Консультация для педагогов «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»
консультация по логопедии
Нарушения фонетической и просодической стороны речи у детей внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами и имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Причины данного расстройства различные: это отягощенный анамнез, отклонения раннего речевого развития, состояние моторного праксиса, нарушение фонационного дыхания, (характеризующее как грудное, слабое, поверхностное, затухающее). Снижена сила и длительность ротового выдоха. Нарушена возможность произвольного изменения высоты голоса. У многих детей отмечается нарушение тембра, темпа, нарушение ритмической организации речи, а также отклонения в формировании фонетического уровня (характерен полиморфный антропофонический дефект произношения). Отмечалось так же нарушения ритмической организации движений и снижение самоконтроля, недостаточная сформированность восклицательной, вопросительной интонации, нарушения в расстановке логического ударения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для воспитателей:
«Формирование интонационной стороны речи у дошкольников»
Выполнила:
Учитель-логопед Фролкина А.В.
2025 г.
Нарушения фонетической и просодической стороны речи у детей внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами и имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Причины данного расстройства различные: это отягощенный анамнез, отклонения раннего речевого развития, состояние моторного праксиса, нарушение фонационного дыхания, (характеризующее как грудное, слабое, поверхностное, затухающее). Снижена сила и длительность ротового выдоха. Нарушена возможность произвольного изменения высоты голоса. У многих детей отмечается нарушение тембра, темпа, нарушение ритмической организации речи, а также отклонения в формировании фонетического уровня (характерен полиморфный антропофонический дефект произношения). Отмечалось так же нарушения ритмической организации движений и снижение самоконтроля, недостаточная сформированность восклицательной, вопросительной интонации, нарушения в расстановке логического ударения.
Интонационная сторона речи у детей часто формируется фрагментарно, что негативно сказывается на процесс преодоления речевых нарушений. Разработка целостной системы формирования паралингвистических компонентов речи позволяет определить основные задачи логопедического воздействия:
- развитие физиологического и фонационного дыхания;
- развитие голоса;
- формирование голосовых модуляций и экспрессивного умения использовать их для выражения различных интонационных структур;
- эмоциональной лексики;
Коррекционная работа проводится в несколько этапов.
На первом (подготовительном) этапе внимание уделяется развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Вначале формируется диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию с использованием контроля с помощью ладони ребенка. Первые дыхательные движения должны выполняться лежа, так как в этом положении легче дышать правильно, чувствовать паузу, затем в положении сидя и стоя.
С целью закрепления диафрагмально-реберного типа дыхания, развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот с детьми проводятся упражнения на развитие фиксированного и форсированного выдоха, на умение их сочетать, а также дифференцировать ротовой и носовой выдох с обязательной паузой после вдоха.
Для длительного и плавного выдоха необходимы специальные упражнения с постепенным их усложнением, произнесением отдельных звуков, затем слов, коротких фраз, стихотворений. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем – без нее. Задания выполняются в игровой форме по подражанию или словесной инструкции.
Таким образом, в ходе работы над речевым дыханием, тембром, темпом, силой, высотой голоса, длительностью и умением произвольно изменять голосовые модуляции в процессе речи создается основа для развития интонационно-выразительной ее стороны.
На втором этапе формируется ритмическая организация высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, усвоение ритмики слова и предложения.
Ритмические упражнения подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности и способствуют ее развитию. К ним относятся: выполнение ударения в начале, середине, конце отрезка; отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура слова, стихотворения, фразы, подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре; имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).
Основная задача III этапа - формирование представлений об интонационной выразительности речи, которая проводится в две стадии.
1. Развитие восприятия видов интонации:
- общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение);
- развитие восприятия интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного типа (знакомство с интонационной структурой; определение картинки-символа; упражнения на выделение интонационной структуры из текста);
- дифференциация различных типов интонационных структур.
2. Формирование интонационной выразительности речи, проводимое с помощью упражнений:
- по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего над синтагматическим ударением;
- вопросительного предложения без вопросительного слова характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением;
- вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем вначале предложения вопросительном слове;
- восклицательного предложения характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, просьбе).
В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками. На начальных этапах работы отрабатываются интонации по подражанию; детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за взрослым, а затем самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т.д.), необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку какие средства интонирования нужно применить. Таким образом, у детей формируется умение интонационно и эмоционально окрашивать свою речь, что позволяет перейти к следующему этапу работы.
На четвертом этапе решаются задачи формирования умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности и развития эмоциональной лексики, позволяющей вербализовать эмоциональную выразительность. Для этого разработан комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, выражающих:
- радостные чувства и положительную оценку фактов действительности, например: Ай-ай-ай, О!, Браво!, Вот это да! и др.
- тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности (горе, печаль, тревогу, ужас, досаду): А_А_А!, Ах!, Ох! Увы!, Беда!, Горюшко!, Фу!
- удивление, например: Ой!, У-у!, Ужас!.
Эта работа может проводиться на материале стихотворений К.И. Чуковского («Доктор Айболит», «Тараканище» и др.), предложений , коротких рассказов, историй, наказов, сказок с использованием средств паралингвистического выражения эмоций; мимики, жестов, пантомимики.
На заключительном этапе дифференциации интонационной выразительности в экспрессивной речи дети произносят различные предложения с определенной интонацией или целевой установкой словесного действия. Здесь речевая ситуация мысленно воссоздается самим говорящим. Овладение детьми умением точно передавать свои эмоциональные эмоции сказочных героев подготавливает их к усвоению эмоциональной лексики, употребление которой неразрывно связано с интонационным выражением.
Формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных, связных высказываний и речевой коммуникации – весьма продолжительный этап. Обучение детей эмоциональной лексике, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, способствует мотивации ее употребления в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях. Поставленная цель обусловливает выполнение задач:
- расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица;
- формирование синонимических и антонимических отношений;
- развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.
Эмоциональная лексика, состоящая из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны, обогащается с помощью словарного запаса, развития практических навыков их употребления в словосочетаниях, предложениях и в связных высказываниях для более точной и полной передачи мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Цель: развитие чувства ритма, соотнесение движения, руками, ногами, туловищем с ритмом речи....

Консультация на тему: "Формирование интонационной выразительности речи дошкольников"
Содержит работу по формированию выразительности речи дошкольников. ...

Консультация: «Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».
Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии, внешне сходные по своим проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, имеют, однако, свой специфический механизм, длит...
«Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с дизартрией».
Речевое общение - это сложный и многосторонний процесс. Развитие детской речи - одна из важнейших проблем в общей и специальной психологии и педагогике. В данных программах не выделены разд...

Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников
Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников...

Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников
Роль эмоционального интеллекта в формировании интонационной стороны речи дошкольников...

Консультация для педагогов "Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией"
Формирование просодической стороны речиу детей дошкольного возраста с дизартрией ...