Конспект подгруппового логопедического занятия с элементами экспериментирования в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет Тема: «Путешествие в страну звуков. Автоматизация звука Р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
автоматизировать звук [Р]. Развивать познавательную инициативу детей, учить устанавливать причинно-следственные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s_elementom_eksperementirovaniya.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «СОШ № 108» г.Улан-Удэ
Конспект подгруппового логопедического занятия
с элементами экспериментирования
в группе комбинированной направленности
для детей 5-6 лет
Тема: «Путешествие в страну звуков.
Автоматизация звука Р»
Подготовила:
учитель-логопед
Поплевина Е.А.
Цель: автоматизировать звук [Р]. Развивать познавательную инициативу детей, учить устанавливать причинно-следственные отношения.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Формировать знания детей о физической природе звука с помощью опытов, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования.
- Закрепить навыки правильного произношения звука [Р] в словах, предложениях.
- Упражнять в определении наличия звука [Р] в словах.
- Упражнять в умении согласовывать существительные с числительными.
- Развивать умение составлять предложения, используя мнемосхемы.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, внимание.
- Формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: Стол маленький, контейнер с водой, камешки, стаканы с резинками, шарф, зеркало
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие, но туда можно отправиться только тогда, когда вы будете уверены в своих знаниях и будете готовы преодолеть трудности, которые встретятся нам на пути. Вы готовы? (Да)
А вот и первая трудность: вы должны с закрытыми глазами отгадать, что я делаю:
- хлопаю в ладоши;
- шагаю на месте;
- рву бумагу;
- переливаю воду;
- шуршу пакетом;
(Ответы детей).
Логопед: Как вы узнали, что я делаю, ведь вы ничего не видели?… (Услышали, определили по звуку.)
Логопед: Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он. И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке.
Я приглашаю вас в страну «Звуков».
Ребята, посмотрите, кто-то оставил нам письмо! Давайте откроем. (Видео с голосом Звуковичка на Умном зеркале)
«Я, хозяин звуковой страны, Звуковичок. Очень рад всем гостям. Вы оказались в моей сказочной стране, и я предлагаю вам поиграть и выполнить мои задания, за каждое задание вы будете получать Светлячка. Справившись с ними, вы сможете поиграть с Светлячками»
II. Основная часть.
- «Как распространяется звук»
Логопед: Кто из вас знает, как распространяется звук? (Ответы детей)
Проведем эксперимент: произнесите по очереди любой звук. …. Как распространились сейчас звуки? (Сейчас звук распространился по воздуху) Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей)
Логопед: Звук – это волны, Звук может распространяться по воздуху. Мы его слышим, но не видим.
А хотите увидеть звуковые волны?
«Опыт с водой и камешками»
Логопед бросает в ёмкость с водой камешки и спрашивает у детей, что они услышали и увидели (Всплеск воды, по воде расходятся круги, похоже на волны)
Вывод: Звук может передаваться по воде.
Опыт «Звучащий стакан»
Логопед предлагает детям взять стакан с резинкой, и побренчать ею, как струной. Что произошло? (Услышали звонкий звук)
Логопед: Как звук добрался до уха? (Ответы детей)
Здесь звук передался по твердому телу. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов (очень быстрые движения взад-вперёд) вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.
Вывод: Звук передается по твердому телу.
Логопед: Что же мы узнали из наших опытов? (Звук – это волны. Звук передаётся по воздуху, воде и твёрдому телу)
Логопед: Ребят, в первом эксперименте мы произносили разные звуки. А кто из вас знает, как называются звуки, которые произносит человек? (Речевые)
Что помогает нам произносить речевые звуки? (Органы артикуляции.)
Какие органы артикуляции вы знаете? (Дети перечисляют)
Очень важный артикуляционный орган – это голосовые связки.
(изображение на экране)
Голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется). Разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.
Логопед: Звуковичок предлагает Вам выполнить артикуляционную гимнастику. (Умное зеркало)
- Артикуляционная гимнастика
- «Заборчик»
- «Блинчик»
- «Парус»
- «Маляр»
- «Лошадка»
- «Лошадка застряла в болоте»
- «Молоточек»
Логопед: для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?
- Как потрогать звук? Опыт со звуком Р.
Логопед: Ребята, хотите потрогать звук? Тогда вспомните, над каким звуком мы сейчас работаем? (Над звуком Р)
Да, а кто из вас помнит, как произносится звук «Р».
• Что делают губы? (улыбаются)
• В каком положении зубы? (чуть раздвинуты)
• Что делает язык? (дрожит за верхними зубами)
Молодцы. А теперь давайте все вместе произнесём звук Р. Что вы почувствовали, что происходит с языком? (Язык вибрирует)
Мы почувствовали движение воздуха, ощутили вибрацию языка. Звуковая волна встретила преграду – язык и заставила его дрожать. Мы смогли потрогать звук. Ощутить его.
4.Физминутка
5.Автоматизация звука Р в словах. «Назови предметы, в названии которых есть звук Р»
Логопед: Ребята, Звуковичок приготовил для Вас задание.
(На экране для каждого ребенка появляется набор картинок.
Дети называют только картинки, в которых есть звук Р, чётко его проговаривая+ место звука в слове.)
- Автоматизация звука Р в словосочетаниях «Воздушные шары»
На экране изображены 2 белых воздушных шара, далее появляются предметы черного и красного цвета. Необходимо нарисовать шарику ленточку такого цвета(Используя кисточку) ,как и предмет, который появился и назвать словосочетание:
Красный помидор;
Красный мухомор;
Черная ручка;
- Автоматизация звука Р в предложениях с использованием мнемосхем.
На экране появляются предложения, зашифрованные в мнемосхемах.
Дети произносят предложения.
Логопед: Вот наше путешествие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями Звуковичка и теперь можете открыть баночку с Светлячками.
III. Итог.
Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Что узнали нового?
(Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось больше всего.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Домашние животные"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....
Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"
Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...
Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»
Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в страну чистой речи"
игровое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с общим недоразвитием речи 3 уровня...
Конспект интегрированной НОД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Путешествие в страну звуков»
Формирование эмоционального положительного фона занятия.Закрепление видов транспорта).Логопед. Ребята давайте встанем в круг и поприветствуем, друг друга ладошкой правой руки и вспомним названия транс...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель: закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные:- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, п...