ИКТ в работе логопеда
методическая разработка по логопедии

ИКТ в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_rabote_logopeda.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Применение цифровых технологий в работе логопеда.

Цифровые технологии, если говорить просто, это такие технологии и устройства, где информация «оцифровывается», то есть представляется в универсальном цифровом виде. С другой стороны — это все технологии, которые позволяют создавать, хранить и распространять данные.
Информационные технологии в современном обществе стали одним из действенных средств коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цифровые технологии позволяют создавать новые формы и варианты обучения. Именно эти технологии позволяют заинтересовать детей, которые родились в век непрерывного использования всевозможных гаджетов как в доме, так и за его пределами. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу наиболее эффективных средств обучения и мотивирующих компонентов, все чаще применяемых в коррекционной педагогике и используются как дополнительный инструмент в работе педагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, отдельных роликов, презентаций (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Однако полноценное использование цифровых и ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование цифровыми устройствами ограничено требованиями СанПин: ребенок 5-7 лет может «работать» за устройствами не более 10-15 минут не чаще 3 раз в неделю. Поэтому учитель-логопед на занятиях может применять только элементы технологий, включая в структуру традиционного логопедического занятия.

Эффект от их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий.

  1. Предлагаемая информация в наглядной и привлекательной форме.
  2. Повышается мотивация и интерес детей к занятиям.
  3. Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным.
  4. Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий.

  1. Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.
  2. Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия.
  3. Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.
  4. Обучение детей навыкам самоконтроля.
  5. Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи.
  6. Образовательные возможности ИКТ для ребенка. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной.
  7. Ребёнок сам видит результат своей работы.
  8. Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков.
  9. Возникает стремление исправить увиденную ошибку.
  10. Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала.
  11. Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы.
  12. Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером.
  13. Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать.
  14. У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  1. Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы.
  2. Сочетание системного и деятельностного подходов к коррекции.
  3. Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания).
  4. Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных.
  5. Индивидуальный и образовательный маршрут – видно, как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы.
  6. Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты).
  7. Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  1. Сокращается время работы с бумажными носителями.
  2. Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  3. Возможность создания базы данных и медиатеки.
  4. Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  5. Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности. Визуализация акустических характеристик звуков.
  6. Расширение спектра невербальных заданий.

На логопедических занятиях могут использоваться различные компьютерные ресурсы. Такие как, как готовые продукты так и самостоятельно-разработанные цифровые пособия.

К готовым продуктам относятся: компьютерные логопедические тренажёры; компьютерные тесты/диагностические программы; обучающие игры; книги, учебники и энциклопедии; электронные рассылки; логопедические ресурсы.

В качестве готовых продуктов можно использовать такие цифровые ресурсы:

- мерсибо (), где можно найти тесты и тренажеры для обучающихся, участвовать в вебинарах по ИКТ для работы на данном портале в специализированных мастер-классах для логопедов;

- логозавр (),

- теремок () – компьютерные игры для развития речи и высших психических функций.

Так же в своей работе можно использовать интернет урок () для реализации дистанционного обучения для ребенка, в случае, если он не может посещать логопеда.

К самостоятельно-разработанному инструментарию относятся: картотеки игр, методические разработки, рекомнендации, составленные с помощью программы Microsoft Office, пособия и игры-презентации Power Point; цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Для удобства связи с родителями и распространения собственного опыта необходимо использовать персональный сайт, на котором можно увидеть подробную информацию о работе специалиста, дидактический материал, рекомендации родителям и педагогам и др..

Чтобы родителям было удобно попадать на персональный сайт, можно использовать систему кьюар-кодов, которые затем размещаются в печатном виде на информационных листовках/стендах в группах детского сада.

В заключении можно сказать, что использование современных цифровых технологий в коррекционной практике позволяет сделать работу логопеда интереснее и занимательнее для обучающихся. Цифровые технологии являются одним эффективных вспомогательных методов для формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование данных технологий органично сочетается с традиционными формами работы логопеда, расширяет возможности взаимодействия логопеда, в том числе и удаленного, с другими участниками образовательного процесса. Это, несомненно, позволяет увеличить эффективность проведенной работы с ребенком.

Список литературы.

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Репина #1040;., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

4. Репина #1040;., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

5. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Мастер класс логопеда: "Игротека в работе логопеда"

В рамках проекта "Одаренный ребенок" проводилось РМО. Данный мастеркласс логопеда напрвлен на широкий круг педагогов. Материалы, выполненные своими руками будут хорошим подспорьем для работы...

Тренинг-практикум для логопедов «Использование элементов логоритмики в работе логопеда»

Цель тренинга:  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по использованию логоритмических упражнений на логопедической НОД.Задачи:·...