Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»
консультация по логопедии

Образцова Ольга Анатольевна

Артикуляционная гимнастика как основа правильного

 произношения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

23

                          «Артикуляционная гимнастика как основа правильного23

 произношения»

                                       Для четкого проговаривания звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, щеки, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

            1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

            2.Каждое упражнение имеет условное название и выполняется по 5-7 раз.

            3.Статические упражнения выполняются по 5-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

        4.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

            5.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

           6.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

       7.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. (Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему).

       8.Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Выполняйте только те упражнения, которые отметил логопед. На начальных этапах взрослый показывает выполнение упражнения, но вскоре ребенку достаточно будет только произнести его название.

23

  1.                        
  2.                          Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  3. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
  4.  Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.                                               Упражнения для губ

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой,
  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  4. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
  5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
  6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  5. Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Упражнения для щек

  1. Похлопывание и растирание щек.
  2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
  4. Игра с шариком. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

23

                                             Статические упражнения для языка

  1. Птенчик. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  2. Лопатка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
  5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
  7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  8. Обезьянка. Рот закрыт. Язык между нижней губой и нижними резцами.
  9. Собачка. Рот закрыт. Язык между верхней губой и верхними резцами.

Динамические упражнения для языка

  1. Лопатка - иголочка. Рот открыт. Попеременно выполнять указанные упражнения, рот не закрывать.
  2. Наказать непослушный язычок. Рот приоткрыт. Язык положить на нижнюю губу, пошлепывать губами, произнося «пя-пя-пя», затем зубами, произнося «тя-тя-тя»
  3. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Коачиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  4. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
  5. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
  6. Орешек. {Футбол. Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  7. Почистим зубы. Движением языка обвести верхние (нижние) зубы снаружи и внутри при открытом, затем закрытом рте.
  8. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
  9. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  10. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
  11. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
  12. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю (нижнюю) губу и убрать язык вглубь рта.
  13. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

23

                                     Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - "птенчик"- сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

  1. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом
  2. Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  3. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков А или Э.
  4. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
  5. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения.

Консультация для воспитателей логопедических групп по теме "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

В статье  в доступной форме представлена методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развитие детей....

Презентация "Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения"

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКАЭто совокупность особых упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.•Проводи...

"Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного звукопроизношения"

Тренинг предназначен для родителей детей старшей логопедической группы. Время проведения: первый период обучения, октябрь....