Сказка – универсальный метод воздействия в работе логопеда.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Сказка – универсальный метод воздействия в работе логопеда.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,
читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,
читайте им еще больше сказок»
Альберт Эйнштейн
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. В “Концепции модернизации российского образования” наряду с задачей – внедрения новых технологий в образовательный процесс ДОУ, обозначена задача воспитания духовности и нравственности у дошкольников. Сказка — эффективное средство воспитания духовности и нравственности у дошкольников на логопедических занятиях.
Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у детей с ОВЗ считается комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Применяемые приёмы сказкотерапии позволяют детям с ОВЗ получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- автоматизация и дифференциация звуков и так далее.
Коррекционно -воспитательные задачи:
- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно –образовательные задачи:
- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;
- обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:
* речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:
* используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д.
* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Далее приведу пример лишь некоторых игр и упражнений, которые используются в совместной деятельности с детьми, имеющих нарушение речи.
Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.
Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).
Цель: работать над длительностью речевого выдоха.
Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:
«пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».
Также используются игры и упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания.
Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Игра «Сказки перепутались»
Цель: развитие памяти, внимания и воображения
Детям предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.
Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки),
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Литература.
1.Система занятий на основе русских народных сказок для детей разных возрастов рекомендована в книге О.Б.Сизовой «Шесть шагов к развитию речи».
2. Занятия на основе сказок для детей 6-7 лет разработаны в книге А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет».
3. «Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольнлго и младшего школьного возраста» (серия МАСТЕР-КЛАСС ЛОГОПЕДА) О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина. издатльство «Каро», С.-П., 2007г.
4. «Умные сказки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
5. «Сказки. Игры. Загадки», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
6. «Поиграем в сказку», ЗАО «Олма Медиа Групп», Москва, 2013г. (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314229-1381570251.jpg)
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379181-1389355558.jpg)
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-969415-1510502323.jpg)
Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-969415-1510502323.jpg)
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118734-1349625640.jpg)
Крупотерапия как здоровьесберегающий метод воздействия в работе логопеда.
Технология использования крупотерапии многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи....
Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/04/picture-1433383-1667588461.jpg)
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....