Конспект логопедического занятия "Зимующие птицы" по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абдусаламова Галина Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи на тему "Зимующие птицы" для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

«Зимующие птицы»

в группе компенсирующей направленности

для детей 6 – 7 лет с ТНР

                                                            Учитель – логопед

                                    Абдусаламова Г.Г.

       

Курск 2024

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепление представлений о зимующих птицах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов с уменьшительно-ласкательным значением, совершенствование навыков словообразования и словоизменения). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений). Совершенствование навыков слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, картинки по теме «Зимующие птицы», пособие для слогового анализа «Тучки», презентация по теме «Зимующие птицы», мяч, цветные карандаши, листочки с заданиями.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I.Оргмомент

Ребята, послушайте загадку.

Они летать умеют,

Их пух и перья греют. (Птицы)

Ответы детей.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о зимующих птицах.

II.Основная часть

1.Беседа о зимующих птицах. Логопед уточняет у детей следующие знания:

  • Из каких частей состоит тело птиц?
  • Чем покрыто тело птицы?
  • Чем птицы отличаются от других животных? (перья, клюв)
  • Чем питаются птицы?
  • Где живут?

Почему птицы называются зимующими?

Как люди помогают птицам в зимнее время?

Логопед демонстрирует презентацию «Зимующие птицы» и беседует с детьми по теме, уточняя знания детей о некоторых перелётных птицах средней полосы.

Логопед рассказывает о клесте.

Клестов называют северными попугайчиками. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживая шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса.

Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. Гнезда клестов, хорошо укрытые от снега и постороннего взгляда в гущине еловых лап, сложены из сухих веточек и плотно оплетены прядями древесных лишайников, внутри гнездо выстлано сухим мхом, заячьей, беличьей и лосиной шерстью. Как только снесено первое яичко (и пока птенцы не начнут оперяться), самка почти не покидает гнездо, выполняя роль живой печки для своего потомства. Пищу исправно поставляет отец семейства. С вылуплением птенцов забот у него прибавляется. Ведь он кормит не только птенцов, но и самку.

2.Активизация глаголов по теме «Что могут птицы?»

Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых и т.д.

3. «Для чего?» Закрепление знаний детей о частях тела птицы.

Для чего птичке клюв?

Для чего птичке крылья?

Для чего птичке лапки (пёрышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?

4.Игра «Искупаем птичек». Детям предлагается выполнить слоговой анализ и поместить изображения под тучки. На доске листочки с тучками от 1 до 4 на листке. Дети прохлопывают слова, считают количество слогов и закрепляют птичек под нужным листочком на доске.

III.Физминутка ( с мячом) игра «Назови ласково?»

Логопед произносит словосочетание, бросает мяч, ребёнок называет словосочетание ласково, возвращает мяч.

Например:

чёрное перо – чёрненькое пёрышко

серая спина

пёстрые крылья

белая шея

красная грудь

милые глаза

острые когти

длинный хвост

круглая голова

мягкие перья

шустрые лапы

белый пух и т. д.

IV.Основная часть

1.Пальчиковая гимнастика

Эта птичка соловей.                                       Загибают большие пальцы на

                                                                          обеих руках.

Эта птичка воробей.                                       Загибают указательные пальцы.

Эта птичка совушка –                                     Загибают средние пальцы.

сонная головушка.

Эта птичка свиристель.                                   Загибают безымянные пальцы.

Эта птичка коростель.                                     Загибают мизинцы.

Эта птичка злой орлан.                                    Перекрещивают перед грудью

                                                                            руки в области запястий, машут

                                                                            ладонями.

Птички, птички, по домам!                              Разводят руки в стороны, машут.

2.Задания на листочке. «Что лишнее?», «Что сначала, что потом», «Где живёт филин?»

V. Итог занятия

О чём говорили на занятии? Что понравилось на занятии? Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...