Положение об оказании логопедической помощи
методическая разработка по логопедии

Степоненкова Светлана Александровна

Один из локальных документов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_ob_okazanii_logopedicheskoy_pomoshchi.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –    ДЕТСКИЙ САД № 4  « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК»   КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001

Утверждаю

Заведующий МАДОУ №4 «Золотой гребешок»

_________________________  М.В.Трегубенко

                                                                «____» ________________202_ г.

Согласовано:

На педагогическом совете

МАДОУ №4 детский сад «Золотой гребешок»

г.Бердск  от 02.09.2024г

Положение об оказании логопедической помощи


Общие положения

Положение об оказании логопедической помощи (далее - Положение) в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №4 «Золотой гребешок» (далее МА ДОУ №4), регламентирует деятельность образовательного учреждения (далее - ОУ) в части осуществления логопедической помощи в рамках создания специальных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (далее – с ОВЗ) и/или инвалидностью, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, социализации и адаптации в процессе обучения.

. Настоящее Положение   разработано в соответствии с

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования» (в действующей редакции);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- распоряжением Минпросвещения России от 9.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

-. Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21)

- Уставом ОУ.

Положение принимается психолого-педагогическим консилиумом (далее ППк) образовательной организации и вводится в действие приказом руководителя Организации.

Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся ППк и утверждаются приказом руководителя Организации.

Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.

Логопедическая помощь осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• добровольности получения дефектологической помощи;

• доступности;

• приоритета интересов ребенка;

• целостности и системности;

• конфиденциальности (включая защиту персональных данных);

• вариативности при определении приоритетных задач, направлений, организационных моделей.

• синтеза эффективного опыта и инноваций.

Для оказания помощи детям с ОВЗ в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя-логопеда.

Помощь учителя- логопеда оказывается при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.

Порядок оказания дефектологической помощи

На коррекционно-развивающие занятия к учителю- логопеду зачисляются обучающиеся с ОВЗ по направлению психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

        При оказании логопедической помощи учителем- логопедом ведется логопедическая карта включающая следующие разделы: информационная часть, анамнез развития ребенка, логопедическую характеристику, результаты диагностики, план работы на текущий год, результаты работы. Срок хранения документа составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи.

        Количество штатных единиц учителя- логопеда определяется из расчета 1 штатная единица: 1) на 6-12 обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ); 2) на 25 обучающихся, имеющих заключение психолого- педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведение коррекционных занятий с учителем- логопедом).

Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 20 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников; углубленное обследование обучающихся, имеющих трудности в усвоении образовательной программы и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие статус развития обучающегося.

По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушений речевого развития, трудности в освоении образовательной области «Речевое развитие». В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика обучающегося, демонстрирующего признаки нарушений в речевом развитии и оформлен запрос к учителю- логопеду. После получения обращения учитель- логопед проводит диагностические мероприятия.

Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности трудностей обучающегося в усвоении образовательной программы, выполнения рекомендаций ПМПК, ППк.

Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления трудностей в усвоении образовательной программы или по заявлению родителей. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации.

Логопедические занятия с обучающимися по коррекции недостатков речевого развития проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах.

Предельная наполняемость групповых занятий для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе не более 6 -8 человек.

Индивидуальное обучение проводится с детьми, которым по возрасту или по сложности и структуре нарушения еще недоступны занятия даже в малой подгруппе. Общая продолжительность индивидуальных занятий зависит от возраста, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса.

Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями- логопедами) с учетом выраженности трудностей обучающихся с ОВЗ в усвоении образовательной программы, рекомендаций ПМПК, ППк.

Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем- логопедом (учителями- логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППК и результатов логопедической диагностики.

Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям

Режимные моменты и перерывы между образовательной деятельностью могут быть использованы учителем- логопедом для проведения коррекционной образовательно-развивающей деятельности.

Во время проведения прогулки учитель- логопед может осуществлять индивидуальную работу с ребенком в соответствии с циклограммой и продолжительностью согласно нормам СанПиН, но не более 20 минут.

Занятия проводятся учителем- логопедом в первую половину дня, при необходимости могут проводиться также во второй половине дня с учетом психофизических особенностей контингента.

При организации логопедической помощи детям раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей- логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления трудностей в речевом развитии обучающихся с ОВЗ при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

• индивидуального и группового консультирования родителей (законных

представителей), педагогических работников Организации;

• информационных стендов.

Консультирование родителей и педагогических работников может проводится как в очной, так и в дистанционной форме.

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по вопросам речевого развития обучающихся проводится по запросу, в специально отведенное время.

Организация работы учителя-логопеда.

Помощь учителя-логопеда оказывается при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.

Для организации работы учителя-логопеда необходимо наличие специально выделенного помещения - кабинета, отвечающего педагогическим, санитарно- гигиеническим нормам, правилам пожарной безопасности и приспособленного для подгрупповых и индивидуальных занятий.

Целью работы учителя- логопеда является своевременная помощь детям с ОВЗ при освоении ими содержания образования в условиях ДОУ; максимальная компенсация нарушений речевого развития ребенка и его успешная адаптация в социуме.

Основные задачи:

Обеспечение прав личности, охраны здоровья (в т.ч психологического) и жизни воспитанников в период образовательного процесса.

Организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции нарушений в речевом развитии обучающихся;

Организация проведения занятий с обучающимися с выявленными нарушениями и отклонениями в речевом развитии;

Организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в речевом развитии, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

Консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.

В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-логопеда:

Диагностическое направление: выявление актуального уровня речевого развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его речевым развитием; распределение детей на группы по уровню речевого развития; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.

Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в речевом развитии.

Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально типологическими особенностями детей, состоянием их речевого и соматического развития, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя-логопеда.

Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 нормируемых часов. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методическая, подготовительная, организационная и иная (проведение обследований (мониторинга) речевого развития, составление индивидуального маршрута коррекции недостатков, подбор материалов и оборудования, аппаратуры для занятий, контроль рабочего состояния, выбор методов коррекционного воздействия, подбор методического и дидактического материала для занятий с детьми, проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых), изучение деятельности обучающихся в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения режимных моментов и занятий, консультативная работа с педагогами (воспитателями, педагогом-психологом, дефектологом) и родителями, участие и подготовка ППк, методических объединений, педагогических советов, разработка рабочих программ, ведение специальной документации.

Руководство работой учителя- логопеда

Общее руководство работой учителя-логопеда осуществляет руководитель (заведующий) ДОУ

Руководитель  (заведующий) ДОУ

  • определяет должностные обязанности учителя-логопеда;
  • обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно- педагогической работы.

Учитель- логопед ДОУ:

  • проводит согласно должностной инструкции регулярные коррекционно-развивающие занятия;
  • осуществляет взаимодействие с педагогическими, медицинскими работниками ДОУ по вопросам коррекционной работы и др.;
  • участвует в работе методического объединения учителей- логопедов города Бердска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Календарный план работы оказания логопедической помощи детям с ФФНР.

Примерный календарный план работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития речи....

Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями

      На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...

Положение об оказании логопедической помощи

Положение  разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения России № Р-75 от 6 августа ...

Положение об оказании логопедической помощи

Данное положение может быть использовано для учителей-логопедов,администрации ДОУ....