Рабочая программа 2024-2025 учебный год
рабочая программа по логопедии

Рабочая программа 2024-2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2024-2025.docx96.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

СОГЛАСОВАНО                                                                  УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Методическим советом                                              Директор

протокол № 1                                                              МДОАУ д/с «Золотой ключик»

«29» августа 2024 г.                                                    ______________ Г.В. Юркова

                                                                                      Приказ № 244 -ОД от 29.08.2024г    

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН

ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат  [Номер сертификата 1]

Владелец [Владелец сертификата 1]

Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1]

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МДОАУ Д/С «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель-логопед:

Дорожинская Н.С.

 г. Пыть-Ях

2024

Содержание

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели и задачи

3

1.1.2. Принципы и подходы организации образовательной деятельности

4

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

5

1.2. Планируемые результаты логопедической работы

7

1.2.1. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

8

2.Содержательный раздел

10

2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда в соответствии с направлениями работы

10

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей и интересов

12

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

24

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

26

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

26

3.Организационный раздел

28

3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

28

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда

30

3.3. Организационно-методическая и консультативная деятельность

31

Литература

34

  1. Целевой раздел

  1. . Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28; Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Конвенцией о правах ребенка ООН;

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

- Распоряжения Министерства просвещения РФ от 06.04.2021 №Р-77 «Об отверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

Рабочая программа соотнесена с адаптированными образовательными программами: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, построенных на основе  ФГОС ДО и ФАОП ДО, с Рабочей программой воспитателя в Муниципальном дошкольном автономном образовательном учреждении детский сад «Золотой ключик» (далее МДОАУ д/с «Золотой ключик», положением о группе комбинированной направленности.

1.1.1. Цели и задачи

Целями рабочей программы являются:

- разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций;

- обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цели рабочей программы достигаются через решение следующих задач, основанных на задачах Федеральных программ дошкольного образования.

Задачи рабочей программы:

- реализация содержания АОП ДО обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями;

- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

1.1.2. Принципы и подходы организации образовательной деятельности

Рабочая программа построена на следующих принципах Федеральной адаптированной  программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, установленных ФГОС ДО и специфических принципах:

1) Поддержка разнообразия детства.

2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3) Позитивная социализация ребенка.

4) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

5) Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6) Сотрудничество Организации с семьей.

7) Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Специфические принципы:

  1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребёнка с ТНР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
  2. Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
  1. Этиопатогенетический принцип. Для правильного построения коррекционной работы с ребёнком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.
  1. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.

Основные подходы к формированию Программы.

Программа:

- сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФАОП ДО;

- определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей с ОВЗ;

- обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Основные участники реализации Программы:

педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Особенности разработки Программы:

  • условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
  • социальный заказ родителей (законных представителей);
  • детский контингент;
  • кадровый состав педагогических работников;
  • культурно-образовательные особенности МДОАУ д/с «Золотой ключик»;
  • климатические особенности;
  • взаимодействие с социумом.

В Программе учитываются индивидуальные психофизические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ.

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ТНР.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную  разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-педагогического сопровождения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии;  с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии,  ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается  в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием  речи окружающих его взрослых и  в большой степени зависит  от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического  слуха.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения  фонематического слуха, лексико-грамматического строя  разной степени выраженности.

Общее недоразвитие может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии.

Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

1.2. Планируемые результаты : [1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]; [2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития]; [3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями].

1.2.1. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов

Проведению дифференциальной диагностики предшествует с предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителям (законным представителям) ребенка.

Обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями.

Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка, наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении речевого высказывания. Содержание беседы определяется национальными, этнокультурными особенностями, познавательными, языковыми возможностями и интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья", "Любимые игрушки", "Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые книги", "Любимые мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.

1. Обследование словарного запаса

Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования можно использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека, животных, птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по смыслу словом.

2. Обследование грамматического строя языка

Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций. В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.

3. Обследование связной речи

Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов предложения, использования сложных или простых предложений, принятия помощи педагогического работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов, адекватность использования лексико-грамматических средств языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания.

4. Обследование фонетических и фонематических процессов

Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический материал понятны ребенку с ТНР. Звуковой состав слов, соответствующих этим картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой слов отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с ними связанных.

Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При обследовании фонетических процессов используются разнообразные методические приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное проговаривание, называние с опорой на наглядно-демонстрационный материал. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова.

Обследование фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий.

В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности.

В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.

  1. Содержательный раздел

2.1. Содержание деятельности учителя–логопеда в соответствии с направлениями работы

Содержание деятельности учителя-логопеда осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136 н., в соответствии профилю деятельности: - учитель-логопед (нарушение речи).

В рамках логопедического и методического сопровождения реализации основных, адаптированных и дополнительных образовательных программ учителем–логопедом  ДОО ведётся следующая работа:

Направление деятельности учителя-логопеда

Планируемые результаты.

Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования

- Разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи;

- Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- Организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей;

- Проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи здоровья;

- Отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов;

- Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи;

- Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве;

- Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития

- Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи;

- Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей;

- Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса;

- Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий;

- Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса;

- Планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи;

- Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи.

Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации

- Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации;

- Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи;

- Развитие у детей с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми;

- Организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения;

- Проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий.

 

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей и интересов

Прием на логопедический пункт производится в начале учебного года. На логопедический пункт зачисляются  обучающиеся, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании  психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем–логопедом), а также обучающиеся имеющие высокий риск возникновения нарушений речи.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательной организации;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа.

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).

Используются следующие диагностические методики и методические рекомендации:

  • Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.              
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в индивидуальную карту развития ребенка.

Периодичность педагогической  (логопедической) диагностики:

-  сентябрь – 1- 2 неделя;

-  январь – 3 неделя;

-  май – 3 - 4 неделя.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения.

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.

Логопедические занятия проводятся с 15 сентября. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится не менее 2-х раз в неделю с каждым ребёнком.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедического обучения отмечаются в карте индивидуального развития ребёнка.

Формы организации образовательной деятельности.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные - основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых        сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.

Содержание подгрупповых занятий.

 Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

        Осуществляется:

  • Закрепление навыков произношения изученных звуков.
  • Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур,          состоящих из правильно произносимых звуков.
  • Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из          правильно произносимых звуков.
  • Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее          звуков.
  • Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з ,ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

Содержание логопедической работы с обучающимися с ТНР,

не владеющих фразовой речью  (первый уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Развитие понимания речи

Обучение по инструкции узнаванию и показыванию предметов, действий, признаков, понимание обобщающих значений слов, дифференцированное восприятие вопросов кто? куда? откуда? понимание обращения к одному и нескольким лицам, грамматических категорий  числа существительных, глаголов, угадывание предметов по их описанию, определение элементарных причинно-следственных связей.

Развитие  активной подражательной речевой деятельности

Развитие активной подражательной речевой деятельности (в любом фонетическом оформлении называть родителей, близких родственников, подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам); обучение простым приказам - на, иди. Составление первых предложения из аморфных слов-корней, преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа, составление предложений по модели: кто? что делает? Кто? Что делает? Что? (например: Тата (мама, папа) спит; Тата, мой ушки, ноги. Тата моет уши, ноги.). Развитие памяти, внимания, логического мышления (запоминание 2-4 предметов, угадывание убранного или добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей).  Обучение соотнесению предметов и действия с их словесным обозначением, понимание обобщающего значения слов. Появление потребности общаться с помощью элементарных двух-трехсловных предложений. Проявление словесной деятельности в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления.

Обучение детей с начатками фразовой речи (второй уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Развитие понимания речи

Формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологическойречи.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Обучение называнию 1-3хсложных слов (кот, муха, молоко), первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой - моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, - под, - в, - из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание коротких двустиший и потешек (допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, в то время, как фиксируется внимание на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т.д.).

Развитие произносительной стороны речи:

 Различение речевых и неречевых звуков, определение источника, силы и направленности звука. Уточнение правильности произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизация поставленных звуков на уровне слогов, слов, предложений; формирование правильной звукослоговой структуры слова.  Различение и четкое воспроизведение слоговых сочетаний из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизведение слогов со стечением согласных. Усвоение ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов (допустимы нарушениязвукопроизношения).

К концу данного этапа обучения дети овладевают простой фразой, могут согласовывать основные члены предложения, понимать и использовать простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода; понимают некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок.

Обучение детей с развернутой фразовой речью

 с элементами лексико-грамматического недоразвития

 (третий уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Развитие понимания речи

Умение вслушиваться в обращённую речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; развитие понимания более тонких значений обобщающих слов, подготовка к овладению монологической и диалогической речью.

Развитие произносительной стороны речи

Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами  стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи. Развитие умения дифференцировать на слух  оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, отработка этих дифференцировок впроизношении.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепление навыков звукового анализа и  синтеза (анализ и  синтез простого  слога без стечения согласных, выделение начального гласного/согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного/гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-Зсложных слов). Знакомство с буквами, соответствующими  правильно произносимым звукам. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».

Развитие общих речевых навыков

Развитие интонационной выразительности речи,  совершенствование четкости дикции. Закрепление навыка правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни. Развитие способности изменять голос по силе, высоте, тембру, используя игры-драматизации и диалоги. Обучение правильному дыханию.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость, вежливость; жадность-щедрость). Формирование умений объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши и т.д.). Обучение подбору однозначных существительных к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образование от названий действий названий предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум; объяснению логических связей (Оля  провожала Таню - кто приезжал?), подбору синонимов (смелый -храбрый).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по  демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии.

Обучение детей с остаточными проявлениями нерезко выраженного  недоразвития всех компонентов языковой системы

 (четвертый уровень речевого развития)

Направление работы

Содержание

Совершенствование произносительной стороны речи

Закрепление навыков четкого произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях.

Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепление понятиий «звук», «слог», «слово», «предложение»; обучение анализу и синтезу обратных и прямых слогов и односложных- двух, трех сложных слов, составление из букв разрезной азбуки слоги, слов; развитие оптико-пространственных и моторно-графических навыков.

Развитие общих речевых навыков

Воспитание ритмико-интонационной и мелодической окраскиречи.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Расширение лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп, активизация словообразовательных процессов (сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая, черноглазая девочка, прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с  оттеночными значениями: выползать, вползать, подъехать - объехать). Упражнение в подборе синонимов, антонимов, давая им объяснения (скупой – жадный, добрый – милосердный, неряшливый – неаккуратный, смешливый – веселый, веселый – грустный и проч.); объяснение переносного значения слов и целых выражений (сгоретьсостыда,широкаядуша);преобразованиеназванийпрофессиймужскогородав названия женского рода (портной – портниха, повар – повариха, скрипач - скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать читатель  –  читательница –читающий).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепление навыков употребления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем введения однородных членов предложений. Совершенствование связной речи: закрепление навыков рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов.

В результате логопедического воздействия речь детей с 4 уровнем речевого развития максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью, а именно: в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Соответственно с этим у детей сформирован лексико-грамматический строй языка. Так, дети адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют в полном для указанного возраста объеме навыками словообразования и словоизменения. Фонетическое оформление речи детей соответствует нормам родного языка. Кроме того, у детей достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).

Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

Направление работы

Содержание

Коррекция звукопроизношения

Формирование артикуляционной моторики, выработка правильной артикуляции нарушенного звука, формирование навыков правильного произношения изолированного звука, закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации; формирование умения определять наличие звука в слове.

Формирование фонематического восприятия

Артикуляторный (подготовительный) этап:

Уточнение артикуляторной основы сохранных и легких в артикуляции звуков:

[а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова.

Дифференцировочный этап:

Дифференциация каждого правильно произносимого звука, сравнение их на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Уточнение дифференциации гласных звуков.

Подготовка к обучению грамоте

Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове, о качестве звуков в слове.

Отработка наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору – схему. Формирование умения делать слоговой анализ слов, анализ и синтез обратных слогов.

Уточнение артикуляции согласных звуков, выделение последнего согласного в слове, выделение начальных согласных в слове, выделение ударных гласных из положения после согласных в слове. Обучение анализу и синтезу прямого слога, звуко-слоговому анализу и синтезу односложных слов из 3 звуков и двухсложных с опорой на схему, где обозначаются и слоги и звуки.

Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов со стечениями согласных в составе односложных слов, двухсложных с закрытым слогом, трехсложных, произношение которых не расходится с написанием.

Преобразование слов путем замены отдельных звуков.

Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.

Обучение детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Направление

 работы

Содержание работы

Коррекция звукопроизношения

- выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

1. Постановка звуков (Л, Ль, Р, Рь), используя различные способы (имитационный, механический, смешанный).

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

Формы, приёмы в организации коррекционной логопедической работы

 

Индивидуальная работа с детьми

Интеграция с другими образовательными областями

Самостоятельная деятельность детей

Взаимосвязь с воспитателем

Взаимодействие с родителями

-индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения

-подгрупповая работа по развитию лексики, грамматики и связной речи

 - игры с предметами и сюжетными игрушками

-дидактические игры с использованием предметов и игрушек

 - логопедические игры на развитие общей и мелкой моторики

-артикуляционные упражнения

-дыхательная гимнастика

- чтение, рассматривание иллюстраций,

- коммуникативные тренинги,

-настольно-печатные игры,

-разучивание стихотворений,

-речевые задания и упражнения,

-работа по обучению пересказу с опорой на картинки, рассказу по серии сюжетных картинок, составлению описательного или повествовательного рассказа,

- показ настольного театра,

- инсценировка знакомых произведений.

Физическое развитие:

-динамические паузы, подвижные игры, координация речи с движением, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры.

Социально-коммуникативное развитие:

Ситуативные беседы, диалоги, принятие различных ролей в процессе сюжетно-ролевой игры или инсценировки произведения, вырезание, приклеивание.

Познавательное развитие:

Воспроизведение в устной речи логической последовательности событий, работа с загадками.

Речевое развитие: общение взрослых с детьми, ответы на вопросы, правильное произношение слов, использование в речи средств интонационной выразительности

Художественно-эстетическое развитие: чтение, слушание, обсуждение различных произведений, обведение по контуру, раскрашивание, штриховка изображений, музыкальное сопровождение.

Игра – драматизация с использованием различных видов театров, игры в парах с использованием артикуляционной гимнастики, самостоятельная художественно-речевая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игра-импровизация по мотивам сказок, театрализованные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, словотворчество.

Открытые мероприятия для воспитателей по коррекции звукопроизношения у детей, консультации, беседы, «Круглые столы» по организации индивидуальной логопедической помощи детям, оформление информационных стендов различной тематики, логопедические пятиминутки, иллюстративный материал и художественная литература, помощь в организации логопедических уголков группы.

Анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление информационных стендов в группе, наглядная информация различной тематики, консультирование по вопросам организации речевой среды дома.

        Образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Здоровьесберегающие технологии:

Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия осуществляется путем использования следующих здоровьесберегающих технологий.

Технология

Содержание работы, проведение

Динамические паузы

      Упражнения для профилактики переутомления на каждом занятии (подгрупповом,  индивидуальном)  по  мере  утомляемости детей. Длительность  -   2-3   мин;   1-2  раза,   в  зависимости от продолжительности занятия. Может включать в себя упражнения

на  развитие  общей  моторики,  пальчиковой  и  дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др.    

Пальчиковая гимнастика

Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. На каждом занятии как динамическая пауза или ее часть

Артикуляционная гимнастика

     Упражнения  для  выработки  полноценных  (точных  и  сильных) движений губ, языка, челюсти. Гимнастика для глаз На каждом подгрупповом занятии как часть динамической  паузы. На индивидуальных занятиях по показаниям. Дыхательная гимнастика

На подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Психогимнастика

Специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Используется на индивидуальных занятиях по показаниям.                

Кинезиологические упражнения

     Упражнения на развития межполушарного взаимодействия (как часть занятия или динамической паузы)

Релаксация

     Система   расслабляющих упражнений, направленная на восстановление  между  процессами  равновесия  возбуждения  и торможения и снижение двигательного  беспокойства (дыхание,

мышечное расслабление)         

Логоритмические упражнения

     Упражнения на координацию музыки, движения и речи (как часть занятия).

Фонетическая ритмика

     Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Биоэнергопластика

Соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

Наряду со здоровьесберегающими технологиями необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы:

- игровые технологии в логопедической коррекции;

        - технология речедвигательной ритмики (А.Я Мухиной);

        - технология коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);

- технология логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина);

- информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; развивающие игры с портала «Мерсибо»; «Учимся, играя»; игры, выполненные в формате презентаций и т.п.;

Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопункте современные методические разработки, в том числе А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк, В.К. Воробьевой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, З.Е. Агранович и др.

Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных отклонений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

Коррекционная направленность логопедиченских занятий  осуществляется не только на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но и в режимных моментах, играх, труде, театрализованной деятельности, дополнительном образовании, экскурсиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей).

Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Образовательная деятельность в ДОО включает:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:

  1. совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
  2. совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – равноправные партнеры;
  3. совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
  4. совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
  5. самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).

Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности). Эту информацию педагог может получить в процессе наблюдения за деятельностью детей и фиксировать в карте развития ребенка. На основе полученных результатов организуются разные виды деятельности, соответствующие возрасту детей. В процессе их организации педагог создает условия для свободного выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей. Педагог использует образовательный потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и развития детей.

Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.

В ДОО создана система форм организации разнообразной деятельности дошкольников.

Простые формы:

  • беседа,
  • рассказ,
  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • дидактическая (или любая другая игра, возникающая по инициативе педагога)

Составные формы:

  • игровые ситуации,
  • игры-путешествия,
  • творческие мастерские,
  • детские лаборатории,
  • творческие гостиные,
  • творческие лаборатории,
  • целевые прогулки,
  • экскурсии,
  • образовательный челлендж,
  • интерактивные праздники.

 Комплексные формы:

  • детско-родительские и иные проекты,
  • тематические дни,
  • тематические недели,
  • тематические или образовательные циклы.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы 

Способы и направления поддержки детской инициативы:

  • создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ТНР;
  • создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребёнка;
  • целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
  • выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей;
  • подготовка детей с ТНР ко второй ступени обучения (начальная школа);
  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития детей;
  • обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Семья принимает активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Коллективные формы взаимодействия:

- общие родительские собрания

- групповые родительские собрания

- «День открытых дверей»

- тематические занятия «Семейного клуба»

- проведение детских праздников и досугов

2. Индивидуальные формы работы:

- анкетирование и опросы

- беседы и консультации

3. Формы наглядного информационного обеспечения:

- информационные стенды и тематические выставки

- выставки детских работ

- открытые занятия

- размещение информации в «Консультативном пункте» на сайте детского сада

- издание газеты «Речевая палитра»

4. Проектная деятельность

- совместные и семейные проекты различной направленности

План работы с родителями

Месяц

Родители

Сентябрь

Консультирование по проблемам речевого развития воспитанников, пропаганда логопедических знаний.

Октябрь

Консультация «Артикуляционная гимнастика» рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.

Ноябрь

Консультация «Когда обратиться к логопеду?»

Декабрь

Консультация «Детские ошибки. Не замечать или поправлять».

Январь

Консультирование по запросам родителей.

Февраль

Консультация «Движение и речь»

Март

Консультация «Если ребенок заикается».

Апрель

«Особенности логопедической работы с детьми дома».

Май

Консультация «Скоро в школу: готов ли Ваш ребенок к началу школьного обучения». Рекомендации учителя – логопеда на летний период.

  1. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 

Материально-технического обеспечение:

- столы для индивидуальных и подгрупповых занятий;.

- стол и стул учителя-логопеда;

- шкафы в для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;

- мольберт;

- настенное зеркало размером 80x120 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;

- индивидуальные зеркала 9x12 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения;

- стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с детьми, стулья для детей;

- компьютер;

- программно-индикаторный комплекс «ЛОГО»;

- настенная развивающая панель;

- кресло-пуф (кот);

- набор логопедических зондов, шпатели.

Перечень методических пособий и технологий для осуществления образовательной деятельности

Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.

 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.

Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.

Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у дошкольников). – СПб., 2014.

Кондратьева С.Ю., Рысина И.В. Методика исследования уровня развития счетных навыков у детей старшего дошкольного возраста (выявление предрасположенности к дискалькулии). – СПб., 2015.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.

Лиманская О.Н., Конспекты логопедических занятий в средней группе, - М.: ТЦ Сфера, 2016.

Лиманская О.Н., Конспекты логопедических занятий в старшей группе, - М.: ТЦ Сфера, 2016.

Лиманская О.Н., Конспекты логопедических занятий в подготовительной  группе, - М.: ТЦ Сфера, 2016.

Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2007.

Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2016

Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста (методический комплект программы ). – Спб.: Детство-пресс, 2016

Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.

Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.

Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.

Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000.

Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005.

Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.

Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В логопедическом кабинете имеются:

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;

- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);

- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, словадействия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.

- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.

- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.

- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.

- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.

- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.

 Пособия для обследования и развития слуховых функций: звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.

 Пособия для обследования и развития интеллекта: пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения, серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.

Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте: разрезная азбука; символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов; символы для составления картинно-графической схемы предложений; символы простых и сложных предлогов; наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной; дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

3.3. Организационно-методическая и консультативная деятельность

Цель: создание условий для оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, имеющим различные речевые нарушения и их семьям.

Задачи:

  1. Совершенствовать систему работы по развитию устной речи детей с ОВЗ на основе современных логопедических технологий.
  2. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в вопросах развития устной речи дошкольников.
  3. Способствовать созданию специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
  4. Обобщать и распространять педагогический опыт работы по развитию устной речи детей с ОВЗ. Консультативная работа с педагогами осуществляется по индивидуальным запросам, а также согласно годовому плану работы учителя-логопеда.

План методической работы с педагогами

Месяц

Воспитатели

Методическая работа

Сентябрь

Ознакомление воспитателей с результатами диагностики. Консультативная помощь.

Оформление логопедического кабинета и уголка         в группе, подготовка документации, заполнение речевых карт        на каждого ребенка.

Октябрь

Консультация «Создание специальных условий воспитания и обучения для детей с ОВЗ в ДОО».

Обогащение наглядного материала

Ноябрь

Консультация «Особенности развития речи у ребенка с двуязычием»

Подготовка игр и упражнений для проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастик

Декабрь

Помощь в подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте.

Обогащение наглядного материала

Январь

Консультация «Графические схемы – как эффективный способ составления описательного рассказа»

Пополнение картотеки игр и упражнений для проведения логопедических пятиминуток.

Февраль

Консультация «Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков в режимных моментах».

Пополнение картотеки игр и упражнений для развития психологической базы речи

Март

Консультация «Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников»

Пополнение картотеки игр и упражнений для развития дыхания

Апрель

Консультация «Как предупредить дисграфию?»

Пополнение картотеки игр и упражнений для развития фонематического восприятия.

Май

Динамика речевого развития детей на конец года.

«Игры с песком и водой, или как с пользой провести лето».

Оформление отчетной  документации.

Подготовка документации к следующему учебному году.

Организация совместной работы с воспитателями комбинированных групп

Мероприятия

Срок

Ответственные

Комплексное психолого-педагогическое обследование обучающихся

Сентябрь, май

Специалисты ППк

Формирование списков детей, нуждающихся в логопедической помощи

1 – 15 сентября

Учитель-логопед

Сбор анамнестических данных для заполнения речевой карты

1 – 15 сентября

Учитель – логопед, воспитатели

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-развивающей деятельности по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы обучающихся

Сентябрь

Специалисты ППк, воспитатели

Составление         индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ

Сентябрь

Специалисты ППк, воспитатели

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися

В течение года

Специалисты ППк, воспитатели

Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями специалистов

В течение года

Специалисты ППк, воспитатели

Проведение родительских собраний

Сентябрь, январь, май

Специалисты ППк, воспитатели

Анализ         коррекционно-педагогической         работы         за год. Определение задач на новый учебный год.

Май

 Специалисты ППк, воспитатели

Литература

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  2.  Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития.
  3.  Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с  «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2024-2025 Средняя группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по реализации образовательной программы совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа) муниципального автономного дошкол...

Рабочая программа 2024-2025

Рабочая программа подготовительная группа...

Рабочая программа 2024-2025

подготовительная группа...

Рабочая программа 2024-2025

подготовительная группа...

Рабочая программа 2024-2025

Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию, направление "Музыкальная деятельность"...