Мелкая моторика через пальчиковые игры
статья по логопедии
Подробное описание важности пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 169.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР, как средство развитие речи
(через пальчиковые игры)»
Ум ребёнка находится
на кончиках пальцев
В.А. Сухомлинский
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.
Функцию – общения, передача копленного человечеством опыта, регуляции поведения.
Основной вид деятельности дошкольников – игра общение.
Игровое общение есть тот необходимый баланс, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (речевые) игры, направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной) позволяет каждому ребёнку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Обследование детей имеющих речевые патологии, выявило, что у большинства воспитанников наряду с общей соматической ослабленностью замедленным развитием моторных функций речи наблюдается отставание а двигательной сфере. Учитель-логопед вместе с воспитателями Лого группы и специалистами составляют план коррекционной - развивающей работы с детьми.
Формирование общих речевых навыков у детей с ОНР осуществляется учителем – логопедом, воспитателями, специалистами родителями – как в дошкольном учреждении так и дома
При формировании общих речевых навыков у детей с ОНР важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи развивается наиболее интенсивно, а главное именно в это время она успешно поддаётся коррекции.
С чего начать? У детей имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание
Развитие мелкой моторики развивает гибкость, точность движения, память, мышление т,е, все отделы отвечают за речь.
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.
В систему игр включены: игровая пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, разные виды штриховок, раскрашивание, графическое письмо, нанизывание бус, мозаика, пазлы, деревянные палочки, массажные мячики, работа с трафаретами, шнуровка, выкладывание предметов из счётных палочек, материал для крупотерапии, для пластилинографии.
Особое внимание уделяем играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
В работе с детьми мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения (это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой).
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
Так как логопедическая группа работает в соответствии с лексическими темами, то для удобства мной была составлена картотека пальчиковых игр по лексическим темам. (Приложение)
Список литературы:
1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
3. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
6. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
7. СолнцеваВ. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru.
8. Гаврина С. Е. ,Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия развития, 1997г.
9. Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://nsportal.ru/
http://logoportal.ru/palchikovyie-igryi-dlya-detey-4-5-let/.html,
http://sibiraychok.ucoz.ru/index/igraem_vmeste_s_detmi/0-30
Работа
с
воспитателями
Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Консультация для воспитателей.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение.
У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс.
Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Вернемся в предысторию вопроса. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей “Сороки – белобоки”, “Ладушек” и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции речи высшей нервной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит – развитию речи.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга” - доказывает М.М. Кольцова.
Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук очень разнообразны. Сюда включают:
- самомассаж и массаж пальцев рук;
- предметную деятельность;
- пальчиковый игротренинг;
- занятия по изодеятельности.
Рассмотрим каждый вид в отдельности.
Основной задачей во время массажа и самомассажа является нормализация состояния тонуса мелких мышц кистей рук. Для этого используют приемы поглаживания, разминания, растирания, легкую вибрацию, похлопывание. Можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Всем знакома с детства “Сорока”, с помощью которой в процессе проговаривания взрослый производит поглаживания ладошки, затем поочередное растирание пальцев. В игре “Прятки”:
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали.
используется прием легкой вибрации, разминания. Во время массажа можно использовать грецкий орех, шишку, бусинку:
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
Возможно использование холодной и горячей воды попеременно. Аналогично применение кубика льда.
Следующий вид – предметная деятельность включает в себя игры и действия с игрушками и предметами. Для тренировки пальцев рук следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, пирамидки, мозаики, конструкторы, счетные палочки и многое другое.
Детям можно предложить следующие игры:
“Переложи игрушки”. Ребенок складывает в прозрачный сосуд мелкие предметы (пуговицы, фишки) сначала правой, затем, левой рукой.
“Шаловливый котенок” - смотать клубок ниток.
“Играем на балалайке” - между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку, перебирать ее, как струны балалайки.
“Выгладим платочки для мамы и дочки” - разгладить скомканный лист бумаги.
Хорошую тренировку движений пальцев обеспечиваютпальчиковые игры с речевым и без речевого сопровождения. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями. Самым простым является изображение пальцами разных фигурок.
1. “Флажок” - 4 пальца соединить вместе, большой опустить вниз.
2. “Очки” - соединить в кольцо большие и указательные пальцы.
3. “Стол” - левую ладонь сжать в кулак, поставив на стол, правую раскрытую положить сверху.
4. “Елка” - пальцы рук скрестить под углом друг к другу.
5. “Кораблик” - ладони округлить и прижать друг к другу.
Эти и другие упражнения можно просмотреть в книге С.Е. Большаковой “Формирование мелкой моторики рук”, И.Лопухиной “Логопедия. Ритм, речь, движения”, А.Е. Белая, В.И. Мирясова “Пальчиковые игры”, А.П. Савина “Пальчиковая гимнастика”, М.С. Рузина, С.Ю. Агронькин “Страна пальчиковых игр”.
Необходимо помнить, что упражнения проводят в медленном темпе, от 5 до 8 раз, сначала одной рукой, затем – другой, а в завершении – двумя руками вместе. Воспитателю необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными и четкими. Нельзя требовать от ребенка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одно подражание, постепенно переходим к другому.
Используя игровую ситуацию, а также подражательные способности детей, можно разыгрывать различные инсценировки: “На птичьем дворе”, “Мама – птичка и птенчики”, “На скотном дворе”. Дети изображают кистями рук птиц, животных и подражают им. Игры, обычно, проходят на высоком эмоциональном уровне.
Дети младшего возраста хорошо воспринимают игры для одной руки, более старшие дети осваивают игры, которые проводят двумя руками: например, одна рука домик, другая – кашка, или используют несколько событий, сменяющих друг друга.
Например, игра “Котята” - сжать пальцы в кулачок и разгибать по одному.
Один котенок пьет молочко
Оно такое вкусное, что идет
Еще один котенок.
Два котенка пьют молочко
Оно такое вкусное, что идет
Еще один котенок...
Большое место в развитии мелкой моторики руки детей отводится изобразительной деятельности. Детей учат раскрашивать, рисовать пальчиком, ладошкой, т.е. разными способами, работать ножницами, лепить. В процессе выполнения заданий у детей развивается и фразовая речь.
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.
Для обследования мелкой моторики рук предлагаются следующие упражнения: “Пальчики здороваются” - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. “Играем на пианино” - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
Выполняются 1-2 упражнения правой, левой и обеими руками.
“Птички клюют” - держа руку с карандашом на локте, по команде поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 сантиметров.
Планируя фронтальную и индивидуальную работу с детьми по развитию мелких мышц кисти руки необходимо привлекать к помощи и родителей. Посоветуйте, чем можно позаниматься с малышами дома, чтобы развить ручную умелость:
- запускать пальцами мелкие волчки,
- разминать глину, пластилин,
- катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шары,
- нанизывать бусы, пуговицы, сортировать крупу,
- наматывать клубки, проволоку,
- застегивать пуговицы, молнии, липучки,
- закручивать шурупы, гайки,
- складывать матрешек, пирамидки и многое другое.
Объясните родителям, что у детей с плохо развитой ручной моторикой возникают трудности во время шнуровки ботинок, застегивании пуговиц, эти дети неловко держат ложку, карандаш. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми с общим недоразвитием речи оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует в дальнейшем школьные трудности. Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития мелкой моторики.
Какие же общие рекомендации следует соблюдать по формированию сложнокоординированных движений руки?
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься “через силу” неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Занятия должны быть совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Ребенку всегда предлагается инструкция, которая должна быть простой, короткой и точной.
Повторение инструкций, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки расширяется, углубляется и становится важной частью подготовки к школе.
Список использованной литературы
1. Каминская Л.И., Никифорова Т.В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. Методическое пособие - М: Полиграф сервис, 1999. - 172 с.
2. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ “Сфера”, 2007. – 128 с.
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 - 9 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 2000. – 215 с.
4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004. – 78 с.
5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО “Изд-во Астрель”, ООО “Издательство АСТ”, ЗАО НПП “Ермак”, 2006. – 96 с.
План работы над темой
№ | Название, тема | Форма проведения | Срок выполнения | Отметка о выполнении |
2013-2014 учебный год | ||||
1. | Подбор и знакомство с методиками, направленными на развитие речи и мелкой моторики дошкольников с ОНР, через изучение литературы и материалов на сайте интернет. | Изучение | 2013-2014 | |
2. | Консультация у заместителя заведующего по ВМР. | Обмен опытом | 2013 | |
3. | Ежегодная диагностика детей логопатов. | Диагностика | Сентябрь 2013 | |
4. | Подбор материала в методическую копилку по данной теме. | Изготовление | 2013-2014 | |
5. | Составление перспективного плана. | Составление | 2013 | |
6. | Оформление папки по теме. | Составление | Декабрь 2013 | |
7. | Изготовить картотеку «Пальчиковые игры» | Изготовление | Январь 2014 | |
8. | Оформление папки-передвижки для родителей по данной теме: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ОНР» | Изготовление | Февраль 2014 | |
9. | Проведение НОД (развитие речи) с использованием изученного материала. | Проведение | 2013-2014 | |
10. | Проведение мастер-класса для воспитателей МБДОУ | Проведение | Май 2014 | |
2014-2015 учебный год | ||||
11. | Изучение опыта работы других педагогов по данной теме. | Изучение | Июнь – август 2014 | |
12. | Ежегодная диагностика детей логопатов. | Диагностика | Сентябрь 2014 | |
13. | Составление перспективного плана. | Составление | 2014 | |
14. | Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей с речевыми нарушениями» | Проведение | 2014 | |
15. | Оформление уголка «Умелые пальчики» | Изготовление | 2014-2015 | |
16. | Составление и оформление проекта по данной теме. | Составление и оформление. | 2015 | |
17. | Презентация проекта на педагогическом совете МБДОУ. | Презентация | Май 2015 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Пальчиковые игры» с использованием аппликации.
Развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;Отрабатывать аккуратность при складывании и наклеивании элементов солнцаВоспитывать интерес к процессу и результату работы, же...

Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук.
Самообразование в первой младшей группе по Тема: «Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковые игры для р...

Статья Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»
Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, осо...

Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры, как средство коррекции речевых нарушений у детей
quot;Источники способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли." В.А.Сухомлинский...

Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребенка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственого и эмоционального перен...

Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры.
Мелкая моторика очень вожна для развития детей. Я работаю с детьми младшего возраста и считаю, что важным средством для развития мелкой моторики и речи. являются пальчиковые игры и упражнения....

Методические рекомендации для родителей "Развитие речи и мелкой моторики через пальчиковые игры"
Методические рекомендации для родителей...