Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций «Умение решать конфликты»
материал по логопедии

Шагаева Эркелей Владимировна

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.

4. Поддерживать стабильное психологическое состояние педагогов;

Оборудование: листы бумаги, ручки, памятки, презентация, текст для упражнения «Молва».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umennie_reshat_konflikty.docx51.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Искорка» с. Шебалино

КЦ «Содружество»







     Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций

«Умение решать конфликты»






педагог

Э.В. Шагаева













с. Шебалино, 2020 г.


Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.

4. Поддерживать стабильное психологическое состояние педагогов;

Оборудование: листы бумаги, ручки, памятки, презентация, текст для упражнения «Молва».

Категория участников: педагоги МБДОУ детский сад «Солнышко»

Место проведения: музыкальный зал

Форма проведения: групповое занятие.

Время: 30 – 50 минут.

Ход тренинга

1. Ритуал приветствия, введение в тему

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге.

Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?

Правила:

1. Один говорит, остальные слушают

2. Принцип искренности

3. Принцип активности

4. Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который выражает ваше мнение.

Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.

Притча «Коробочка»

     Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

    Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

- Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

Мораль притчи такова - все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

(Никто не встал).

   Вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня поговорим о конфликтах.

   Люди часто представляют конфликт как борьбу между двумя сторонами, сражающимися за победу. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими (дома с близкими людьми, на работе –с коллегами и.т.д) Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом. Необходимо просто научиться решать конфликты. Чем мы сегодня и займёмся. 

2. Разминка

Упражнение разминка «Мне нравится твой…»

Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее расположение духа, оказывать содействие сплоченности, продемонстрировать роль чувств в нашей жизни, необходимость их выражения для формирования дружеских взаимоотношений.

Ход упражнения: участники садятся в круг, каждый должен сказать другому члену группы предложение об их внешности: (имя)… мне нравится твой (твоя)…» или то, что нравится в поведении или чертах характера

Рефлексия: Как вы чувствовали себя, когда вы говорили приятные вещи другим? А когда говорили вам?

3. Основное содержание

  • Упражнение  «Яблочко и червячок» (Слайд 1)

     Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы —

яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы

ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. (Слайд 2)

  • Упражнение «Ассоциации»

- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт? (Ответы)

Итак, мы с вами рассмотрели ваши варианты определения «конфликт», вы правы конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту).

  • Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта;

второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда) (Слайд 3)

  • Упражнение «Причины конфликта»

Сейчас я вас разобью на микрогруппы по 4 человека.

Задача участников – определить в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов. И так ваше время истекло, пожалуйста, кто будет отвечать?

(Слайд 4)

Мы с вами славно потрудились, давайте попробуем рассмотреть конфликт с помощью игровых моментов.

  • Упражнение "Молва"

Активными игроками в этой игре являются 4 участника. Остальные — наблюдатели, эксперты. 2 участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д. 

После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации.

Текст для упражнения

"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".

Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?

Существуют четыре стадии прохождения конфликта:

• возникновение конфликта (появление противоречия);

• осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

• конфликтное поведение;

• исход конфликта. (Слайд 5)

Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)

         Конкуренция (соперничество) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Стремление добиться своего в ущерб другому человеку. Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера. Уход от ответственности за принятие решений Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны. Поиск решений за счет взаимных уступок. Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.  

       Приспособление  сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти Нерешенность конфликта.

Сотрудничество  поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Наличие времени для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон в разрешении противоречия сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок". (Слайд 10)

(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!" (Слайд 11)

Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!" (Слайд 12)

Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!" (Слайд 13)

Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!" (Слайд 14)

Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!" (Слайд 15)

  • Антистрессовое упражнение «Стирание»

- Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" стрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

4. Заключительная часть

И в заключении хочется закончить наш тренинг притчей.

Притча «Солнце и ветер»

«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под подол, в рукава, срывал пуговицы, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, сказало оно ветру. Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью. Я желаю вам говорить больше добрых слов друг другу и слышать их в ответ.

Спасибо за работу, всего хорошего!

"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: "Они здесь!", и вся милиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил милиционер. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".

Упражнение "Выход из контакта"

Участники разбиваются на пары. Один из партнеров исполняет роль назойливого знакомого, который стремится, как можно дольше поддержать разговор. Второй – спешит, однако его задача: достойно выйти из контакта. Поменяться ролями. Обсудить в кругу, кто из участников нашел наиболее удачный выход из контакта.

4. Рефлексия

Упражнение "Я в тебе уверен" 

Участники объединяются в пары и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: "Я уверен, что ты…" (например: я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо). 

Садимся в круг. По очереди продолжите высказывание «Это занятие помогло мне (приобрести, стать, понять…)».

Были ли у кого-нибудь трудности в выполнении какого-нибудь упражнения? Кто был максимально искренен на сегодняшнем занятии? Есть ли среди вас те, у кого испортилось настроение во время тренинга?

5. Ритуал прощания "Дружественная ладошка"

На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает своё имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему). Эти ладошки вы оставляете себе, почитаете, оставите на память как один из приятных моментов жизни.

Всем спасибо за работу, вы молодцы! (аплодисменты)

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Антистрессовое упражнение «Стирание»

Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" стрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

И в заключении хочется закончить наш тренинг притчей.

Притча «Солнце и ветер»

«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге,и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под подол, в рукава, срывал пуговицы, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, сказало оно ветру. Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью. Я желаю вам говорить больше добрых слов друг другу и слышать их в ответ.

Спасибо за работу, всего хорошего!


  1. Упражнение «Имя – прилагательное»

Участники по кругу называют имя и прилагательное на первую букву имени. Положительно характеризующее его.


2 . Упражнение «Ассоциации»

- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт? (Ответы)

- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту).

(По желанию, можно инсценировать стихотворение «2 барана».


3.Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта;

второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда)


  1. Игровое упражнений «Хорошо – плохо»

   Участники садятся в круг. Начинает ведущий. - Я воспитатель, и это хорошо... потому, что я люблю детей. - Я воспитатель, и это плохо... Далее по очереди все педагоги высказываются, что хорошо, что плохо. Важно закончить упражнение на "хорошо".

Далее педагогам предлагается распределить качества на самые важные. Листы с написанными на них тремя позитивными качествами необходимо выделить "какое качество важнее" для профессии педагога. Затем следует сказать, у кого из участников присутствуют все три указанные качества. Листы с качествами: мудрость, надежность, настойчивость; активность, бескорыстие, вежливость; сила воли, скромность, смелость; самозабвенность, тактичность, терпеливость; гордость, гибкость, доброжелательность; невозмутимость, обаяние, общительность.        


5.Притча

Дерево

У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался - подумал, что это стоит поджидающий его полицейский. Прошел мимо влюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидел дерево и расплакался: ему показалось, что это-привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.


Психолог:

«Очень часто, погружаясь в рутину современной жизни, сталкиваясь с ежедневными стрессовыми ситуациями, мы забываем про свой внутренний мир, перестаем мечтать, видеть и ценить свои качества, способности. Это способствует внутреннему выгоранию человека, которое сказывается как на личной жизни человека, так и на профессиональной.

Сегодня мы попробуем остановиться, обернуться и погрузиться в свой внутренний мир».


  1. Упражнение «Неожиданный гость»

Ситуация «неожиданный звонок в дверь»:

1. Подруга

2. Свекровь

3. Милиция

4. Друзья ребёнка

5. Соседка

6. Человек ошибся домом


Участники на листах описывают свою реакцию на каждый случай. Мы увидели, что все мы по-разному воспринимаем происходящее, по-разному реагируем на одни и те же события. Поэтому и выгорание происходит у кого-то раньше, у кого-то позже, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей.


7.Техника «Розовый куст»

Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремления мысли.

Психолог просит закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить. Будто они превращаются в розовый куст: «Вы можете стать любым цветущим кустом, например розовым кустом». Затем психолог задаёт вопросы, на которые участники мысленно отвечают «Этот куст большой или маленький? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие они? Какого цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если всё же есть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на этом кусте шипы? Где растёт этот куст: на поляне, в лесу, в пустыне, в поле, под луной или где – нибудь ещё? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом ещё розовые кусты или он стоит один? Есть ли вокруг животные, деревья, птицы или люди? За счёт чего живёт этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть камни или скалы?

Затем психолог просит открыть глаза и нарисовать розовый куст на фоне окружающего пейзажа. Участникам даётся возможность сделать самодиагностику по рисунку.


8.Упражнение «Сильные стороны»


Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках и слабостях, никаких попыток самокритики и самоосуждения.
Возьмите чистый лист бумаги и напишите все свои сильные стороны – что вы любите, цените, принимаете в себе, что дает вам чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях, отметьте то, что является точкой опоры в различные моменты жизни.


Геометрический тест «Душа в квадрате».

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/29/s_5a1ee2cd3a72f/759245_7.png


Посмотрите на предлагаемые фигуры и выберите из них ту, которая, как вам кажется, наиболее полно представляет вас как личность. Иными словами, вы можете точно сказать: эта фигура – Я. Оставшиеся фигуры расставьте в порядке предпочтения. Итак, на первом месте – ВЫ, на последнем фигура, символизирующая человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Ну и самое интересное – характеристики тех, кто выбрал:

КВАДРАТ – неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причём она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывёт эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нём. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где всё предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами, исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постоянной потребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает их оперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими.

ТРЕУГОЛЬНИК – это форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всём. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру. Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может «столкнуть лбами» своих противников.

ПРЯМОУГОЛЬНИК – это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворённые своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределённости. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что иногда раньше не делал, задаёт вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.

КРУГ – это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична. Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.

ЗИГЗАГ – это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чём – то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного! Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлён в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.


Психолог: Нелёгкий труд педагога, требует особого отношения к внутреннему миру, поскольку профессия принадлежит к категории «группы риска» эмоционального выгорания. Необходимо знать и пользоваться приемами снятия эмоционального, мышечного напряжения. К таковым относятся: релаксация, аутотренинг, дыхательные упражнения, упражнения мышечной релаксации.


9.Упражнение "Аутотренинг"

Психолог: «Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной».

Я живу в любви и гармонии со всеми… 
Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью… 
Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь…. 
Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир… 
Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире… 
Сделали глубокий вдох и медленный выдох.


Психолог: «В завершении нашей встречи послушайте притчу».


Ручеёк

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: "А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.

Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного! "

Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.

Тогда Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше! "

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох.

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.

Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой! "

Не бойтесь изменений и никогда не останавливайтесь на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!


10.Игра «Пятиминутка любви»

Участникам предлагается крепко себя обнять, признаться себе в любви.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"

Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее....

Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций

Тренинг для педагогов по преодолению конфликтных ситуаций. Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях...

тренинг для педагогов «Преодоление конфликтных ситуаций с родителями»

На тренинге перед каждым участником открывается ряд уникальных возможностей, а именно:— увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки;— расширит...

Консультация для педагогов: "Психология конфликта в системе «педагог-родитель». Эффективные стратегии преодоления конфликтных ситуаций".

Конфликт в психологии представляет собой отсутствие взаимопонимания, наличие разногласий между людьми или их группами. Обычно конфликты воспринимаются как отрицательное явление. На самом деле можно на...

Мини лекция для педагогов "Провокаторы онлайн: как решить конфликт родителей без потерь. Готовый алгоритм"

Конфликты родителей за годы пандемии почти целиком перенеслись в чаты. Педагоги модерируют те из них, которые создают под конкретные вопросы. А вот родительские чаты бесконтро...

Тренинг для педагогов ДОУ: «Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»

Тренинг для педагогов ДОУ:«Конфликты. Пути решения конфликтных ситуаций»...