Мастер-класс для педагогов по теме «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей»
консультация по логопедии

Елена Борисовна Абашкина

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_storitelling_abashkina.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №38 пос. Эльбан

Амурского муниципального  района Хабаровского края

Мастер-класс для педагогов по теме

«Сторителлинг - как инновационная технология    развития речи детей»  

                                                                                Выполнила:

Учитель-логопед

                                                                                    Абашкина Е.Б.

2024 г.

Мастер-класс для педагогов

«Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей»  

Цель мастер-класса:

повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по использованию в работе с  детьми технологии сторителлинг.  

Задачи мастер-класса:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы: презентация, наборы «Кубики историй» и «Сочиняем сказки» 

Ход выступления: 

      Здравствуйте уважаемые, коллеги!

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Конечно, в своей работе мы используем самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Сейчас для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств - игр, картин и т. п. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. Часто мы сталкиваемся с тем, что у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, из опыта, на заданную тему и т. д.)

Представляем вашему вниманию мастер-класс на тему: «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей. С этой технологией не так давно нас познакомили на одном из районных методических объединений.   Он заинтересовал нас  тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.

Сторителлинг (англ. storytelling), или рассказывания историй, был изобретён и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

  Давайте проведем небольшой эксперимент: как вам будет интересней узнать о появлении сэндвича?

Вариант 1. Сэндвич — это английская разновидность бутерброда. Состоит из 2-х или более ломтиков хлеба (булки) и одного или нескольких слоев мясной начинки (или любой другой). Оксфордский словарь датирует первые употребления термина «сэндвич» по отношению к еде 1762 годом.

Вариант 2. Известный британский политик, аристократ Джон Монтегю, IV граф Сэндвич, очень любил проводить время за карточными играми. Однажды, во время очередной игры в криббедж, которая продолжалась уже несколько часов, он не нашел времени перекусить и приказал слуге принести ему еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям очень понравился вариант приема пищи без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «посэндвичски».

     Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать графа, когда будете готовить себе сэндвич.

Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Правильно рассказанная история дает возможность воздействовать на детей и их поступки, поэтому можно сказать что, сторителлинг это метод донесения информации.

     Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». А в русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч, мифов и т. п. Сами рассказы могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультгероях), так и о реальных героях (детях группы, самом педагоге). Подобные рассказы схожи со сказками, поскольку, как и сказки основываются на намеках.

     Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами  и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

     Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. 
    Задача сторителлинга  создать понятную для детей взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим, определение в настоящем себя и своих поступков.

    Можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1.        Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2.        Техника сторителлинга имеет форму дискуса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3.        Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4.        Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

    На каких принципах строится методика сторителлинга, т.е составление хороших историй. 

1.Простота. 
Истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое. 
2.Неожиданность. 
Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «чёрное - белое». 
3.Конкретность. 

Персонажи   истории   должны   быть   знакомы   и   понятны   дошкольникам. 
Рассказывая   историю,  важно  помнить  о том,  что дети могут не знать какие-то понятия и термины. 
4.Реалистичность. 

Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят. 

Структура техники сторителлинг
1. Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его должно зацепить их внимание и удерживать его. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить.
2. Развитие события - эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры действующих лиц.
3. Кульминация - когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали. 
4. Заключение - должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль. 

    Мы решили внедрить в работу с детьми нашего учреждения  уникальную настольную игру - пособие метода storytelling, Кубики Историй,  развивающую фантазию и речь.  

    Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй») и навсегда влюбились в неё, она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории. Оригинальные «Storycubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Можно заказать российский адаптированный для детей вариант кубиков «Сочиняем истории и «Сочиняем сказки», но цена на них тоже велика, да и размер для детей мелковат.

Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная и использоваться может в любом месте и в любое время.

    Для изготовления игры «Кубики историй»  понадобились простые деревянные кубики (5*5*5, клей, ножницы, фотобумага и картинки (вариант картинок есть в интернете). Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или  рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения»

    Настольная игра «Сочиняем сказки» строится по такому же принципу.

    Каждый кубик содержит 6 картинок с ключевыми элементами любой сказки:

  • положительный герой
  • друг главного героя
  • сказочный помощник
  • злодей
  • чудесный предмет
  • испытание
  • волшебный дар
  • злые чары
  • счастливый финал

     Вспомните, как строится большинство русских народных сказок, и используйте стандартные элементы композиции в своей истории. Познакомьте слушателей с главным героем и его помощником, опишите их встречу со злодеем. Придумайте, как с помощью своего волшебного предмета герою удалось выполнить непростое задание. И непременно в финале сказки устройте пир на весь мир!

     Играя в первый раз, дети, возможно, будут повторять уже известные сюжеты, но чем больше они будут тренироваться, тем интереснее и оригинальные будут выходить их собственные сказки.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Маленькие дети могут начать сочинять сказки или истории по 3-4 кубикам.

Итак, игра начинается! Первый ребёнок достаёт из волшебной коробочки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю (лучше сразу определиться какой кубик будет первым – главный персонаж). Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

Из картинок получается  огромное количество сочетаний. Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!

Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

     Предлагаем вам разделиться на подгруппы и попытаться самим поработать с кубиками и записать свой рассказ.

    Напоминаем правила: первый участник круга историй (из всех, кто участвует в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Кому-то из взрослых нужно поручить записывать ход сюжета, вдруг он и впрямь выйдет интересным. “Однажды в волшебном замке случилась беда - грабитель похитил волшебную палочку...” Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать правилу - сказка за 5 ходов. 

     Теперь скажите «Однажды...» ( или одно из слов\ предложений, которые вы видите на табличке ниже), выберите первый кубик, с которого начнется и продолжится рассказ, связав остальные картинки в одну историю!

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Когда – то давным давно…
  • Садитесь поближе я вам расскажу…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • Это произошло темной и дождливой ночью…
  • Наш герой понятия не имел, что его ждет
  • Тогда казалось, что это не так важно…
  • Жили – были…

Таким образом, техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, как я отмечала выше, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.

Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Мастер-класс по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Добрый день, уважаемые коллеги!           СЛАЙД №1.                              Меня зову...

Мастер-класс для родителей логопедической группы «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей»

В материале изложена краткая информация для родителей об элементах технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда по коррекции системного нарушения речи. Представлен Мастер-класс по обучению составле...

Мастер-класс "В гости к бабушке Лукерье" для родителей по развитию речи детей 5-6 лет

Мастер-класс -одна из форм работы с родителями. Выполняя задания логопеда рядом и вместе с детьми родители приобретают необходимые навыки обучения детей-логопатов....

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...