январь 2025 Консультация для родителей: «Пять игр для развития грамматического строя речи у старших дошкольников»
консультация по логопедии (старшая группа)
Овладение ребенком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Также овладение ребенком грамматическим строем родного языка играет в будущем очень важную роль при обучении в школе.
В норме дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с различными нарушениями речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. Ребенку с нарушением речи может быть трудно образовать множественное число различных предметов или назвать детенышей различных животных.
Именно поэтому в дошкольном возрасте очень важно уделять внимание
совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Пять игр для развития грамматического строя речи у старших дошкольников»
Овладение ребенком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Также овладение ребенком грамматическим строем родного языка играет в будущем очень важную роль при обучении в школе.
В норме дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. У детей с различными нарушениями речи самостоятельное усвоение грамматического строя речи вызывает затруднения. Ребенку с нарушением речи может быть трудно образовать множественное число различных предметов или назвать детенышей различных животных.
Именно поэтому в дошкольном возрасте очень важно уделять внимание
совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.
Для развития грамматического строя речи дошкольника можно и нужно использовать дидактические игры, в которые полезно и интересно играть не только на занятиях у логопеда, но и дома с родителями.
Далее вашему вниманию будут представлены пять простых игр, которые будут полезны для развития грамматического строя речи у старших дошкольников.
- Игра «Один-много»:
Цель: закрепление у ребенка навыка образовывать множественное число имен существительных.
Эта игра очень простая и в нее можно играть дома с любыми игрушками. Взрослы показывает ребенку игрушку и говорит: «У меня одна машинка (собачка, один мячик)», ребенок говорит «А у меня много машинок (собачек, мячиков)» и т.д.
- Игра «Большой-маленький»:
Цель: закрепление у ребенка навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы слова).
Взрослый берет игрушку или картинку и говорит: «Это большой дом (большое гриб или большой стул)», а ребенок показывает и называет уменьшительно-ласкательную форму слова: «А это маленький домик (маленький грибочек или маленький стульчик)».
В эту игру можно также играть во время прогулки или в поездке на машине.
- Игра «Чей хвост»:
Цель: закрепление у ребенка навыка образовывать притяжательные прилагательные.
Для этой игры вам понадобятся игрушки в виде животных или картинки сих изображением. Взрослый показывает часть тела животного (хвост, ухо, лапа и т.д.) и спрашивает у ребенка «Чей это хвостик?», «Чья это лапка?» или «Чье это ушко?». Ребенок должен правильно назвать, чья это часть тела.
- Игра «Из чего что сделано»:
Цель: закрепление у ребенка навыка образовывать относительные прилагательных.
Для этой игры подойдут любые предметы обихода. Взрослый показывает на предмет и говорит: «Этот стол из дерева, какой это стол?». Ребенок отвечает: «Деревянный».
Лучше задать много таких вопросов, например, «шарф из шерсти – какой?», «сумка из кожи – какая?», «ключ из металла – какой?», «шуба из меха – какая?», «варенье из яблок – какое?», «Суп из
грибов – какой?» и т.д.
Если ребенок затрудняется в ответе, нужно подсказать, проговорив однотипные примеры: «ложка из металла – металлическая, нож из металла – металлический, ножницы из металла - металлические» и т.д.
- Игра «Чей малыш?»:
Цель: закрепление у ребенка навыка образовывать названия детенышей животных с помощью суффиксов.
Для этой игры вам понадобятся картинки с изображением взрослых животных и их детенышей или их фигурки.
Ребенок должен назвать животных, которых знает и их детенышей. Пусть сначала это будут животные, названия детенышей которых легко образовать от названия взрослого животного с помощью суффикса –онок, -ёнок. Например: у кота – котенок, у утки – утенок, у лисы – лисёнок и т.д.
Затем можно перейти к более сложным названиям, предварительно проговорив их вместе с ребенком. Например: у коровы – теленок, у овцы – ягненок, у собаки – щенок, у свиньи – поросёнок и т.д.
Поиграйте в эти несложные игры с ребенком дома или во время прогулки. Как бы усердно не работал специалист, без участия родителей, без закрепления материала дома, работа над устранением речевых недостатков будет более длительной.
Материал подготовил:
учитель-логопед Бармина Ирина Олеговна
МБДОУ д/с №19 «Антошка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета для родителей по теме "Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников"
Работа с родителями проводится для формирования у них «педагогической компетентности» по развитию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.Материал может быть использован ка...

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольником с общим недоразвитием речи
В данной статье рассматриваются периоды формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей «Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха».
Консультация для родителей "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушением слуха"...

Консультация для педагогов на тему: "Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. М...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Речевые игры, направленные на развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, а так же морфологически и синтаксически оформленная речь служит ...

Консультация для родителей "8 игр на развитие грамматического строя речи"
Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное значение для его полноценного общения, так, как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развив...