"Кубики как многофункциональное пособие в работе учителя-логопеда" (презентация)
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Любовь Николаевна Парфентьева

В презентации представлены варианты работы с кубиками при формировании всех компонентов речи учителем-логопедом у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70» Кубики как многофункциональное пособие в работе учителя-логопеда Составила: учитель-логопед Парфентьева Любовь Николаевна г. Ярославль, 2024 г.

Слайд 2

Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Детям с общим недоразвитием речи свойственны аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слова. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса. К тому же современные дошкольники избалованы обилием игрушек и гаджетов и заинтересовать их на занятии достаточно трудно. Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.

Слайд 3

Использование игр с кубиками Цель: применения данного пособия: развитие всех сторон речи дошкольников с ОНР посредством использования логопедических кубиков, создание условий для активного его использования в коррекции речевых нарушений . Задачи: -развитие речевой и познавательной деятельности детей; -расширение и активизация словарного запаса детей; -развитие лексико-грамматического строя; -автоматизация и дифференциация звуков речи; -формирование фонематических процессов; -развитие просодической стороны речи; -формирование слоговой структуры слова; -развитие связной речи; -обучение грамоте детей дошкольного возраста. А так же подготовка речевого аппарата к постановке и автоматизации звуков, и формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Слайд 4

Использование логопедических кубиков – современное и доступное средство обучения, полностью отвечающее требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета: - доступность ; - многофункциональность; - вариативность; - насыщенность . Основные достоинства пособия: - кубики многофункциональны; - просты в изготовлении; - удобны в использовании; - дошкольники могут помогать в их изготовлении; можно использовать в разных возрастных группах . Кубики можно использовать на любых этапах в структуре логопедического занятия для закрепления речевых навыков детей всех сторон речи как форме индивидуального, так и подгруппового занятия.

Слайд 5

Выполнение дыхательной гимнастики , при которой ребенок должен сидеть/стоять прямо и не наклонять корпус вперед. При использовании башни из кубиков ребенок может сидеть. Кубики ставятся друг на друга на нужную высоту и на верхний кубик кладут перышко (вату, шарик и др.). Ребенок сдувает .

Слайд 6

Формирование пространственных представлений: на каждом кубике картинка на изучаемую лексическую тему или слова с нужным звуком при автоматизации / дифференциации. - Что находится под/над капустой (или курткой )-в соответствии с лексической темой. - Над /под чем находится сова? Под шиной (дифференциация звуков [С]-[Ш ]). - Назови сверху вниз все картинки на кубиках (автоматизация звука [Л] в начале слова); - Кубики красного цвета для автоматизации звука [Р] в стечении в начале слова ( слева, справа, между, перед, за ). Так же можно использовать для этого варианта лексическую тему, н-р, детёныши домашних животных.

Слайд 8

Выполнение артикуляционной гимнастки является важным этапом подготовительной работы при постановке звуков. Кубики так же можно применять на этом этапе . На гранях крепятся изображения упражнений артикуляционной гимнастики . Ребёнок кидает кубик и выполняет упражнение. Выполнение можно сопровождать стихотворением .

Слайд 9

Работа над ритмом и слоговой структурой слова. Из кубиков одного цвета и размера выкладывается визуально-ритмический ряд (2-1, 2-3 и др), и ребёнок повторяет заданный слог (можно с автоматизируемым звуком ), «нажимая» пальчиком на кубик, или отхлопывая ритм в ладоши.

Слайд 10

Когда ребёнок научился повторять цепочки слогов, которые не образуют слова, можно брать слоги слов (ва-та). Из кубиков двух цветов выкладывается визуально-ритмический ряд 1-1 и ребенок проговаривает слоги. Далее слоги заменяются словами 1 типа слоговой структуры слова . Таким же способом проводится работа по цепочке с любым типом слогов и слов.

Слайд 11

Просодический компонент речи так же нарушен у детей ТНР, особенно у детей с дизартрией. Для работы мы снова берём кубики, выкладываем визуально-ритмический ряд из кубиков разного размера (материала), и ребенок произносит слог/слово « громко-тихо». Так же вариант игры походит для автоматизации/дифференциации звуков (за-громко, са-тихо).

Слайд 12

Подготовив органы артикуляции для постановки звука и добившись результата, переходим к автоматизации звука в разных речевых единицах, от простых к сложным. Этот этап длительных и требует большого разнообразия игр, чтобы у ребенка не снижался познавательный интерес. Автоматизацию звука в слогах можно проводить на визуально-ритмических рядах, как было ранее описано. Для автоматизации звука в словах можно взять кубик с точками и кубик с картинками на автоматизируемый звук (н-р, автоматизация звука [Л] в стечении). Бросаем кубики. Сколько точек – столько раз нужно повторить слово, при этом можно «нажимать» пальчиком на каждую точку (загибать пальчик, выкладывать счетные палочки). Если на кубике вместо точек - цифры, то ребенок повторяет слово столько же раз или согласовывает числительное и имя существительное . Можно организовать работу в парах . Для дифференциации звуков эта игра тоже может быть использована (дифференциация звуков [Й]-[Ль] в одном слове).

Слайд 14

У детей с ОНР оказывается не сформирована лексико-грамматическая сторона речи и возникают трудности в словоизменении и словообразовании, согласовании слов разных частей речи. Здесь тоже на помощь «приходят» кубики. Н-р, при: - согласовании имен существительных с прилагательными (на одном кубике грани разного цвета, на другом-черно-белые картинки, или на одном кубике все предметы одного цвета, которые могут быть «синими» (лексическая тема «Одежда»-желтое платье) и одновременно автоматизация звука [Л] в словосочетании, или на одном кубике эмоции, на другом-члены семьи (радостная бабушка).

Слайд 15

- согласовании имен существительных с числительными ( на одном кубике точки/цифры, на другом-картинки по лексической теме «Мебель»); - образовании притяжательных прилагательных ( на одном кубике- члены семья, на другом-картинки по лексической теме «Одежда»-бабушкина юбка);

Слайд 16

- работе с предложно-падежными конструкциями ( на одном кубике все падежи-символы, на другом предметные картинки на лексическую тему или по автоматизации заданного звука).

Слайд 17

В работе с детьми с ОНР разного уровня речевого развития мы используем кубики от формирования умению звукоподражания до составления развернутой фразы (простого распространенного предложения)

Слайд 18

При работе с ребенком с ОНР II уровня речевого развития продолжается работа над расширением словарного запаса, пониманием и правильным употреблением в речи слов разных грамматических категорий, составлением предложений, слоговой структурой слова с использованием разных игр, в том числе кубиков. ( Папа гладит голубые шорты. Девочка ловит бабочку).

Слайд 19

Большое внимание в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда следует уделять развитию связной речи . Т.к. дети очень редко кто оказывается способным пересказать знакомую сказку или рассказ, составить описательный рассказ, составить рассказ по серии картинок. В основном - это односложные ответы на вопросы педагога. В работе над развитием этой стороны речи мы используем знакомые нам кубики - сказки, а также технологию развития речи, воображения и коммуникативных качеств детей «Сторителлинг». Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Задачи: - развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение, уверенность в выступлениях на публике; - способствовать раскрытию талантов и самовыражения; - наглядно мотивировать поступки героев; - формировать умственное восприятие и переработку информации, желание общаться.

Слайд 20

Метод сторителлинга позволяет : • разнообразить образовательную деятельность с детьми; • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; • обогатить устную речь дошкольников; • облегчить процесс запоминания сюжета. Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику. В придуманной истории должны быть :вступление, основная часть, заключение, краткий вывод. После составления сказки или рассказа, желающие могут пересказать, можно инсценировать услышанную сказку. На первых этапах можно не делать акцент на цвете фона, в более старшем возрасте-опираться на определенный фон картинки.

Слайд 22

Работу по подготовке к обучению грамоте и обучению грамоте мы так же проводим с помощью кубиков. Звуковой анализ слов. Работу можно проводить в парах. Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к звуко-слоговой схеме, которая выпала на грани кубика. Либо в другом варианте: подбирают нужную звуко-слоговую схему к слову-картинке

Слайд 23

Звуко-буквенный анализ и чтение слов

Слайд 24

Таким образом , кубики являются таким наглядным материалом, удачно и просто сочетают в себе игру, речь и общение и, кроме того, имеют богатую содержательную основу. С кубиками можно играть в самые разные игры, охватывают все направления речевого развития ребенка : словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь. В своей работе мы использует кубики деревянные, пластмассовые, бумажные, мягкие, все кубики разного размера-выбираем исходя из целей и задач

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

Интерактивные технологии Mimio в работе учителя-логопеда. Презентация.

Презентация мастер-класса для Седьмой международной конференции "Информационные технологии для Новой школы"....

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Многофункциональное пособие по работе с детьми с ОВЗ "Фетровый планшет "Развивай-ка"

Предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Фетровый планшет «Развивай - ка», предназначенный для детей дошкольного возраста с особенностями в развитии. Этот материал буде...

Презентация "Модернизация многофункциональных пособий в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода".

Презентация содержит информацию об использовании многофункциональных пособий в работе с детьми в рамках реализации интегративного подхода....