ИКТ в работе логопеда
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Применение цифровых технологий в работе логопеда.
Цифровые технологии, если говорить просто, это такие технологии и устройства, где информация «оцифровывается», то есть представляется в универсальном цифровом виде. С другой стороны — это все технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные.
Информационные технологии в современном обществе стали одним из действенных средств коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цифровые технологии позволяют создавать новые формы и варианты обучения. Именно эти технологии позволяют заинтересовать детей, которые родились в век непрерывного использования всевозможных гаджетов как в доме, так и за его пределами. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии принадлежат к числу наиболее эффективных средств обучения и мотивирующих компонентов, все чаще применяемых в коррекционной педагогике и используются как дополнительный инструмент в работе педагога.
Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, отдельных роликов, презентаций (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).
Однако полноценное использование цифровых и ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование цифровыми устройствами ограничено требованиями СанПин: ребенок 5-7 лет может «работать» за устройствами не более 10-15 минут не чаще 3 раз в неделю. Поэтому учитель-логопед на занятиях может применять только элементы технологий, включая в структуру традиционного логопедического занятия.
Эффект от их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий.
- Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.
- Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
- Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
- Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий.
- Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.
- Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
- Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.
- Обучение детей навыкам самоконтроля.
- Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.
- Образовательные возможности ИКТ для ребенка. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
- Ребёнок сам видит результат своей работы.
- Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
- Возникает стремление исправить увиденную ошибку.
- Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
- Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
- Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.
- Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
- У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
Образовательные возможности ИКТ для педагога
- Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.
- Сочетание системного и деятельностного подходов к коррекции.
- Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).
- Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных.
- Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы.
- Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты).
- Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.
Образовательные плюсы в использовании ИКТ
- Сокращается время работы с бумажными носителями.
- Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
- Возможность создания базы данных и медиатеки.
- Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
- Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности. Визуализация акустических характеристик звуков.
- Расширение спектра невербальных заданий.
На логопедических занятиях могут использоваться различные компьютерные ресурсы. Такие как, как готовые продукты так и самостоятельно-разработанные цифровые пособия.
К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты/диагностические программы; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.
В качестве готовых продуктов можно использовать такие цифровые ресурсы:
- мерсибо (), где можно найти тесты и тренажеры для обучающихся, участвовать в вебинарах по ИКТ для работы на данном портале в специализированных мастер-классах для логопедов;
- логозавр (),
- теремок () – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций.
Так же в своей работе можно использовать интернет урок () для реализации дистанционного обучения для ребенка, в случае, если он не может посещать логопеда.
К самостоятельно-разработанному инструментарию относятся: картотеки игр, методические разработки, рекомнендации, составленные с помощью программы Microsoft Office, пособия и игры-презентации Power Point; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Для удобства связи с родителями и распространения собственного опыта необходимо использовать персональный сайт, на котором можно увидеть подробную информацию о работе специалиста, дидактический материал, рекомендации родителям и педагогам и др..
Чтобы родителям было удобно попадать на персональный сайт, можно использовать систему кьюар-кодов, которые затем размещаются в печатном виде на информационных листовках/стендах в группах детского сада.
В заключении можно сказать, что использование современных цифровых технологий в коррекционной практике позволяет сделать работу логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся. Цифровые технологии являются одним эффективных вспомогательных методов для формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование данных технологий органично сочетается с традиционными формами работы логопеда, расширяет возможности взаимодействия логопеда, в том числе и удаленного, с другими участниками образовательного процесса. Это, несомненно, позволяет увеличить эффективность проведенной работы с ребенком.
Список литературы.
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Репина #1040;., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
4. Репина #1040;., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».
Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....
"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...
Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)
Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю. МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...
участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "
В своей публикации хочу затронуть важную часть логопедической работы – это взаимодействие учителя –логопеда с родителями.Родители - главные помощн...
Мастер класс логопеда: "Игротека в работе логопеда"
В рамках проекта "Одаренный ребенок" проводилось РМО. Данный мастеркласс логопеда напрвлен на широкий круг педагогов. Материалы, выполненные своими руками будут хорошим подспорьем для работы...
Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»
Цель тренинга: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...