"Играя с пальчиками, развиваем речь"
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
ИГРАЯ ПАЛЬЧИКАМИ, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев руки и умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной, (восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике и центром Брока который обеспечивает воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция). Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое значение для развития речи ребенка, и, соответственно, мышления.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.
- Вспомните, играли ли Вы в детстве с Вашими пальчиками? Как?
- Играете ли Вы с пальчиками Вашего ребёнка? Как?
- Нравятся ли Вашему ребёнку эти игры?
Вы правы, действительно, в этих играх отражены мудрость и опыт наших предков. За долго до открытия учёными взаимосвязи руки и речи они сумели придумать такие потешки, как «Сорока – белобока», «Мальчик с пальчик», «Ладушки», «Коза рогатая» и многие другие, которые мы применяем на практике и по сей день.
Уважаемые мамы и папы, помните, что, развивая тонкую моторику, вы не только продвинете развитие своего ребёнка вперёд, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребёнка.
Сегодня я предлагаю вам игровые упражнения с использованием нестандартного материала, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулирующие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас (практический показ).
Игры с прищепками
Ребенок берет прищепку тремя пальцами, сжимает и разжимает. Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки дает отличную тренировку кончикам пальцев рук.
С помощью их можно конструировать. Прикреплять прищепки по тематике (т. е. лучики к солнцу, дождик к тучке. Для этого нужно сделать из картона фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. В процессе конструирования различных предметов можно разучить с ребенком стихотворение, что будет способствовать расширению и активизации словаря, а также развивать его память. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики «Солнышко утром рано встает. Лучики тянет- тепло нам дает». Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, Возьмите прищепку со слабым «захватом» и под стихотворение поочередно «прикусывайте» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу и обратно :
«Волшебные прищепочки»
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
- Дай, хозяйка, корма мне
раньше, чем моей родне.
Бельевой прищепкой ребенок прищепляет ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальчика к мизинчику.
а) Вам понадобятся прищепки, разные фигуры из различных материалов (картон, линолеум, пробка)
Предложите ребёнку нарядить ёлочку, надеть иголки на ёжика, сделать лучики солнышку.
б) Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста:
Гусь
- Га-га-га, - гогочет гусь,
- Я семьёй своей горжусь.
Лиса
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Ротик открывает, зайчиков пугает.
ИГРЫ С БУСАМИ
Вам понадобятся шнурки, веревочки, различные предметы для нанизывания (бусины, пуговицы). Предложите ребёнку собрать предметы на шнурочек.
Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игры со шнурками и решётками
«Приключения шнурочков»
Вам понадобятся шнурки, разрезанные решетки для раковин. Предложите малышу продевать шнурок в отверстия решёток, чтобы получилась дорожка.
***
Кладём решётку на стол, колени или держим одной рукой перед собой.
Зоопарк
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.
«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решётки, делая «шаги» на каждый слог, - двумя руками одновременно или поочерёдно.
Игры с зубными щётками
Ребёнок берёт в руки зубную щётку.
Плывёт зубная щётка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход,
По пальчикам она идёт.
Растирают щёткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком.
Игры с массажными мячиками
«Мячики, мячики, массажируйте мои пальчики!»
Резиновые мячи с шипами (ежики) прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть-
Ручки будем развивать.
Ёж
- Что ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки, барсуки, медведи.
Малыш катает мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.
Игры с верёвочками.
«Замоталочки»
Вам понадобятся различные шнурочки или тесьма, швейные пластмассовые катушки, бобинки.
Предложите малышу намотать шнурочки или тесёмку на катушки. Можно устроить соревнование: кто быстрее намотает шнурочки?
«Шнурочки»
Вам понадобятся различные шнурки, тесьма или ленточки.
Предложите малышу завязать узелки на шнурке. Можно устроить соревнование: кто быстрее и больше завяжет узелков?
Игры с мелкими предметами
Вам понадобятся пуговицы, камушки и пр., картинки с изображением силуэта предметов или контуром.
Предложите ребёнку выложить контур предмета «морскими камушками», пуговицами и пр. Можно устроить соревнование: кто аккуратнее и быстрее выложит узор.
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, цветочек, бусы, буквы, цифры и т. д.
Игры с шестигранными карандашами.
«Волшебный карандашик»
Карандаш я покачу
Вправо-влево, как хочу!
Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони.
«Вертолёт»
Отправляется в полёт
Наш красавец вертолёт!
Дети вращают карандаш пальчиками обеих рук.
Платочек
Возьмите носовой платок за уголок и покажите ребенку, как можно, комкая, целиком вобрать его в ладонь. При этом необходимо использовать пальцы только одной руки, второй не помогать. Пусть ребенок сначала попробует сначала одной рукой, затем другой. Можно одновременно комкать 2 платка двумя руками. Играйте под стихотворение:
У меня живет проглот-
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Это упражнение можно назвать еще «Фокусник»
Вот игры и упражнения, которые можно порекомендовать для домашних заданий:
- Девочкам предложить превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- Для мальчиков игра – соревнование, на скорость. Кто скорее, сын или папа разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
- Выкладывайте с детьми узоры из фасоли, бобов, гороха, ракушек и т. д. Можно использовать для основы картон с тонким слоем пластилина.
- Играйте в мозаику, складывайте пазлы, лепите из пластилина любые фигуры.
- Учите ребят застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Купите краски для рисования пальчиками. Обязательно учите деток рисовать мягкой кисточкой, затем учите правильно держать карандаш. Используйте книжки – раскраски.
- И вот наконец, пальчиковые игры.
ВАЖНО! Занятия проводите только тогда, когда у ребёнка хорошее настроение.
Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате ежедневных тренировок движения пальцев совершенствуются, и ребенок станет выполнять упражнения активнее.
Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно (выполнять движения и рассказывать стихотворение), так как объем внимания ограничен и сложная задача может отбить желание к игре.
Хвалите ребенка! Подбадривайте.
Длительность игр с малышами 2 – 3 лет не должны превышать 10 минут.
Сложность должна возрастать постепенно.
Важное условие – каждое упражнение для пальчиков необходимо сначала не спеша разучить с ребёнком, если не получается - подсказать, сложить его пальчики нужным образом, и только потом уже выполнять под музыку или просто увеличивать темп выполнения. Дети должны проговаривать вместе с вами слова знакомого упражнения. И ещё – не торопитесь разучивать сразу много упражнений, гораздо полезнее будет выполнять по 1-3 упражнениям в неделю и переходить к следующим, только после качественного усвоения предыдущих.
ЭТО ВАЖНО:
1. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
2. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
3. Упражнения и задания должны выполняться регулярно и систематически.
4. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции.
5. Не ставьте перед ребенком несколько задач одновременно.
6. Сложность должна возрастать постепенно.
7. Длительность игр с малышами 2 – 3 лет не должны превышать 10 минут.
8. Хвалите ребенка!
Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам успешно развивать и воспитывать своего ребенка.
Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребёнком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
" Играем с пальчиками- развиваем речь"
Сообщение из опыта работы по развитию мелкой моторики и связной речи у дошкольников....
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Семинар-практикум для родителей младшей группы "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Практикум с родителями по развитию мелкой моторики....
Конспект организованной образовательной деятельности 2-3 лет "Играем с пальчиками развиваем речь"
Развитие речи, закрепление пройденного материала в младшей группе...
Буклет "Играм с пальчиками-развиваем речь"
В буклете представлены игры с пальчиками, с кубиками, с пуговицами, с кольцами, с палочками....
Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР
Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...