Методики коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР
методическая разработка по логопедии
Методики коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
.Методики коррекционно-развивающего обучения связной речи
детей с ОНР
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Т.Б.Филичева указывает в содержании логопедической работы с детьми третьего уровня речевого развития в качестве ведущих задач- развитие связной речи. На логопедических занятиях упражнения в составлении предложений по картине, по демонстрации действий переходят в умение связно рассказывать увиденное. Дети составляют рассказы-описания по представлению и по плану, данному логопедом. Особое внимание уделяется составлению рассказа по картинке. Сначала дается описание внешнего вида персонажа, его действий.
На последующих этапах работа по обучению связной речи усложняется. Дети самостоятельно раскладывают серию сюжетных картинок. По каждой картинке составляют предложения. Затем детям предлагается рассказать не только, что нарисовано на картине, но и о предшествующих действиях. Большое место в формировании связной речи занимает пересказ. Используется пересказ ”по цепочке”и с элементами драматизации.
А.В.Ястребова излагая методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы ,формирующие полноценную речевую деятельность. Основной целью коррекционно-развивающего обучения является развитие умений построения связного высказывания:
-программирование смысловой структуры высказывания;
-установление связности и последовательности его;
- отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания.
В.К.Воробьева указывает принципы организации коррекционной работы по формированию связной речи. Можно выделить в предложенной системе развития связной речи четыре взаимосвязанных между собой раздела:
1. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
2. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
3.Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
4. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
Большое внимание уделили вопросу развития связной речи Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.
В.П.Глухов предлагает методику обучения детей с ОНР рассказыванию. Особую роль в формировании связной монологической речи Глухов уделяет обучению пересказу. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи; о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В.Гербова.
Работа по развитию связной речи ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- разучивание стихотворений
- обучение составлению пересказа ;
- придумыванию рассказов, сказок; отгадывание загадок.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детсада. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации, которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение словаря осуществляется в ходе работы над предложением.
Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия: систематичность проведения; распределение их в порядке нарастающей сложности; подчинённость заданий выбранной цели; чередование и вариативность упражнений; воспитание внимания к речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/09/picture-155821-1728491385.jpg)
Особенности пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ и методика коррекционно-развивающей работы по обучению ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве
Данная статья посвящена особенностям пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ, а также трудностям и проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в процессе обучения,есл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-698441-1447747522.jpg)
Методика "Коррекционно-развивающей работы при работе с обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ"
Методика "Коррекционно-развивающей работы при работе с обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ"Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обра...
Выступление на методическом объединении 2011 г: "Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников".
В выступлении рассматривается организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-870422-1511458643.jpg)
«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»
laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда в группе детей с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-1333647-1632795213.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...