Международный сборник практических и методических статей.
статья по логопедии

Инновационные технологии в работе учителя - логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Тирикбаева В.К.

МБДОУ «Детский сад «Журавушка»

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

Любой практический материал учителя-дефектолога можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

152

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым

«микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую. Дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико- грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Арт-терапевтические технологии. Положительные результаты приносит включение в коррекционно- развивающий процесс арт-терапии (арт-терапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Виды арт-терапии:

 музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);

 кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика);

 сказкотерапия;

 мнемотехника;

 креативная игротерапия (песочная терапия).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. На занятиях использую следующие приемы музыкотерапии:

– прослушивание музыкальных произведений.

– Ритмические движения под музыку.

– Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

– Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего состояния детей, улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

 нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

 стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);

 улучшение общего состояния детей;

 улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

153

 коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

 стимуляции речевой функции;

 нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

 формирование навыков словообразования;

 формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики. Телесноориентированные техники:

 растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;

 упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

 дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

 развивают мозолистое тело;

 повышают стрессоустойчивость;

 улучшают мыслительную деятельность;

 способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка»,

«Зайчик – коза – вилка» и др.

Логопедический массаж. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи. Пальцевый массаж

 массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

 прищепочный массаж;

 массаж орехами, каштанами;

 массаж шестигранными карандашами;

 массаж четками;

 массаж зондами, зондозаменителями;

 массаж приборами Су-Джок терапии.

Элементы сказкотерапии. Коррекционные задачи:

 создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

 совершенствование лексико-грамматических средств языка;

 совершенствование звуковой стороны речи;

 развитие диалогической и монологической речи;

 эффективность игровой мотивации детской речи;

 взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

 сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

154

 создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

 приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Мнемотехника. Мнемотехника в переводе с греческого – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Мнемотехника помогает в развитии:

 связной речи;

 ассоциативного мышления;

 зрительной и слуховой памяти;

 зрительного и слухового внимания;

 воображения;

 ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Песочная терапия. Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Задачи, которые решаются на занятиях:

 Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

 обогащению словарного запаса;

 развитию связной речи;

 побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

 развитию фантазии и образного мышления.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Приоритетная задача применения компьютера в работе состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности. На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивныеигры для развития фонематических процессов.

155

Список литературы:

1. Крупенчук, О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. – Литера, 2008

2. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на статью в сборнике Международной научно-практической конференции от 23-25 апреля 2012 года, г. Москва

Статья "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании", опубликованная в сборнике СМИ "НУМИ" материалов Международной научно-практической конференции "Инновационные проце...

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции

Статья "Важность семейного воспитания в процессе развития детей дошкольного возраста"...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Публикация Статьи в сборнике "Опыт практической деятельности педагога" в рамках II Международной научно - практической конференции

Научно - методическая работа "Творческий проект "Чудо-фантики" для детей старшей группы"...