Рабочая программа 2024-2025 учебный год
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа 2024-2025 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2024-2025.docx | 96.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор
протокол № 1 МДОАУ д/с «Золотой ключик»
«29» августа 2024 г. ______________ Г.В. Юркова
Приказ № 244 -ОД от 29.08.2024г
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат [Номер сертификата 1] Владелец [Владелец сертификата 1] Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1] |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
МДОАУ Д/С «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель-логопед:
Дорожинская Н.С.
г. Пыть-Ях
2024
Содержание
1.Целевой раздел | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы организации образовательной деятельности | 4 |
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики | 5 |
1.2. Планируемые результаты логопедической работы | 7 |
1.2.1. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов | 8 |
2.Содержательный раздел | 10 |
2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда в соответствии с направлениями работы | 10 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей и интересов | 12 |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 24 |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы | 26 |
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 26 |
3.Организационный раздел | 28 |
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 28 |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда | 30 |
3.3. Организационно-методическая и консультативная деятельность | 31 |
Литература | 34 |
- Целевой раздел
- . Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28; Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Распоряжения Министерства просвещения РФ от 06.04.2021 №Р-77 «Об отверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
Рабочая программа соотнесена с адаптированными образовательными программами: для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, построенных на основе ФГОС ДО и ФАОП ДО, с Рабочей программой воспитателя в Муниципальном дошкольном автономном образовательном учреждении детский сад «Золотой ключик» (далее МДОАУ д/с «Золотой ключик», положением о группе комбинированной направленности.
1.1.1. Цели и задачи
Целями рабочей программы являются:
- разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций;
- обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цели рабочей программы достигаются через решение следующих задач, основанных на задачах Федеральных программ дошкольного образования.
Задачи рабочей программы:
- реализация содержания АОП ДО обучающимися с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития, с интеллектуальными нарушениями - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
1.1.2. Принципы и подходы организации образовательной деятельности
Рабочая программа построена на следующих принципах Федеральной адаптированной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ, установленных ФГОС ДО и специфических принципах:
1) Поддержка разнообразия детства.
2) Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
3) Позитивная социализация ребенка.
4) Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
5) Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6) Сотрудничество Организации с семьей.
7) Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы:
- Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребёнка с ТНР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
- Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
- Этиопатогенетический принцип. Для правильного построения коррекционной работы с ребёнком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.
- Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.
Основные подходы к формированию Программы.
Программа:
- сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФАОП ДО;
- определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей с ОВЗ;
- обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Основные участники реализации Программы:
педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
Особенности разработки Программы:
- условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
- социальный заказ родителей (законных представителей);
- детский контингент;
- кадровый состав педагогических работников;
- культурно-образовательные особенности МДОАУ д/с «Золотой ключик»;
- климатические особенности;
- взаимодействие с социумом.
В Программе учитываются индивидуальные психофизические особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ.
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с ТНР.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.
Дошкольники с ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности.
Общее недоразвитие может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии.
Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
1.2. Планируемые результаты : [1] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи]; [2] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития]; [3] [Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями].
1.2.1. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Проведению дифференциальной диагностики предшествует с предварительный сбор и анализ совокупных данных о развитии ребенка. С целью уточнения сведений о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа с родителям (законным представителям) ребенка.
Обследование начинается с ознакомительной беседы, целью которой является не только установление положительного эмоционального контакта, но и определение степени его готовности к участию в речевой коммуникации, умения адекватно воспринимать вопросы, давать на них ответы (однословные или развернутые), выполнять устные инструкции, осуществлять деятельность в соответствии с возрастными и программными требованиями.
Беседа с ребёнком позволяет составить представление о возможностях диалогической и монологической речи, о характере владения грамматическими конструкциями, вариативности в использовании словарного запаса, об общем звучании голоса, тембре, интонированности, темпо-ритмической организации речи ребенка, наличии или отсутствии у него ярко выраженных затруднений в звуковом оформлении речевого высказывания. Содержание беседы определяется национальными, этнокультурными особенностями, познавательными, языковыми возможностями и интересами ребенка. Беседа может организовываться на лексических темах: "Моя семья", "Любимые игрушки", "Отдых летом", "Домашние питомцы", "Мои увлечения", "Любимые книги", "Любимые мультфильмы", "Игры". Образцы речевых высказываний ребенка, полученных в ходе вступительной беседы, фиксируются.
1. Обследование словарного запаса
Содержание данного раздела направлено на выявление качественных параметров состояния лексического строя родного языка обучающихся с ТНР. Характер и содержание предъявляемых ребенку заданий определяются возрастом ребенка и его речеязыковыми возможностями и включают обследование навыков понимания, употребления слов в разных ситуациях и видах деятельности. В качестве приемов обследования можно использовать показ и называние картинок с изображением предметов, действий, объектов с ярко выраженными признаками; предметов и их частей; частей тела человека, животных, птиц; профессий и соответствующих атрибутов; животных, птиц и их детенышей; действий, обозначающих эмоциональные реакции, явления природы, подбор антонимов и синонимов, объяснение значений слов, дополнение предложений нужным по смыслу словом.
2. Обследование грамматического строя языка
Обследование состояния грамматического строя языка направлено на определение возможностей ребенка с ТНР адекватно понимать и реализовывать в речи различные типы грамматических отношений. В связи с этим детям предлагаются задания, связанные с пониманием простых и сложных предлогов, употреблением разных категориальных форм, словообразованием разных частей речи, построением предложений разных конструкций. В заданиях можно использовать такие приемы, как составление фразы с опорой на вопрос, на демонстрацию действий, по картине, серии картин, по опорным словам, по слову, заданному в определенной форме, преобразование деформированного предложения.
3. Обследование связной речи
Обследование состояния связной речи ребенка с ТНР включает в себя несколько направлений. Одно из них - изучение навыков ведения диалога - реализуется в самом начале обследования, в процессе так называемой вступительной беседы. Для определения степени сформированности монологической речи предлагаются задания, направленные на составление ребенком различных видов рассказов: повествовательного, описательного, творческого. Важным критерием оценки связной речи является возможность составления рассказа на родном языке, умение выстроить сюжетную линию, передать все важные части композиции, первостепенные и второстепенные детали рассказа, богатство и разнообразие используемых при рассказывании языковых средств, возможность составления и реализации монологических высказываний с опорой (на наводящие вопросы, картинный материал) и без таковой. Детские рассказы анализируются также по параметрам наличия или отсутствия фактов пропуска частей повествования, членов предложения, использования сложных или простых предложений, принятия помощи педагогического работника, наличие в рассказе прямой речи, литературных оборотов, адекватность использования лексико-грамматических средств языка и правильность фонетического оформления речи в процессе рассказывания.
4. Обследование фонетических и фонематических процессов
Ознакомительная беседа с ребенком дает первичное впечатление об особенностях произношения им звуков родного языка. Для чего необходимо предъявить ряд специальных заданий, предварительно убедившись, что инструкции к ним и лексический материал понятны ребенку с ТНР. Звуковой состав слов, соответствующих этим картинкам, самый разнообразный: разное количество слогов, со стечением согласных и без него, с разными звуками. Проверяется, как ребенок произносит звук изолированно, в составе слогов (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в которых проверяемый звук находится в разных позициях (в начале, середине, конце слова), в предложении, в текстах. Для выяснения степени овладения детьми слоговой структурой слов отбираются предметные и сюжетные картинки по тематическим циклам, хорошо знакомые ребенку, например, обозначающие различные виды профессий и действий, с ними связанных.
Обследование включает как отраженное произнесение ребенком слов и их сочетаний, так и самостоятельное. Особое внимание при этом обращается на неоднократное воспроизведение слов и предложений в разном речевом контексте. При обследовании фонетических процессов используются разнообразные методические приемы: самостоятельное называние лексического материала, сопряженное и отраженное проговаривание, называние с опорой на наглядно-демонстрационный материал. Результаты обследования фиксируют характер нарушения звукопроизношения: замены звуков, пропуски, искажение произношения, смешение, нестойкое произношение звуков, характер нарушений звуко-слоговой организации слова.
Обследование фонематических процессов ребенка с нарушениями речи проводится общепринятыми приемами, направленными на выявление возможностей дифференциации на слух фонем родного языка с возможным применением адаптированных информационных технологий.
В рамках логопедического обследования изучению подлежит степень сформированности всех компонентов языка, а также операций языкового анализа и синтеза: выделение первого гласного звука в слове, стоящего под ударением, первого согласного звука в слове, последнего согласного звука в слове, гласного звука в положении после согласного, определением количества гласных звуков в сочетаниях, количества звуков в односложных словах и их последовательности.
В процессе комплексного обследования изучается состояние пространственно-зрительных ориентировок и моторно-графических навыков.
- Содержательный раздел
2.1. Содержание деятельности учителя–логопеда в соответствии с направлениями работы
Содержание деятельности учителя-логопеда осуществляется в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136 н., в соответствии профилю деятельности: - учитель-логопед (нарушение речи).
В рамках логопедического и методического сопровождения реализации основных, адаптированных и дополнительных образовательных программ учителем–логопедом ДОО ведётся следующая работа:
Направление деятельности учителя-логопеда | Планируемые результаты. |
Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования | - Разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи; - Организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; - Организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; - Создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей; - Проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи здоровья; - Отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов; - Контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи; - Сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве; - Реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе. |
Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития | - Выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи; - Планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей; - Составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса; - Консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий; - Проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса; - Планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи; - Ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи. |
Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации | - Определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации; - Содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи; - Развитие у детей с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми; - Организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения; - Проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий. |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом психофических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся с ОВЗ, специфики их образовательных потребностей и интересов
Прием на логопедический пункт производится в начале учебного года. На логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ, заключение психолого-педагогического консилиума (ППк) ДОО и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем–логопедом), а также обучающиеся имеющие высокий риск возникновения нарушений речи.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательной организации;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа.
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).
Используются следующие диагностические методики и методические рекомендации:
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в индивидуальную карту развития ребенка.
Периодичность педагогической (логопедической) диагностики:
- сентябрь – 1- 2 неделя;
- январь – 3 неделя;
- май – 3 - 4 неделя.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Логопедические занятия проводятся с 15 сентября. Основную нагрузку несёт индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится не менее 2-х раз в неделю с каждым ребёнком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в карте индивидуального развития ребёнка.
Формы организации образовательной деятельности.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий: индивидуальные - основная цель которых - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии; при этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.); Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
подгрупповые - основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения. Большую часть времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с интересами. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала.
Содержание подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий - первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
Осуществляется:
- Закрепление навыков произношения изученных звуков.
- Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
- Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.
- Закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава. Отдельные специфические проявления патологии речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
а) закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д, г-гь и т.д ) Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, отработать более четкую артикуляцию. Это позволит не только активизировать сам артикуляционный аппарат, на базе имеющихся звуков отработать сознательного появления в речи детей отсутствующих звуков, но и увеличить внятность речи в целом; б) постановку отсутствующих у ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з ,ставится звук ж, от б-д, от д-т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
Содержание логопедической работы с обучающимися с ТНР,
не владеющих фразовой речью (первый уровень речевого развития)
Направление работы | Содержание |
Развитие понимания речи | Обучение по инструкции узнаванию и показыванию предметов, действий, признаков, понимание обобщающих значений слов, дифференцированное восприятие вопросов кто? куда? откуда? понимание обращения к одному и нескольким лицам, грамматических категорий числа существительных, глаголов, угадывание предметов по их описанию, определение элементарных причинно-следственных связей. |
Развитие активной подражательной речевой деятельности | Развитие активной подражательной речевой деятельности (в любом фонетическом оформлении называть родителей, близких родственников, подражать крикам животных и птиц, звукам окружающего мира, музыкальным инструментам); обучение простым приказам - на, иди. Составление первых предложения из аморфных слов-корней, преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа, составление предложений по модели: кто? что делает? Кто? Что делает? Что? (например: Тата (мама, папа) спит; Тата, мой ушки, ноги. Тата моет уши, ноги.). Развитие памяти, внимания, логического мышления (запоминание 2-4 предметов, угадывание убранного или добавленного предмета, запоминание и подбор картинок 2-3-4 частей). Обучение соотнесению предметов и действия с их словесным обозначением, понимание обобщающего значения слов. Появление потребности общаться с помощью элементарных двух-трехсловных предложений. Проявление словесной деятельности в любых речезвуковых выражениях без коррекции их фонетического оформления. |
Обучение детей с начатками фразовой речи (второй уровень речевого развития)
Направление работы | Содержание |
Развитие понимания речи | Формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологическойречи. |
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка | Обучение называнию 1-3хсложных слов (кот, муха, молоко), первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой - моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных). |
Развитие самостоятельной фразовой речи | Усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, - под, - в, - из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание коротких двустиший и потешек (допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, в то время, как фиксируется внимание на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т.д.). |
Развитие произносительной стороны речи: | Различение речевых и неречевых звуков, определение источника, силы и направленности звука. Уточнение правильности произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизация поставленных звуков на уровне слогов, слов, предложений; формирование правильной звукослоговой структуры слова. Различение и четкое воспроизведение слоговых сочетаний из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизведение слогов со стечением согласных. Усвоение ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов (допустимы нарушениязвукопроизношения). |
К концу данного этапа обучения дети овладевают простой фразой, могут согласовывать основные члены предложения, понимать и использовать простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода; понимают некоторые грамматические формы слов, несложных рассказов, коротких сказок.
Обучение детей с развернутой фразовой речью
с элементами лексико-грамматического недоразвития
(третий уровень речевого развития)
Направление работы | Содержание |
Развитие понимания речи | Умение вслушиваться в обращённую речь, дифференцированно воспринимать названия предметов, действий признаков; развитие понимания более тонких значений обобщающих слов, подготовка к овладению монологической и диалогической речью. |
Развитие произносительной стороны речи | Закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков. Употребление этих слов в самостоятельной речи. Развитие умения дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, твердые - мягкие, отработка этих дифференцировок впроизношении. |
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза | Закрепление навыков звукового анализа и синтеза (анализ и синтез простого слога без стечения согласных, выделение начального гласного/согласного звука в слове, анализ и синтез слогов со стечением согласных, выделение конечного согласного/гласного звука в слове, деление слова на слоги, анализ и синтез 2-Зсложных слов). Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение». |
Развитие общих речевых навыков | Развитие интонационной выразительности речи, совершенствование четкости дикции. Закрепление навыка правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни. Развитие способности изменять голос по силе, высоте, тембру, используя игры-драматизации и диалоги. Обучение правильному дыханию. |
Развитие лексико-грамматического строя речи | Расширение значений слов; формирование семантической структуры слова; введение новых слов и словосочетаний в самостоятельную речь существительных уменьшительным и увеличительным значением (бусинка, голосок - голосище); с противоположным значением (грубость, вежливость; жадность-щедрость). Формирование умений объяснять переносное значение слов (золотые руки, острый язык, долг платежом красен, бить баклуши и т.д.). Обучение подбору однозначных существительных к прилагательным (острый - нож, соус, бритва, приправа; темный (ая) - платок, ночь, пальто; образование от названий действий названий предметов (блестеть - блеск, трещать - треск, шуметь - шум; объяснению логических связей (Оля провожала Таню - кто приезжал?), подбору синонимов (смелый -храбрый). |
Развитие самостоятельной фразовой речи | Расширение навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности, составление предложений с разными видами придаточных, закрепление умений составлять рассказы по картине, серии картин, по представлению, по демонстрации действий, преобразование деформированного текста; включение в рассказы начала и конца сюжета, элементов фантазии. |
Обучение детей с остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития всех компонентов языковой системы
(четвертый уровень речевого развития)
Направление работы | Содержание |
Совершенствование произносительной стороны речи | Закрепление навыков четкого произношения и различения поставленных звуков, автоматизация их правильного произношения в многосложных словах и самостоятельных высказываниях. |
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза | Закрепление понятиий «звук», «слог», «слово», «предложение»; обучение анализу и синтезу обратных и прямых слогов и односложных- двух, трех сложных слов, составление из букв разрезной азбуки слоги, слов; развитие оптико-пространственных и моторно-графических навыков. |
Развитие общих речевых навыков | Воспитание ритмико-интонационной и мелодической окраскиречи. |
Развитие лексико-грамматического строя речи | Расширение лексического запаса в процессе изучения новых слов и лексических групп, активизация словообразовательных процессов (сложные слова: белоствольная береза, длинноволосая, черноглазая девочка, прилагательные с различным значением соотнесенности: плетеная изгородь, соломенная крыша, марлевая повязка, приставочные глаголы с оттеночными значениями: выползать, вползать, подъехать - объехать). Упражнение в подборе синонимов, антонимов, давая им объяснения (скупой – жадный, добрый – милосердный, неряшливый – неаккуратный, смешливый – веселый, веселый – грустный и проч.); объяснение переносного значения слов и целых выражений (сгоретьсостыда,широкаядуша);преобразованиеназванийпрофессиймужскогородав названия женского рода (портной – портниха, повар – повариха, скрипач - скрипачка), преобразование одной грамматической категории в другую (читать читатель – читательница –читающий). |
Развитие самостоятельной фразовой речи | Закрепление навыков употребления предложений по опорным словам, расширение объема предложений путем введения однородных членов предложений. Совершенствование связной речи: закрепление навыков рассказа, пересказа с элементами фантазийных и творческих сюжетов. |
В результате логопедического воздействия речь детей с 4 уровнем речевого развития максимально приближается к возрастным нормам. Это проявляется в свободном, безошибочном владении диалогической и монологической речью, а именно: в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Соответственно с этим у детей сформирован лексико-грамматический строй языка. Так, дети адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют в полном для указанного возраста объеме навыками словообразования и словоизменения. Фонетическое оформление речи детей соответствует нормам родного языка. Кроме того, у детей достаточно сформированы операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты (чтение и печатание некоторых букв, слогов, коротких слов).
Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).
Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.
Направление работы | Содержание |
Коррекция звукопроизношения | Формирование артикуляционной моторики, выработка правильной артикуляции нарушенного звука, формирование навыков правильного произношения изолированного звука, закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации; формирование умения определять наличие звука в слове. |
Формирование фонематического восприятия | Артикуляторный (подготовительный) этап: Уточнение артикуляторной основы сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова. Дифференцировочный этап: Дифференциация каждого правильно произносимого звука, сравнение их на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Уточнение дифференциации гласных звуков. |
Подготовка к обучению грамоте | Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове, о качестве звуков в слове. Отработка наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору – схему. Формирование умения делать слоговой анализ слов, анализ и синтез обратных слогов. Уточнение артикуляции согласных звуков, выделение последнего согласного в слове, выделение начальных согласных в слове, выделение ударных гласных из положения после согласных в слове. Обучение анализу и синтезу прямого слога, звуко-слоговому анализу и синтезу односложных слов из 3 звуков и двухсложных с опорой на схему, где обозначаются и слоги и звуки. Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов со стечениями согласных в составе односложных слов, двухсложных с закрытым слогом, трехсложных, произношение которых не расходится с написанием. Преобразование слов путем замены отдельных звуков. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова. |
Обучение детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Направление работы | Содержание работы |
Коррекция звукопроизношения | - выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков; - развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи. |
1. Постановка звуков (Л, Ль, Р, Рь), используя различные способы (имитационный, механический, смешанный). 2. Автоматизация поставленных звуков: 1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. 3. Дифференциация: 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. | |
Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи. |
Формы, приёмы в организации коррекционной логопедической работы
Индивидуальная работа с детьми | Интеграция с другими образовательными областями | Самостоятельная деятельность детей | Взаимосвязь с воспитателем | Взаимодействие с родителями |
-индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения -подгрупповая работа по развитию лексики, грамматики и связной речи - игры с предметами и сюжетными игрушками -дидактические игры с использованием предметов и игрушек - логопедические игры на развитие общей и мелкой моторики -артикуляционные упражнения -дыхательная гимнастика - чтение, рассматривание иллюстраций, - коммуникативные тренинги, -настольно-печатные игры, -разучивание стихотворений, -речевые задания и упражнения, -работа по обучению пересказу с опорой на картинки, рассказу по серии сюжетных картинок, составлению описательного или повествовательного рассказа, - показ настольного театра, - инсценировка знакомых произведений. | Физическое развитие: -динамические паузы, подвижные игры, координация речи с движением, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры. Социально-коммуникативное развитие: Ситуативные беседы, диалоги, принятие различных ролей в процессе сюжетно-ролевой игры или инсценировки произведения, вырезание, приклеивание. Познавательное развитие: Воспроизведение в устной речи логической последовательности событий, работа с загадками. Речевое развитие: общение взрослых с детьми, ответы на вопросы, правильное произношение слов, использование в речи средств интонационной выразительности Художественно-эстетическое развитие: чтение, слушание, обсуждение различных произведений, обведение по контуру, раскрашивание, штриховка изображений, музыкальное сопровождение. | Игра – драматизация с использованием различных видов театров, игры в парах с использованием артикуляционной гимнастики, самостоятельная художественно-речевая деятельность, сюжетно-ролевые игры, игра-импровизация по мотивам сказок, театрализованные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, словотворчество. | Открытые мероприятия для воспитателей по коррекции звукопроизношения у детей, консультации, беседы, «Круглые столы» по организации индивидуальной логопедической помощи детям, оформление информационных стендов различной тематики, логопедические пятиминутки, иллюстративный материал и художественная литература, помощь в организации логопедических уголков группы. | Анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление информационных стендов в группе, наглядная информация различной тематики, консультирование по вопросам организации речевой среды дома. |
Образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Здоровьесберегающие технологии:
Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия осуществляется путем использования следующих здоровьесберегающих технологий.
Технология | Содержание работы, проведение |
Динамические паузы | Упражнения для профилактики переутомления на каждом занятии (подгрупповом, индивидуальном) по мере утомляемости детей. Длительность - 2-3 мин; 1-2 раза, в зависимости от продолжительности занятия. Может включать в себя упражнения на развитие общей моторики, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др. |
Пальчиковая гимнастика | Тренировка тонких движений пальцев и кисти рук. На каждом занятии как динамическая пауза или ее часть |
Артикуляционная гимнастика | Упражнения для выработки полноценных (точных и сильных) движений губ, языка, челюсти. Гимнастика для глаз На каждом подгрупповом занятии как часть динамической паузы. На индивидуальных занятиях по показаниям. Дыхательная гимнастика На подгрупповых и индивидуальных занятиях. |
Психогимнастика | Специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Используется на индивидуальных занятиях по показаниям. |
Кинезиологические упражнения | Упражнения на развития межполушарного взаимодействия (как часть занятия или динамической паузы) |
Релаксация | Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление) |
Логоритмические упражнения | Упражнения на координацию музыки, движения и речи (как часть занятия). |
Фонетическая ритмика | Система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). |
Биоэнергопластика | Соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. |
Наряду со здоровьесберегающими технологиями необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы:
- игровые технологии в логопедической коррекции;
- технология речедвигательной ритмики (А.Я Мухиной);
- технология коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);
- технология логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина);
- информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; развивающие игры с портала «Мерсибо»; «Учимся, играя»; игры, выполненные в формате презентаций и т.п.;
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопункте современные методические разработки, в том числе А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк, В.К. Воробьевой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, З.Е. Агранович и др.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных отклонений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Коррекционная направленность логопедиченских занятий осуществляется не только на индивидуальных и подгрупповых занятиях, но и в режимных моментах, играх, труде, театрализованной деятельности, дополнительном образовании, экскурсиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей).
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:
- совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
- совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – равноправные партнеры;
- совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
- совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
- самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).
Организуя различные виды деятельности, педагог учитывает опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности). Эту информацию педагог может получить в процессе наблюдения за деятельностью детей и фиксировать в карте развития ребенка. На основе полученных результатов организуются разные виды деятельности, соответствующие возрасту детей. В процессе их организации педагог создает условия для свободного выбора детьми деятельности, оборудования, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность, устанавливает правила взаимодействия детей. Педагог использует образовательный потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и развития детей.
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.
В ДОО создана система форм организации разнообразной деятельности дошкольников.
Простые формы:
- беседа,
- рассказ,
- эксперимент,
- наблюдение,
- дидактическая (или любая другая игра, возникающая по инициативе педагога)
Составные формы:
- игровые ситуации,
- игры-путешествия,
- творческие мастерские,
- детские лаборатории,
- творческие гостиные,
- творческие лаборатории,
- целевые прогулки,
- экскурсии,
- образовательный челлендж,
- интерактивные праздники.
Комплексные формы:
- детско-родительские и иные проекты,
- тематические дни,
- тематические недели,
- тематические или образовательные циклы.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Способы и направления поддержки детской инициативы:
- создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ТНР;
- создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребёнка;
- целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;
- выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей;
- подготовка детей с ТНР ко второй ступени обучения (начальная школа);
- взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития детей;
- обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Семья принимает активное участие в развитии ребенка, чтобы обеспечить непрерывность коррекционно-развивающего процесса.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Коллективные формы взаимодействия:
- общие родительские собрания
- групповые родительские собрания
- «День открытых дверей»
- тематические занятия «Семейного клуба»
- проведение детских праздников и досугов
2. Индивидуальные формы работы:
- анкетирование и опросы
- беседы и консультации
3. Формы наглядного информационного обеспечения:
- информационные стенды и тематические выставки
- выставки детских работ
- открытые занятия
- размещение информации в «Консультативном пункте» на сайте детского сада
- издание газеты «Речевая палитра»
4. Проектная деятельность
- совместные и семейные проекты различной направленности
План работы с родителями
Месяц | Родители |
Сентябрь | Консультирование по проблемам речевого развития воспитанников, пропаганда логопедических знаний. |
Октябрь | Консультация «Артикуляционная гимнастика» рекомендации по проведению артикуляционных упражнений. |
Ноябрь | Консультация «Когда обратиться к логопеду?» |
Декабрь | Консультация «Детские ошибки. Не замечать или поправлять». |
Январь | Консультирование по запросам родителей. |
Февраль | Консультация «Движение и речь» |
Март | Консультация «Если ребенок заикается». |
Апрель | «Особенности логопедической работы с детьми дома». |
Май | Консультация «Скоро в школу: готов ли Ваш ребенок к началу школьного обучения». Рекомендации учителя – логопеда на летний период. |
- Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-технического обеспечение:
- столы для индивидуальных и подгрупповых занятий;.
- стол и стул учителя-логопеда;
- шкафы в для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
- мольберт;
- настенное зеркало размером 80x120 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
- индивидуальные зеркала 9x12 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения;
- стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с детьми, стулья для детей;
- компьютер;
- программно-индикаторный комплекс «ЛОГО»;
- настенная развивающая панель;
- кресло-пуф (кот);
- набор логопедических зондов, шпатели.
Перечень методических пособий и технологий для осуществления образовательной деятельности |
Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007. Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у дошкольников). – СПб., 2014. Кондратьева С.Ю., Рысина И.В. Методика исследования уровня развития счетных навыков у детей старшего дошкольного возраста (выявление предрасположенности к дискалькулии). – СПб., 2015. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьеева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. — М.: Просвещение, 2000. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013. Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб., 2006. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016. Лиманская О.Н., Конспекты логопедических занятий в средней группе, - М.: ТЦ Сфера, 2016. Лиманская О.Н., Конспекты логопедических занятий в старшей группе, - М.: ТЦ Сфера, 2016. Лиманская О.Н., Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе, - М.: ТЦ Сфера, 2016. Логопедия. Методическое наследие. Кн. 5. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под. ред. Л. С. Волковой. — М., 2007. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2016 Нищева Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста (методический комплект программы ). – Спб.: Детство-пресс, 2016 Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2005. Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000. Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. |
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей с ОВЗ дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В логопедическом кабинете имеются:
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);
- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, словадействия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п.
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п.
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п.
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.
Пособия для обследования и развития слуховых функций: звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.
Пособия для обследования и развития интеллекта: пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения, серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.
Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте: разрезная азбука; символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов; символы для составления картинно-графической схемы предложений; символы простых и сложных предлогов; наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной; дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.
3.3. Организационно-методическая и консультативная деятельность
Цель: создание условий для оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ, имеющим различные речевые нарушения и их семьям.
Задачи:
- Совершенствовать систему работы по развитию устной речи детей с ОВЗ на основе современных логопедических технологий.
- Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в вопросах развития устной речи дошкольников.
- Способствовать созданию специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
- Обобщать и распространять педагогический опыт работы по развитию устной речи детей с ОВЗ. Консультативная работа с педагогами осуществляется по индивидуальным запросам, а также согласно годовому плану работы учителя-логопеда.
План методической работы с педагогами
Месяц | Воспитатели | Методическая работа |
Сентябрь | Ознакомление воспитателей с результатами диагностики. Консультативная помощь. | Оформление логопедического кабинета и уголка в группе, подготовка документации, заполнение речевых карт на каждого ребенка. |
Октябрь | Консультация «Создание специальных условий воспитания и обучения для детей с ОВЗ в ДОО». | Обогащение наглядного материала |
Ноябрь | Консультация «Особенности развития речи у ребенка с двуязычием» | Подготовка игр и упражнений для проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастик |
Декабрь | Помощь в подготовке НОД по развитию речи и обучению грамоте. | Обогащение наглядного материала |
Январь | Консультация «Графические схемы – как эффективный способ составления описательного рассказа» | Пополнение картотеки игр и упражнений для проведения логопедических пятиминуток. |
Февраль | Консультация «Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков в режимных моментах». | Пополнение картотеки игр и упражнений для развития психологической базы речи |
Март | Консультация «Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольников» | Пополнение картотеки игр и упражнений для развития дыхания |
Апрель | Консультация «Как предупредить дисграфию?» | Пополнение картотеки игр и упражнений для развития фонематического восприятия. |
Май | Динамика речевого развития детей на конец года. «Игры с песком и водой, или как с пользой провести лето». | Оформление отчетной документации. Подготовка документации к следующему учебному году. |
Организация совместной работы с воспитателями комбинированных групп
Мероприятия | Срок | Ответственные |
Комплексное психолого-педагогическое обследование обучающихся | Сентябрь, май | Специалисты ППк |
Формирование списков детей, нуждающихся в логопедической помощи | 1 – 15 сентября | Учитель-логопед |
Сбор анамнестических данных для заполнения речевой карты | 1 – 15 сентября | Учитель – логопед, воспитатели |
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-развивающей деятельности по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы обучающихся | Сентябрь | Специалисты ППк, воспитатели |
Составление индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ | Сентябрь | Специалисты ППк, воспитатели |
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися | В течение года | Специалисты ППк, воспитатели |
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями специалистов | В течение года | Специалисты ППк, воспитатели |
Проведение родительских собраний | Сентябрь, январь, май | Специалисты ППк, воспитатели |
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год. | Май | Специалисты ППк, воспитатели |
Литература
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с задержкой психического развития.
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МДОАУ д/с «Золотой ключик» для детей с интеллектуальными нарушениями.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2024-2025 Средняя группа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по реализации образовательной программы совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста 4-5 лет (средняя группа) муниципального автономного дошкол...
Рабочая программа 2024-2025 год
Средняя группа...
Рабочая программа 2024-2025 год
Средняя группа...
Рабочая программа 2024-2025
Рабочая программа подготовительная группа...
Рабочая программа 2024-2025
подготовительная группа...
Рабочая программа 2024-2025
подготовительная группа...
Рабочая программа 2024-2025
Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию, направление "Музыкальная деятельность"...