Положение об оказании логопедической помощи
методическая разработка по логопедии
Один из локальных документов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_ob_okazanii_logopedicheskoy_pomoshchi.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 4 « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001
Утверждаю
Заведующий МАДОУ №4 «Золотой гребешок»
_________________________ М.В.Трегубенко
«____» ________________202_ г.
Согласовано:
На педагогическом совете
МАДОУ №4 детский сад «Золотой гребешок»
г.Бердск от 02.09.2024г
Положение об оказании логопедической помощи
Общие положения
Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №4 «Золотой гребешок» (далее МА ДОУ №4), регламентирует деятельность образовательного учреждения (далее - ОУ) в части осуществления логопедической помощи в рамках создания специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и/или инвалидностью, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, социализации и адаптации в процессе обучения.
. Настоящее Положение разработано в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования» (в действующей редакции);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- распоряжением Минпросвещения России от 9.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
-. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21)
- Уставом ОУ.
Положение принимается психолого-педагогическим консилиумом (далее ППк) образовательной организации и вводится в действие приказом руководителя Организации.
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся ППк и утверждаются приказом руководителя Организации.
Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.
Логопедическая помощь осуществляется в соответствии со следующими принципами:
• добровольности получения дефектологической помощи;
• доступности;
• приоритета интересов ребенка;
• целостности и системности;
• конфиденциальности (включая защиту персональных данных);
• вариативности при определении приоритетных задач, направлений, организационных моделей.
• синтеза эффективного опыта и инноваций.
Для оказания помощи детям с ОВЗ в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда.
Помощь учителя- логопеда оказывается при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.
Порядок оказания дефектологической помощи
На коррекционно-развивающие занятия к учителю- логопеду зачисляются обучающиеся с ОВЗ по направлению психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При оказании логопедической помощи учителем- логопедом ведется логопедическая карта включающая следующие разделы: информационная часть, анамнез развития ребенка, логопедическую характеристику, результаты диагностики, план работы на текущий год, результаты работы. Срок хранения документа составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи.
Количество штатных единиц учителя- логопеда определяется из расчета 1 штатная единица: 1) на 6-12 обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ); 2) на 25 обучающихся, имеющих заключение психолого- педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведение коррекционных занятий с учителем- логопедом).
Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 20 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников; углубленное обследование обучающихся, имеющих трудности в усвоении образовательной программы и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие статус развития обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушений речевого развития, трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие». В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушений в речевом развитии и оформлен запрос к учителю- логопеду. После получения обращения учитель- логопед проводит диагностические мероприятия.
Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности трудностей обучающегося в усвоении образовательной программы, выполнения рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления трудностей в усвоении образовательной программы или по заявлению родителей. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.
Логопедические занятия с обучающимися по коррекции недостатков речевого развития проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах.
Предельная наполняемость групповых занятий для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе не более 6 -8 человек.
Индивидуальное обучение проводится с детьми, которым по возрасту или по сложности и структуре нарушения еще недоступны занятия даже в малой подгруппе. Общая продолжительность индивидуальных занятий зависит от возраста, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса.
Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями- логопедами) с учетом выраженности трудностей обучающихся с ОВЗ в усвоении образовательной программы, рекомендаций ПМПК, ППк.
Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем- логопедом (учителями- логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППК и результатов логопедической диагностики.
Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
Режимные моменты и перерывы между образовательной деятельностью могут быть использованы учителем- логопедом для проведения коррекционной образовательно-развивающей деятельности.
Во время проведения прогулки учитель- логопед может осуществлять индивидуальную работу с ребенком в соответствии с циклограммой и продолжительностью согласно нормам СанПиН, но не более 20 минут.
Занятия проводятся учителем- логопедом в первую половину дня, при необходимости могут проводиться также во второй половине дня с учетом психофизических особенностей контингента.
При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей- логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления трудностей в речевом развитии обучающихся с ОВЗ при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
• индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических работников Организации;
• информационных стендов.
Консультирование родителей и педагогических работников может проводится как в очной, так и в дистанционной форме.
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития обучающихся проводится по запросу, в специально отведенное время.
Организация работы учителя-логопеда.
Помощь учителя-логопеда оказывается при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.
Для организации работы учителя-логопеда необходимо наличие специально выделенного помещения - кабинета, отвечающего педагогическим, санитарно- гигиеническим нормам, правилам пожарной безопасности и приспособленного для подгрупповых и индивидуальных занятий.
Целью работы учителя- логопеда является своевременная помощь детям с ОВЗ при освоении ими содержания образования в условиях ДОУ; максимальная компенсация нарушений речевого развития ребенка и его успешная адаптация в социуме.
Основные задачи:
Обеспечение прав личности, охраны здоровья (в т.ч психологического) и жизни воспитанников в период образовательного процесса.
Организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции нарушений в речевом развитии обучающихся;
Организация проведения занятий с обучающимися с выявленными нарушениями и отклонениями в речевом развитии;
Организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в речевом развитии, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-логопеда:
Диагностическое направление: выявление актуального уровня речевого развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его речевым развитием; распределение детей на группы по уровню речевого развития; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.
Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в речевом развитии.
Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально типологическими особенностями детей, состоянием их речевого и соматического развития, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-логопеда.
Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 нормируемых часов. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная (проведение обследований (мониторинга) речевого развития, составление индивидуального маршрута коррекции недостатков, подбор материалов и оборудования, аппаратуры для занятий, контроль рабочего состояния, выбор методов коррекционного воздействия, подбор методического и дидактического материала для занятий с детьми, проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых), изучение деятельности обучающихся в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения режимных моментов и занятий, консультативная работа с педагогами (воспитателями, педагогом-психологом, дефектологом) и родителями, участие и подготовка ППк, методических объединений, педагогических советов, разработка рабочих программ, ведение специальной документации.
Руководство работой учителя- логопеда
Общее руководство работой учителя-логопеда осуществляет руководитель (заведующий) ДОУ
Руководитель (заведующий) ДОУ
- определяет должностные обязанности учителя-логопеда;
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно- педагогической работы.
Учитель- логопед ДОУ:
- проводит согласно должностной инструкции регулярные коррекционно-развивающие занятия;
- осуществляет взаимодействие с педагогическими, медицинскими работниками ДОУ по вопросам коррекционной работы и др.;
- участвует в работе методического объединения учителей- логопедов города Бердска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста
Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...
Календарный план работы оказания логопедической помощи детям с ФФНР.
Примерный календарный план работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития речи....
Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...
Положение об оказании логопедической помощи
Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения России № Р-75 от 6 августа ...
РАСПОРЯЖЕНИЕ об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об оказании логопедической помощи в организациях........
Положение об оказании логопедической помощи
Данное положение может быть использовано для учителей-логопедов,администрации ДОУ....