как научить ребенка читать
консультация по логопедии (подготовительная группа)
обзор методик обучения чтению. преимущества и недостатки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_chitat.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка читать: методики обучения чтению.
Все родители задаются вопросом, когда нужно учить ребенка читать? Актуальность обучения чтению в дошкольном возрасте связана с возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является умение читать и готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребёнком звуко-буквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическими анализами и синтезам до поступления в школу. Поэтому чтение – сложный процесс, требующий определенного уровня развития личностных качеств ребенка, а именно мотивации, силы воли, усидчивости, а так же сформированных психических процессов, таких как восприятие, память и мышление. Согласно многолетним исследованиям возраст 5-6 лет оптимален для начала освоения навыка чтения.
Существует множество различных методик обучения чтению. Рассмотрим некоторые из них.
- Методика Николая Зайцева
Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и не звуков, а складов. Инструментарий включает в себя кубики, способствующие освоению ребёнком фонетического состава языка. Дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, ребенок осваивает различия между гласными, согласными, глухими, звонкими, мягкими и твёрдыми звуками. Помимо этого, в набор входят таблицы и аудиозаписи.
Обучая ребёнка читать, педагог не проговаривает, а пропевает склады букв. Такой приём называется «пропевками». Результатом такой методики является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов.
Преимущества методики:
- дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, им не нужно думать, как читается тот или иной склад;
- сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем;
- методика не имеет возрастных ограничений;
- кубики развивают мелкую моторику и органы чувств.
Недостатки методики:
- дети, учившиеся читать по методике Зайцева часто «проглатывают» окончания слов;
- дети испытываю затруднения с пониманием состава слова;
- из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разбором слов;
- обучающие пособия отличаются высокой ценой.
- Методика Глена Домана
Основывается на автоматическом усвоении ребёнком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 30 секунд показывают конкретные карточки и называют их значения.
Занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут, в результате чего ребёнок не просто быстро осваивает чтение, но у него развиваются интеллектуальные способности, вырабатывается фотографическая память.
Преимущества методики:
- методика может применяться с самого раннего возраста;
- дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно;
- карточки могут быть посвящены самым разным темам.
Недостатки методики:
- в процессе занятий ребёнок занимает пассивную позицию;
- ребёнок не осваивает навыки чтения, в процессе ограничивается восприятием и анализом информации;
- однотипность в процессе обучения;
- детьми, старше 3 лет методика воспринимается неохотно.
- Методика Марии Монтессори
Суть методики в том, что дети сначала учатся писать, а уже потом читать. Дети воспринимают буквы как рисунок, который они стремятся воспроизвести. В то время, как ребенок воспроизводит букву: лепит, рисует, вырезает, он запоминает, как она выглядит как называется.
Преимущества методики:
- ребёнок может обучаться в том темпе, который ему удобен;
- главным способом обучения является познание посредством открытия;
- интеллектуальные способности ребёнка развиваются через сенсорное восприятие;
- методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений.
Недостатки методики:
- необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов;
- дети учатся писать не печатными буквами, а сразу прописными, возникают проблемы с соотношением печатной и прописной букв;
- обучающие пособия отличаются высокой ценой.
- Методика Надежды Жуковой
Основой для обучения детей чтению по методике Надежды Жуковой является «Букварь». В нём акцент сделан на изучение звуков, а не букв. Основной принцип методики – чтение не по буквам, а по слогам.
Логика методики проста – от гласных звуков к согласным, от простых к более трудным в артикуляции звукам. Гласные можно пропеть, на этом длительном произношении основывается основной принцип работы со слогами. Ребёнку предлагается проводить пальцем от одной букве к другой дорожку и вместе с этим тянуть звук. В этом помогает «бегущий человечек», который помогает соединить буквы в слог.
Сначала идут сочетания двух гласных, затем присоединяются согласные. Согласные звуки нужно произносить чётко, без призвука гласных в конце («П», а не «Пэ»). Названия букв не помогают детям научиться читать. Обычно, зная названия букв, ребёнок читает так: «Пэ-У», или «эМ-А» Основная идея методики – по возможности протягивать звуки, чтобы они без остановки складывались в слоги.
Данная методика подходит для детей 5 – 6 лет.
Преимущества методики:
- интуитивно понятные принципы обучения;
- большое внимание уделяется звуковоспроизведению, ребёнок быстро понимает алгоритм сложения слогов и построения слов, поэтому сразу подготавливается к письму;
- методика хороша тем, что нет необходимости в приобретении дополнительного оборудования, хотя можно для наглядности использовать магнитную азбуку.
- все материалы выдержаны в единой системе.
Недостатки методики:
- методика не рассчитана для раннего обучения чтению.
Мы рекомендуем использовать методику Н.С Жуковой, учитывая основы классической методики обучения чтению по слогам (фонетический метод), которую используют в детских садах и начальной школе. Мы, учителя-логопеды, используем данную методику на занятиях по обучению грамоте.
Суть методики в том, что ребенок сначала знакомится со звуками (неречевые и речевые). Учится их различать на слух. Затем узнает, что все речевые звуки обозначаются символом «буквой»
- Знакомятся с гласными звуками.
- Учатся читать сочетания гласных.
- Знакомятся с согласными.
- Учатся читать сочетание согласного и гласного, начиная с закрытых слогов
- Отрабатывают умение читать открытый слог.
- Отрабатывают умение читать слова, состоящие из одинаковых слогов.
- Учатся читать слоги со стечением согласных, отделяя первый согласный.
- Отрабатывают умение читать все типы слогов.
Так дети овладевают навыком чтения слов. Таким образом, процесс обучения чтению носит поступательный характер: от простого освоения букв и звуков к более сложному – составлению слогов, слов и целых предложений.
Надежда Жукова свою методику разработала на основе классической методики обучения чтению.
Рекомендуемый учебный материал:
- Володина Н.В. «Знакомлюсь с буквами»;
- Жукова Н. С. «Букварь»;
- Жукова О.С. «Логопедический букварь»;
- Крупенчк О. И. «Учим буквы»;
- Цуканова С.П., Л.Л. Бец «Формируем навыки чтения»;
- Юдин Г. Н. «Букваренок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет "Как научить ребенка читать"
содержит информацию о том, как научить ребенка читать...
Как научить ребенка читать
Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения....
Конспект занятия "Как научить ребенка читать до школы"
В основу моей программы заложен принцип развивающего обучения Венгера. Разработаны конспекты, подобран материал для каждого занятия так, чтобы была возможность выбора исходя из потенциальных возможнос...
Доклад "Как научить ребенка читать, писать и быть здоровым"
Доклад воспитателя ДОУ...
«Как научить ребенка читать?»
Материал в помощь родителям для занятий с детьми по освоению навыков чтения....
Советы родителям как научить ребенка читать
При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать.Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы.......
Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»
Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов. Есть ли в этом необходимость ...