Лэпбук - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
проект по логопедии (старшая группа)
Использую для индивидуальной работы с детьми с нарушкниями речи. В данном случае - нарушение произношения звука Ж. Актуальность лэпбука обусловлена возможностью автоматизации звука самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систиматизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему работы с ребенком. Автоматизация поставленного звука процесс длительный, и использование разнообразных форм и видов преподнесения материала, позволит качественно и интересно для ребенка автоматизировать звуки речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lepbuk.docx | 584.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Лэпбук – как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»
Подготовила: учитель-логопед Авдеева О.Е.
2023 год
Актуальность
Педагоги ищут новые подходы, идеи, формы и методы в своей коррекционной деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. А вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет.
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр. Особое место занимают среди них дидактические игры – особенно словесные.
Они стимулируют детскую поисковую активность, воспитывают у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно автоматизировать нужный звук. К тому же восприятие материала у детей носит разный характер, но известно, что большинство запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного.
Лэпбук – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или книжку – раскладушку с тематическим наполнением, с разными кармашками, подвижными деталями. Лэпбук - это тематическая или интерактивная папка. Он позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а также помогает быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части)
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Актуальность лэпбука обусловлена возможностью автоматизации звука [Ж] самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместных видов взрослого и одного ребёнка.
Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки учителю-логопеду автоматизировать звуки, нарушенные у детей.
Аннотация:
Дидактическое пособие лэпбук звук [Ж] представляет собой заламинированную папку формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме. Картинки взяты из интернет-ресурса yandex.ru.
Цель:
-Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука [Ж] с использованием дидактического пособия лэпбук.
Задачи:
Образовательные:
-Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука [Ж], используя тематические карточки;
-Научить правильно проговаривать звук [Ж] изолированно, в слогах, словах;
-Обучать чтению слогов с использованием буквы Ж, находить в словах нужный слог в разных позициях, как в начале слова, так и в середине слова;
-Автоматизировать звук [Ж] в предложениях, в тексте;
-Автоматизировать звук [Ж] в чистоговорках, насыщенных звуком [Ж];
-Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания пособия «Найди все слова со звуком [Ж]»;
-Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук посредством составления из разрезных картинок целостных изображений (пособие «Собери букву Ж»);
-Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
-Воспитывать усидчивость;
-Формировать самоконтроль за речью;
-Побуждать к активности в получении новых знаний;
-Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2022 г.– май 2023 г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели группы комбинированного вида, воспитанники логопедического пункта (дети старших и подготовительных групп), родители воспитанников.
Вид проекта: среднесрочный
Тип проекта: по доминирующей деятельности – практико-ориентированный, творческий.
Актуальность проекта. Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с ОВЗ являются первой ступенью непрерывного образования. Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса, результативности коррекционно-развивающей работы и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю-логопеду приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Перед педагогом стоит задача научить воспитанника и его родителей находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества разнообразных источников. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях или дома с родителями по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познания в данном вопросе.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я использую интерактивную технологию - методику создания лэпбука, реализация которой невозможна без помощи родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: √ ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида; √ необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению; √ использованием нетрадиционных форм работы между учителями-логопедами и родителями детей с ТНР.
Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Лэпбук – как форма совместной деятельности учителя-логопеда, детей и родителей», направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с нарушениями речи.
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с ТНР в условиях ФГОС
Задачи: √ выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
√ разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам использования лэпбука для работы с ребенком дома, а, возможно, организацию и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;
Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями.
Практический результат проекта: √ Презентация лэпбука, его практическое использование в процессе коррекции и компенсации речевого развития у воспитанников всеми участниками коррекционно-развивающего пространства. √ Пополнение картотеки из папок-лэпбуков.
Этапы работы:
1.Осознание проблемной ситуации, выбор темы и выработка
необходимых условий для реализации проекта, раскрытие смысла и
содержания предстоящей работы с учетом ФГОС и речевых
возможностей воспитанников.
1. 1. Теоретическое и практическое обоснование данного вопроса в
учебно-методической литературе, его обоснованность;
2. 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня развития
речи детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
(логопедическое обследование на начало учебного года)
Ответственные: Учитель-логопед ,воспитатели
2.Планирование деятельности (основной)
2.1.Внедрение модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей с
учетом степени развития всех компонентов речи.
2.2.Использование разнообразных игровых технологий, креативного
оформления и творческого воображения направленных на умение
закреплять и обобщать полученные знания;
2.3. Развитие речевых навыков у детей с речевой патологией с
использованием элементов наглядного моделирования в виде схем,
моделей, символов.
2.4. Активное включение родителей в коррекционно-образовательный
процесс посредством использования лэпбука для занятий с ребенком дома.
2.5 Активное включение воспитателей группы комбинированного вида в коррекционно-образовательный процесс посредством использования в работе лэпбука.
Ответственные: Учитель-логопед, родители, воспитатели
3. Заключительный (практический).
3.1. Рефлексия проектной деятельности
3.2.Выявление проблем взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) и повышения результативности коррекционно-развивающей и просветительской работы
3.3. Дальнейшие перспективы развития проектной деятельности
Данный материал в виде папок-лэпбуков по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезен, как отличный способ для повторения пройденного родителям, педагогам ДОУ, учителям-логопедам, воспитанникам при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов, формировании грамматических категорий и развитии связной речи.
Вывод: таким образом, проблема создания единого коррекционно- образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Многие авторы занимались вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи (Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) и отмечают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее. Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с нарушениями речи и подготовка их к школе.
Список литературы:
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста». М., АЙРИСС ПРЕСС,, 2005
2. Е.А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками». М., Творческий Центр., 2010
3. Ю.А.Афонькина, Н.А.Кочугова «Рабочая программа учителя-логопеда». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2013
4. Ю.А.Афонькина, «Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ООО». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2015
5. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
6. М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
Игры и задания, содержащиеся в лэпбуке:
1. «Как ветерок путешествует?»
Закрепление артикуляции звука [Ж] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.
Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ж]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Поднеси ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха. Это ветерок вернулся из путешествия.
2. «Артикуляционные упражнения»
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
3.«Звукоподражания»
Автоматизация изолированного звука [Ж].
Ребёнку предлагается показать, как жужжит жук, пчела, работает Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев по линии картинки.
4. «Игры со слогами».
Цель: Автоматизация произношения звука [Ж] в слогах.
«Облака»
Помоги медвежонку спуститься к ёжику. Нажимай на слоги-облака пальцем и проговаривай – жа-жо-жу-жи…
5. «Игры со словами»
Цель: автоматизировать произношение звука [Ж] в словах; развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
1) «Посади цветы на клумбу»
Называем слова с звуком [Ж] и закрываем правильно названные слова цветком.
2) «Карточки»
Готовые карточки для автоматизации звука [Ж] в слогах, словах, предложениях.
3) «Пересказ»
Текст рассказа наполнен словами, в которых встречается звук [Ж]. Нужно пересказать, выделяя звук голосом.
4) «Улитка»
Перемещаем палец по завиткам раковины улитки и проговариваем слова со звуком [Ж].
5) «Волшебный карандашик» (по Галицкой)
Набор карточек для автоматизации звука [Ж] в словах и предложениях, при одновременном проговаривании и рисовании.
6. «Буква рассыпалась»
Упражнение на развитие мелкой моторики и конструктивную деятельность. Нужно собрать букву из частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский творческий фестиваль « Театральная весна» - как форма совместной деятельности педагогов, детей и родителей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, обращает внимание педагогов на необходимость создания условий в дошкольной образовательной организации, открывающей возмож...
Логопедический проект «Развиваемся вместе» «Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»
Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей...
План работы по самообразованию по теме: "Лэпбук-как форма совместной деятельности воспитателя, детей и родителей".
Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех ...
Методическая разработка Лэпбук – как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей
Общеизвестно,что детство – это уникальный период в жизни ребёнка,именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человек...
Консультация для воспитателей «О формах совместной деятельности педагогов, детей и родителей по воспитанию любви к природе»
Одним из важнейших вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе....
Лэпбук, как форма совместной деятельности воспитателя, детей и родителей
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольн...
«Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих совре...