Технология коррекции звуко-произношения (М.Ф. Фомичёва, Е.М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова)
методическая разработка по логопедии
Технология коррекции звуко-произношения (М.Ф. Фомичёва, Е.М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
М.Ф. Фомичёва, Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова
Цель: Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.
Развитие речевого слуха.
Технология коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов
- Подготовительный этап:
- Формирование точных движений органов артикуляции с помощью игровых комплексов артикуляционной гимнастики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, активизация мышц речевого аппарата с помощью массажа.
- Формирование направленной воздушной струи с помощью системы дыхательных упражнений.
- Развитие речевого слуха, фонематических процессов и представлений с помощью фонетических упражнений и авторских логопедических сказок.
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Постановка звука.
- Этап. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи с помощью вербального и картинного материала, мультимедиа презентаций серии «Путешествие со звуками».
- Этап. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам в изолированном положении, в слогах, словах, предложениях и собственной речи с помощью картинных материалов и заданий к ним. Контроль за речью детей.
Результат использования образовательной технологии:
Дети умеют правильно и чётко произносить все звуки русского языка в любых речевых ситуациях в соответствии с возрастными нормами.
Дети имеют развитый речевой слух, дифференцируют звуки речи на слух и в произношении изолированно и в составе слов, произносят слова, имеющие в составе близкие по артикуляции звуки, не изменяя звуковую наполняемость, узнают и различают слоги и слова близкие по звуковому составу.
ВВЕДЕНИЕ
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученных, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте старше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Для достижения положительного эффекта при преодолении дефектов играет правильная организация логопедических методик. Методика логопедического воздействия – это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.
В своей практической деятельности я использую методику воспитания правильного произношения звуков речи у детей, предложенную М.Ф. Фомичевой.
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ М. Ф. ФОМИЧЕВОЙ.
В качестве важнейшей психической функции человека следует выделить речевую функцию. В процессе речевого развития формируется как познавательная деятельность, так и способность понятийного мышления.
Речевая деятельность, при помощи которой человек имеет способность к общению, позволяет вступить в специфически человеческий социальный контакт, что в свою очередь способствует формированию и уточнению представлений ребенка об окружающей действительности и в то же время происходит совершенствование форм ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявиться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных
различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Все это может негативно повлиять на развитие таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Е. А. Стребелева, Т. Б. Филичева).
С помощью логопедических методик развивается личность ребенка, они компенсируют ему все ограничения и запреты, становятся полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
ЦЕЛЬ: формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков родного языка у детей с нарушениями речи.
ЗАДАЧИ:
- Определить и проанализировать причину и характер речевого нарушения.
- Определить их классификацию
- Разработать эффективные методы предупреждения и коррекции.
- Устранить речевые нарушения.
- Проанализировать последствия коррекционной работы.
Провести работу с родителями по профилактике речевых расстройств.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого–то более сложного речевого расстройства и дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушением речи принято говорить о случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
- нарушения слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие слухового внимания, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
При формировании правильного звукопроизношения предлагается соблюдать ряд общих требований к последовательности этапов логопедической работы.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задача обучения: ВПФ, которые являются базой для речи(слуховое восприятие, слуховая память).
- Развитие фонематического слуха, восприятия;
- Развитие речевого дыхания;
- Развитие мелодико-интонационной стороны речи;
- Развитие мелкой моторики;
- Подготовка органов артикуляции к работе над звуком.
- ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,
Задача обучения: постановка звуков – это вызывание отсутствующего звука. Классификация постановки по Рау:
Имитационный (по подражанию); Механический;
Смешанный (слог га от слога да) – перевод из одного артикуляционного уклада в другой с целью произнесения звуков другой группы.
От звука близкого по артикуляции (постановка С от И), (от опорного звука). От базового звука в этой группе (постановка от С всех свистящих и шипящих). Использование приемов логоритмики (фонетическая ритмика).
- АВТОМАТИЗАЦИЯ – введение «поставленного» звука в речь.
Ольга Владимировна Правдина три уровня нарушений для выделения направления коррекционной работы:
- ой уровень – ребенок не может правильно произнести звук сам и не может повторить его вслед за логопедом.
- ой уровень- ребенок изолированно произносит правильно (иногда правильно произносит в слогах и словах простой слоговой структуры, а в словах и слогах сложной слоговой структуры выпускает). Коррекционную работу начинаем с автоматизации.
- ий уровень – ребенок изолированно в слогах и словах разной слоговой структуры вслух произносит правильно, но в потоке спонтанной речи, заменяет другим правильно произносимым звуком. Работа начинается с дифференциации звуков.
- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ – различение звуков, близких по акустико- артикуляционным признакам.
- ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.
Основные требования:
- Оптимально дозировать коррекционный лексический, грамматический и наглядный материал;
- Сокращать и упрощать или, наоборот, усложнять предлагаемые занятия;
- Вводить чтение и письмо для детей, освоивших письменную речь;
- Предлагать задания для самостоятельной отработки;
- Варьировать произносительные задания: речевые игры за столом «Эхо»,
«Повторялки», «Передай дальше», «Скажи громко» и др.
- Привлекать различные анализаторы: слуховой, зрительный (работа перед зеркалом, рассматривание артикуляционных профилей, схемы, буквы, макеты слогов и слов); тактильный (ощущение вибрации голосовых связок ладонью, воздушной струи), кинетический и кинестетический (работа над звуком с закрытыми глазами, имитация артикуляционной позы и движения при помощи рук, физических упражнений и др.);
- Использовать индивидуальные приемы создания положительной мотивации коррекции, стимуляции и поощрения. Этапы работы над звукопроизношением. Своевременное использование в практической деятельности разных средств формирования правильного звукопроизношения – артикуляционной гимнастики, логопедических игр, упражнений и т.д. способствует эффективному устранению дефектов произношения у детей с нарушениями речи.
ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ
Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу на одном из этапов постановки звуков, сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
На этапе автоматизации главная цель- добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях, в свободной речи.
Доступнее всего это проходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей дошкольников.
Ниже приведены примеры упражнений на стадии автоматизации и дифференциации звуков.
- Автоматизация изолированного звука
Закрепление поставленного звука осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой. Т.ж. для закрепления поставленного звука и для формирования правильного вдоха и длительного выдоха используется пособие «Дорожка». На данной дорожке имеются
«пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
При этом логопед обязательно следит, чтобы при вдохе ребенок не поднимал плечи и не делал так называемый «насыщенный» вдох, при котором кожные покровы лица начинают краснеть.
- Автоматизация звуков в открытых и закрытых слогах
Материал для автоматизации преследует не только цели закрепления правильного звука, но и развитие мелкой моторики и активации межполушарного взаимодействия. Логопед просит ребенка при произнесении звука ставить пальцы на кружки нарисованной ладони соответственно. Сначала отрабатывается правая рука, затем левая. А потом одновременно обе.
Используя пособие «Улитка» логопед имеет возможность в горизонтальной прорези квадрата, который находится в середине «улитки», помещать изображение комара, змей, и т.д. Ребенок ставит указательный палец на начало «завитка улитки» и произносит заданный звук. При необходимости сделать дополнительный вдох – останавливается, делает вдох и продолжает движение пальца.
«Пальчики здороваются» - на каждый палец ребенка одеваются наперстки с буквами, соединяя пальчики он проговаривает слоги с отрабатываемым звуком.
«Ножки» данная методическая разработка способствует развитию статических и динамических движений пальцев рук. Ребенок при выполнении этого упражнения должен не только удерживать пальцы рук в позиции «ушки», но и попеременно переставлять пальцы по кружкам. При этом указательный и средний палец выполняют роль «ножек», которые «идут» по дорожке: синий/зеленый кружок, красный кружок.
Если ребенок допускает ошибку в произношении автоматизируемого звука, то возвращается на старт.
- Дифференциация звуков в словах
Для этого можно использовать стихи, в которых перед ребенком стоит выбор движения по стрелке. Взрослый читает четверостишие, а ребенок соединяет линией объект и предмет стихотворения. Пример: различение С-Ш
В клетке живет старая, умная… КРЫСА
А у нашего, дома совсем старая, дырявая…КРЫША У строителя на голове… КАСКА
В кастрюле на обед…. КАШКА
«Домик» логопед предлагает ребенку разложить предлагаемые предметные картинки на 2 домика: в одном «живут» картинки, в предлагаемом варианте, со звуком Р, а в другом – в котором – нет этого звука.
«Говорящие руки»
Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш, а правую А. Давай попробуем. Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно также правая рука «Обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш-А, Ш-А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Ступеньки»
Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание осталось прежним.
«Ромашка»
В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках ромашки пишутся гласные звуки. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы.
«Раз-шажок, два-шажок»
Ребенок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
«Телеграмма»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называется звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто-то неправильно повторил звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адресата, игра начинается заново. Упражнение также используется для развития фонематического восприятия.
«Добавляй слог»
Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом.
«Кнопочки»
Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.
В результате систематической коррекционно-логопедической работы с детьми по коррекции звукопроизношения улучшаются как речевые, так и неречевые (внимание, память, мышление) возможности ребёнка. Совершенствуя устную речь, создаётся база для
письменной речи, для овладения письмом и чтением, то есть для успешного обучения в школе.
ТЕМА: Звук Л.
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения. ЦЕЛЬ: Коррекция произношения звука Л.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать мелкие движения пальцев рук и готовить руки к письму.
- Развивать внимание и память.
- Развивать пространственную ориентацию и мышление.
- Учить детей согласовывать движения с речью.
- Развивать связную речь.
- Совершенствовать звуковой анализ и синтез. ОБОРУДОВАНИЕ: тетрадь, спички, игрушки ослик. ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Лопатка», «Чашечка», «Барабан», «Грибок», «Болтушка»,
«Накажем непослушный язычок». Разминка для кистей и пальцев рук.
«Кулак – кольцо»
Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочерёдно с большим пальцем образуют кольцо (усложнённый вариант).
Голосовые и дыхательные упражнения.
- Надувание щёк одновременно и поочерёдно.
- Выдыхание воздуха в бока с прикушенным кончиком языка.
- «Пароход гудит» - длительное гудение Ы-Ы-Ы с припущенным кончиком языка и «улыбкой» (попеременно шёпотом, тихо и громко).
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы будем закреплять наше умение правильно произносить звук Л.
Артикуляция звука.
Логопед: Давай вспомним, как правильно нужно произносить этот звук.
Логопед совместно с ребёнком вспоминают , что при произнесении звука Л: губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; язык распластан лопаткой и его кончик поднят и прижат к верхним зубкам; боковые края языка опущены.
Логопед предлагает ребёнку произнести звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
Произнесение обратных слогов с изменением ритмического рисунка.
ал – ал - ал – ал – ал ал – ал – ал - ал – ал
ыл – ыл - ыл – ыл – ыл ыл – ыл – ыл - ыл – ыл ил – ил - ил – ил – ил ил – ил – ил - ил – ил Напомнить ребёнку о «переключении» губ .
ол – ол - ол – ол – ол ол – ол – ол - ол – ол
ул – ул - ул – ул – ул ул – ул – ул - ул – ул
Проговаривание обратных слогов и закрытых простых слов.
ал – ал – ал | - бал | ал – ал – ал | - мал | |
ал – ал – ал | - вал | ел – ел – ел | - мел | |
ал – ал – ал | - зал | ел – ел – ел | - пел | |
ал – ал – ал | - дал | ел – ел – ел | – сел | |
ыл – ыл – ыл | - | был | ыл – ыл – ыл - ныл | |
ыл – ыл – ыл | - | выл | ил – ил – ил - мил | |
ыл – ыл – ыл | - | мыл | ил – ил – ил - вил | |
ыл – ыл – ыл | - | пыл | ил – ил – ил - пил | |
ыл – ыл – ыл | - | тыл | ил – ил – ил - бил | |
Напомнить ребёнку о «переключении» губ. | ||||
ул – ул – ул | - стул | ёл – ёл – ёл | - мёл | |
ул – ул – ул | - мул | ёл – ёл – ёл | - вёл | |
ол – ол – ол | - гол | ёл – ёл – ёл | - осёл | |
ол – ол – ол | - вол | ол – ол – ол | - пол | |
ол – ол – ол | - зол | ол – ол – ол | - кол |
- Запомни, повтори.
бал – бол – был – бил мал – мол – мул – мыл
вал – вол – выл – вёл мел – пел – сел – бел
пил – мил – вил – бил был – выл – мыл – ныл
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Заучивание скороговорки.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл. (игрушка ослик)
Подбери к схемам слова.
Подбор слов к схемам и произнесённых на занятии.
Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
- Начертить в воздухе пальцами обеих рук поочерёдно букву Л.
- Сложить букву Л из спичек.
- Напечатать Л в тетради.
Повторение.
- Повторить артикуляцию звука Л.
- Повторить заученную скороговорку.
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно тебе? Логопед обращает внимание ребёнка на его затруднения и успехи.
ТЕМА: Звук Р.
Подгрупповое занятие по коррекции звукопроизношения.
ЦЕЛЬ: Учить произносить звук Р в словах, словосочетаниях и предложениях со звуком Т. (ТР+гласный, РТ+гласный).
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать мелкие движения пальцев рук и готовить руки к письму.
- Развивать внимание и память.
- Развивать пространственную ориентацию и мышление.
- Учить детей согласовывать движения с речью.
- Развивать связную речь.
- Совершенствовать звуковой анализ и синтез.
- Развивать лексико-грамматический срой речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: вертолёт, паровоз, пароход, грузовик, троллейбус, трамвай, парашютист; тетрадь; 10 картинок с трамваями.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадки», «Грибок», «Гармошка», «Пулемёт». Разминка для кистей рук.
«Кулак – ребро - ладонь».
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы будем закреплять наше умение правильно произносить звук Р.
Артикуляция звука.
Логопед: Давай вспомним, как правильно нужно произносить этот звук.
Логопед совместно с детьми вспоминают , что при произнесении звука Р: губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним зубкам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.
Логопед предлагает детям произнести звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо и шёпотом.
Запомните и повторите слова и слоги.
Слоги:
тра – тро – тру – тры атр – отр – утр – ытр
тро – тру – тры – тра отр – утр – ытр – атр
тру – тры – тра – тро утр – ытр – атр – отр
тры – тра – тро – тру ытр – атр – отр – утр
рта – рто – рту – рты арт – орт – урт – ырт
рто – рту – рты – рта орт – урт – ырт – арт
рту – рты – рта – рто урт – ырт – арт – орт
рты – рта – рто – рту ырт – арт – орт – урт
Слова.
трамвай – трактор – троллейбус – транспортёр борт – корт – порт – спорт
торт – март – старт – парта корт – ватрушка – торт - аккорд
«Найди лишний».
Детям предлагаются картинки, которые надо рассмотреть, правильно назвать, найти среди них лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. Оставшиеся картинки назвать одним обобщающим словом.
Картинки: вертолёт, трамвай, троллейбус, паровоз, парашютист, грузовик, пароход.
Физкультминутка.
Я везу свою машину
На веревке очень длиной. Я на красный свет стою,
На зеленый я иду.
И решил, что очень скоро Стану дяденькой шофером.
- Образование признаков к слову транспорт (какой?) транспорт на железной дороге – железнодорожный транспорт транспорт под землёй –
транспорт в воздухе – транспорт в море – транспорт под водой – транспорт в космосе – транспорт на земле – транспорт для спорта – транспорт для торговли –
транспорт для перевозки пассажиров – транспорт для перевозки грузов –
Посчитать до 10 и обратно «трамвай».
Используются картинки, которые докладываются или убираются.
Один трамвай, два трамвая, три трамвая…пять трамваев…десять трамваев, девять трамваев…один трамвай.
Спрягать в настоящем времени.
- Работать на грузовом транспорте.
- Руководить транспортировкой грузов.
Составление схемы слова «контролёр».
Каждый в своей тетради. Образец схемы: КОНТРОЛЁР
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно вам?
Логопед обращает внимание детей на их затруднения и достижения.
ТЕМА: Дифференциация [Ч] - [Щ].
Подгрупповое занятие по коррекции звукопроизносительной стороны речи. ЦЕЛЬ: Учить дифференцировать звуки Ч и Щ.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать мелкие движения пальцев рук и готовить руки к письму.
- Развивать внимание и память.
- Учить детей согласовывать движения с речью.
- Развивать связную речь.
- Развивать лексико-грамматический срой речи.
- Продолжать автоматизировать звуки Ч и Щ.
- Продолжать закреплять навыки чтения.
ОБОРУДОВАНИЕ: тетрадь, большая касса букв, индивидуальные кассы букв и слогов.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Дыхательное упражнение.
«Погреем ладошки» (дуть тёплым воздухом на одном выдохе). Разминка для кистей рук.
«Фонарики» (вращение свободными кистями рук по 10 раз.
«Ножницы» (разведение пальцев в сторону по 10 раз).
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы продолжим отличать друг от друга звуки Щ и Ч.
Артикуляция звуков.
Логопед: Давай вспомним, чем они отличаются.
Логопед совместно с детьми вспоминают , что при произнесении звука Ч кончик языка смыкается с основанием верхних зубов, а затем резко отходит назад; звук звучит коротко и напряжённо. А Щ звучит длительно и мягко и получается, если долго тянуть звук Ч. Логопед предлагает детям произнести попеременно звуки Ч – Щ, Щ – Ч.
Запомните и повторите слоги.
Слоги: | ||
ча – чо – чу – чи | ач – оч – уч – ич | |
чо – чу – чи – ча | оч – уч – ич – ач | |
чу – чи – ча – чо | уч – ич – ач – оч | |
чи – ча – чо – чу | ич – ач – оч – уч | |
ща – що – щу – щи | ащ – oщ – ущ – ищ | |
що – щу – щи – ща | ощ – ущ – ищ – ащ | |
щу – щи – ща – що | ущ – ищ – ащ – ощ | |
щи – ща – що – щу | ищ – ащ – ощ – ущ | |
ча – ча – ща | ща – ча – ща | че – че – ще |
ча – ща – ща | ща – ща – ча | че – ще – че |
ча – ща – ча | ща – ча – ча | че – ще – ще |
ще – ще – че | ач – ач –ащ | еч – ещ – еч |
ще – че – че | ач – ащ – ащ | еч – еч – ещ |
ще – че – ще | ач – ащ – ач | ещ – еч – ещ |
- Игра «Наоборот»
Дети делятся на две команды. Одна команда читает слоги с Ч, которые логопед составляет на доске, игроки второй команда заменяют слоги с Ч на слоги с Щ. Затем команды меняются, игроки второй команды читают на доске слоги с Щ, а игроки первой команды заменяют их на слоги с Ч.
Используется большая касса букв.
ча – ча – ча - ща – ща – ща ащ – ащ – ащ - ач – ач – ач чо – чо – чо - ощ – ощ – ощ -
чу – чу – чу - ущ – ущ – ущ -
чи – чи – чи - ищ – ищ – ищ -
че – че – че - ещ – ещ – ещ -
Работа с индивидуальными кассами букв и слогов.
Дети по инструкции логопеда собирают слова: помечать, лещи, мощёный, получить. Далее по инструкции логопеда буквы Ч заменяются в словах на буквы Щ, а буквы Щ на буквы Ч. Дети читают получившиеся слова. Значения непонятных слов объясняется логопедом.
Получаются слова:
помечать – помещать лещи – лечи
мощёный – мочёный получить – полущить
- Физкультминутка. Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, Щеки моет, шейку трет. Подметает хомка хату И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
Задание в тетрадях.
Внимательно вслушайтесь в слова во 2-ом столбике, слова со звуком Щ стрелочкой направьте вправо, в 3-ий столбик. А слова со звуком Ч стрелочкой – влево, в 1-ый столбик.
птичий | ||
щетина | ||
щебета | ||
почтал | ||
чемпион | ||
чтение | ||
ущелье |
Игра с мячом.
Дети встают в кружочек, передают мяч в руки следующему по кругу по часовой стрелке, произнося слова:
чаща, чищу, чище, чудище, точильщик, часовщик, чудовище, чудовищный, очищенный, мчащийся, чистилище, щелкунчик.
Затем дети встают полукругом, в центре логопед, который кидает мячик ребёнку (всем по очереди) и произносит слова; ребёнок ловит мяч и образует от доставшегося ему слова слово – признак.
Слова:
читать - ученик (какой?) - читающий скучать - человек (какой?) - скучающий чистить - паста (какая?) -
чихать - котёнок (какой?) - качаться - ветки (какие?) - печатать - станок (какой?) - стучать - двигатель (какой?) - лечить - врач (какой?) - мчаться - машина (какая?) - начинать - учитель (какой?) -
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно вам?
Логопед обращает внимание детей на их затруднения и достижения.
ТЕМА: Звук С.
Подгрупповое занятие по коррекции звукопроизносительной стороны речи. ЦЕЛЬ: автоматизация звука С.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать мелкие движения пальцев рук и готовить руки к письму.
- Развивать внимание и память.
- Учить детей согласовывать движения с речью.
- Развивать связную речь.
- Развивать лексико-грамматический срой речи.
- Поставить звук С и начать его автоматизировать в слогах СА, СЫ.
- Продолжать учить звуковому анализу слов типа сын, сам.
ОБОРУДОВАНИЕ: 10 картинок с изображением осы; тетради; картинки: самокат, усы, бусы, сапоги, сани, осы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок». Упражнения для пальчиковой гимнастики.
Сжимание пальцев рук в кулак и разжимание по 20 раз:
- ладонями вверх;
- ладонями вниз;
- обеих рук одновременно;
- правой и левой рукой по очереди.
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы продолжим учиться правильно говорить звук С.
Артикуляция звука.
Логопед: Давай вспомним, как правильно произносится звук С.
Логопед совместно с детьми вспоминают , что при произнесении звука С губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, кончик языка прячется за нижними зубками, воздушная струя холодная и длительная и направлена по «желобку» по середине язычка.
Дети длительно тянут звук: С-С-С-С.
- Автоматизация в слогах и словах. Слоги с изменением ритмического рисунка и ударения: са – са - са – са – са са – са – са - са – са
сы – сы - сы – сы – сы сы – сы – сы - сы – сы – сы
са – са – са сы – сы – сы
са – са – са сы – сы – сы
са – са – са сы – сы – сы
Слова:
са – са – са - сад оса осы
са – са – са - сани коса косы
са – са – са - сын касса кассы са – са – са - сыпать
писать, усы, бусы, сыт, сынок, сапоги, самокат, самбо, самоходка.
Игра «Запомни, повтори»
сад – сын – сани сад – сани – сын
сын – сани – сад сын – сад – сани
сани – сын – сад сани – сад – сын
- Физкультминутка. Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
- Посчитай до 10 и обратно. Посчитать изображённых на картинках ос. Логопед добавляет и убирает картинки.
Образец: одна оса, две осы, три осы…пять ос…десять ос, девять ос…одна оса.
Задание в тетрадях.
Сделать полный анализ слов:
СЫН САМ
Найди слог СЫ.
Логопед объясняет детям, что слог СЫ есть в некоторых словах, но он спрятался и его надо найти. По картинкам (самокат, усы, бусы, сапоги, сани, осы).
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно вам? Давайте ещё раз вспомним, как правильно надо произносить звук С.
Логопед обращает внимание детей на их затруднения и достижения.
ТЕМА: Дифференциация[Ж] - [Ш].
Подгрупповое занятие по коррекции звукопроизносительной стороны речи. ЦЕЛЬ: учить детей дифференцировать звуки Ш и Ж..
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать мелкие движения пальцев рук и готовить руки к письму.
- Развивать внимание и память.
- Учить детей согласовывать движения с речью.
- Развивать связную речь.
- Развивать лексико-грамматический срой речи.
- Продолжать учить звуковому анализу слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: вишня, пижама, вешалка, ёжик, башня, жёлуди, мешок, мышка, шишка, жираф, ножи, ужи; тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
«Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем ручки». Упражнения для пальчиковой гимнастики.
«Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой и левой рук вместе
«бегают» по столу вперёд и назад.
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки Ш и Ж..
Артикуляция звука.
Логопед: Давай вспомним, чем отличаются звуки Ш и Ж. Логопед совместно с детьми вспоминают , что при произнесении Ш «звоночек» в горлышке не работает и что этот звук глухой и похож на шипение гуся или шипение змеи; а при произнесении звука Ж
«звоночек» в горлышке работает, поэтому этот звук звонкий и похож на жужжание жука.
Драматизация сказки «Гусь и Жук».
Логопед показывает и говорит, дети повторяют.
Шагают навстречу друг другу Жук и Гусь (по столу «бегут» навстречу друг другу указательный и средний пальцы обеих рук). Шагают они и поют свои песенки
Гусь: Ш – Ш - Ш Жук: Ж – Ж – Ж
Встретились Гусь с Жуком, поприветствовали друг друга (подняли и помахали пальчиками) и запели:
Гусь: ша – ша – ша Жук: жа – жа – жа шо – шо – шо жо – жо – жо
шу – шу – шу жу – жу – жу
ши – ши – ши жи – жи – жи
Дальше решили они идти вместе (указательный и средние пальчики обеих рук «бегут» вместе.) Устали они бежать и решили отдохнуть. И мы устали, и мы тоже отдохнём.
Физкультминутка.
ЖУК
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу (дети показывают),
Я с ромашками дружу, Тихо по ветру качаюсь (дети машут руками), Низко-низко наклоняюсь (нагибаются).
ГУСИ.
Гуси прилетели (бегают по кругу, машут крыльями) Возле моря сели (приседают)
Искупаться в море синем гуси захотели (плавательные движения) Лапки обмывали (ладонями поочерёдно потирают руки)
Крылья полоскали (махи внизу руками)
А солёную водицу гуси пить не стали (повороты головы в стороны) Полетим до дому, к берегу родному (бег по кругу, махи руками)
Там напьёмся из криницы ключевой водицы.
Игра - соревнование.
А после того, как они отдохнули, заскучали они и решили устроить соревнование, кто из них больше слов знает со своим любимым звуком.
Детям раздаются картинки( вишня, пижама, вешалка, ёжик, башня, жёлуди, мешок, мышка, шишка, жираф, ножи, ужи).
Задание: разложить картинки на 2 кучки: справа от себя положить картинки, в которых есть звук Ш, а слева – со звуком Ж. Посчитать количество картинок в правой и левой кучках и сообщить, кто выиграл.
Вариант ответа ребёнка: В левой кучке у меня: пижама, ёжик, жёлуди, жираф, ножи, ужи, потому что в этих словах есть звук Ж. А в правой кучке: вишня, вешалка, башня, мешок, мышка, шишка, потому что в этих словах есть звук Ш.
В левой кучке шесть картинок, а в правой тоже шесть. Никто не выиграл. Логопед: Значит ничья.
Задание в тетрадях.
Сделать полный анализ слов:
ЖУК ШАГИ
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли оно вам? Давайте ещё раз вспомним, чем отличается звук Ш от звука Ж.
Логопед обращает внимание детей на их затруднения и достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-58362-1358451081.jpg)
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников
Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...
Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.
Когда мы говорим об игровых технологиях коррекции поведения детей, имеем в виду системную работу включающую диагностику и комплекс игр, направленную на решение этой проблемы.Поведение дете...
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..
Технология коррекции звукопроизношения Коноваленко В.В., Коновалденко С.В....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601611-1425137891.jpg)
Технология коррекции звукопроизношения. М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова
Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения. Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематичес...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-38407-1484822159.jpg)
Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2017-2018 уч.г.
В отчете по инновационной деятельности "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена деятельность творческой группы на начальном этапе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-38407-1484822159.jpg)
Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2018-2019 уч.г.
В отчете "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена работа творческой группы на промежуточном этапе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/12/picture-1001242-1591978943.jpg)
Технология коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР (Фомичёва М.Ф)
Алгоритм работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР по этапам....