешочек, потрогать и попытаться снова определить название предмета. Либо достать предмет и назвать его на том языке, который ребенок хорошо знает, затем перевести название на русский и попросить ребёнка повторить.
Потом поменяйтесь ролями. Ребёнку вначале может быть сложно подобрать слова, чтобы описать предмет, поэтому следует ему помочь наводящими вопросами:
- Это твердое/мягкое/пушистое?
- Это квадратное/круглое/прямоугольное/треугольное?
- Оно лёгкое или тяжёлое; большое или маленькое?
- У этого есть какие-нибудь части: колеса, крылья, страницы, ручки? и т д.
Упражнение поможет быстро выучить и запомнить новые прилагательные, существительные и глаголы.
Игра №3. Найди отличия
Игра поможет научить ребёнка подробно описывать предметы и сравнивать их.
⠀Как играть: выберите две похожие игрушки (например, две машинки) и просите ребёнка их внимательно рассмотреть. Затем ему необходимо рассказать и показать, чем отличаются игрушки (например большая - маленькая, синяя - зелёная, есть кузов - нет кузова, колёса большие - колёса маленькие и т.д.)
Игра №4. Просмотр мультфильмов
Включите ребёнку мультфильм на русском языке, а после его просмотра предложите ответить на несколько вопросов по содержанию. Например, малышу предложите простые вопросы, на которые можно ответить одним-двумя словами: Была ли в мультфильме лягушка? (ответ да или нет); Лягушка зелёного цвета или синего? (выбор варианта); Кто прилетал к лягушке в гости? Как называется домик, в котором живёт лягушка? и т.д., в зависимости от содержания мультфильма.
⠀А для ребёнка постарше подготовьте вопросы посложнее, ответы на которые состоят из одного или нескольких предложений. Например: Что делал в мультике главный герой? Почему герои отправились в путешествие? Почему тебе понравился или не понравился мультфильм?
Если ребёнок сразу не сможет ответить на ваши вопросы, помогите ему и направьте к правильному ответу. Ребёнку будет приятно, что вы поддерживаете его увлечение мультфильмами и активно их с ним обсуждаете.
Игра № 5. “Угадай, кто я (что я)”
Для игры можно использовать специальные карточки с картинками, наклейки или самостоятельно нарисовать изображение предмета (героя) на стикерах. Приклейте карточку ребёнку на лоб (или отдайте в руку, но так, чтобы он не увидел, что нарисовано на картинке). А ребёнок подготовит аналогичную карточку для вас. По очереди задавайте вопросы друг другу и старайтесь угадать загаданные предметы или персонажей. Примеры вопросов: этот предмет круглый? его можно съесть и т.д.
(приложение 2)
Игра №6. Во время разговора с родственником
Играть и развивать разговорную речь также можно с родственниками и друзьями, которые говорят по-русски. Например, попросите бабушку ребёнка подготовить 3 новых слова (желательно, чтобы это были предметы, которые есть в доме и доступны для ребёнка, либо картинки). Во время общения бабушка показывает предмет (картинку), называет его на русском языке, а ребёнок на языке среды. После бабушка повторяет за ребёнком название предмета и просит ребёнка повторить название предмета уже на русском языке. Таким образом ребёнок повторит название предмета несколько раз и он запомнит слово на двух языках. А ещё ребёнку будет приятно выступить в роли учителя и научить бабушку новым словам.
С помощью этих игр и упражнений ребёнок расширит свой словарный запас, научится наблюдать, сравнивать и соотносить предметы по признакам. Научится связно рассказывать и описывать предмет; будет проявлять сообразительность, интерес и находчивость во время разговора.
⠀Чтобы процесс обучения сделать более лёгким и приятным, придерживайтесь правил:
- Никогда не исправляйте первые ошибки (особенно при посторонних), позволяйте ребенку высказать мысль до конца, даже если он смешивает языки;
- Используйте только те методы обучения, которые подходят по возрасту ребёнку;
- Сделайте процесс обучения увлекательным с помощью весёлых игр, красивых игрушек, интересных мультиков;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей втрой младшей группы детского сада
Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов:- в первую очередь, от анатомического строения речевого аппарата- от того как действуют язык, губы, челюсти, от умения ребенка ощущат...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...

Развитие художественных способностей дошкольников в условиях детского сада и семьи.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в э...

Родительское собрание в средней группе по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привлекли вас...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада
1. Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2. Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...
Условия для развития речи детей раннего возраста в детском саду.
Речевое развитие детей раннего возраста включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного и пассивного словаря, и конечным результатом считается развитие качественн...