Сам себе логопед
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Сам себе логопед»
Важнейшим показателем подготовки детей к школе является их уровень речевого развития.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Что такое речь?
- Чистое звукопроизношение
- Богатый словарный запас
- Грамматически правильная речь
- Связная речь
- Грамота
Но в последнее время наблюдается большой рост числа детей, имеющих нарушения звукопроизношения
Сегодня на нашей встречи мы поучимся различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильного звукопроизношения
Строим дом.
-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;
- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого дыхания;
- крыша - развитие фонематического слуха.
Перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков.
Практическая часть
Сейчас я предлагаю вашему вниманию упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1 этап в постановке звуков –
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
ВЫПОЛНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
2 этап – РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы. С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома.
- Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- Сдуть снежинку (бабочку) с кончика носа.
- Вертушка.
3 этап - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх потешках Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком,
Игра с карандашом. Игры с прищепками. Массаж Су – Джок шарами.
4 этап –РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).
Рефлексия
Завершающее упражнение "Благодарю! "
Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сам себе логопед". Мини-консультации для родителей.
Консультации для родителей по развитию речи дошкольников....
Статья для родителей "Сам себе логопед"
В статье представлены рекомендации для родителей о том, как предупредить у ребенка нарушения произношения отдельных звуков или речи в целом , и что делать, если Ваш ребенок плохо ...
Сам себе логопед
Практические советы родителям по устранению речевых нарушений у дошкольников...
Мастер-класс для родителей «Сам себе логопед» .
Научить родителей использовать различные виды игр и игровые упражнения для развития мелкой моторики, расширения словарного запаса и развития познавательных процессов в совместной деятельности с ребенк...
САМ СЕБЕ ЛОГОПЕД
...
Логопедический тренинг для родителей : "Сам себе логопед"
Трениг знакомит родителей с основными направлениями работы по коррекции речевых нарушений...
Деловая игра для педагогов «Сам себе логопед»
Деловая игра для педагогов «Сам себе логопед»...